Очередные мусорные разборки случились не на ровном месте: регоператор обнаружил, что городской комбинат благоустройства и озеленения якобы запускает руку в его карман.
Яблоком раздора послужило уплотнение ТКО, чем КБО с недавних пор занимается на базе своего предприятия. Такое решение вполне оправдано: с какой такой стати отдавать немалые бюджетные деньги регоператору "за воздух", то есть неуплотнённые отходы, вывозимые компанией-перевозчиком с территории КБО?
Регоператор возбудился: уплотнённые отходы невыгодно влияют на его доходы. На этой почве и случился разлад, грозящий разрывом отношений...
Платить за "воздух" не согласны
Порассуждать о том, кто в этой ситуации тянет на себя одеяло, конечно, можно на любой кухне. Но далеко не каждый из нас на "ты" с законодательством, которое знает ответ на вопрос: насколько законной является претензия "Аэросити-2000" к руководству КБО, организовавшему уплотнение твёрдых коммунальных отходов на своей территории? В чём же суть возникших разногласий?
Начнём с того, что мусор, который собирается в городе силами работников КБО, складируется в восьмикубовую мульду, установленную на базе предприятия. Согласно договору, данные отходы в течение года вывозятся на специализированный полигон мусоровозами регоператора, осуществляющего деятельность по обращению с ТКО на территории нашего муниципалитета.
До недавнего времени в мусоровозы загружались рыхлые, то есть неуплотнённые ТКО, что было на руку компании-перевозчику. Понятное дело: с территории КБО он забирал накопленные кубы отходов, которые гидравлика кузова, по утверждению регоператора, прессовала до предельно допустимого значения уплотнения. То есть загруженные в кузов спецтехники твёрдые коммунальные отходы, вывоз которых, согласно заключенному контракту, обходится местному бюджету в сто с лишним тысяч рублей ежемесячно, в мусоровозе ужимались в разы, значительно уменьшаясь в объёме. Следовательно, техника регоператора, по большей части, перевозила воздух, оплаченный из городской казны, а на место, освободившееся в кузове после прессования, размещался мусор с других территорий города.
Это и есть отходы, которые трансформируются в доходы…
Рыхлый мусор - деньги на ветер
По информации специалистов КБО, в кузов спецтехники, объёмом 16 кубов после прессования гидравликой вмещается от 32-х до 40 кубов отходов, что составляет объём четырёх-пяти бункеров вместимостью восемь кубов. За вывоз мусора из одной такой мульды с базы КБО регоператору причитается пять тысяч рублей из местного бюджета.
После того как в КБО приступили к уплотнению ТКО, объём одного куба рыхлого мусора уменьшился до 0,3 м3 или с трёх мешков до одного. Казалось бы, какая разница, если компания-перевозчик так или иначе, согласно договору, обязана забрать 8 м3 накопленного в мульде мусора?
- Простая арифметика, - поясняет директор КБО Андрей Тропин. - К примеру, в декабре минувшего года силами КБО с территории муниципалитета собрано 55,5 кубометра рыхлых ТКО. В результате уплотнения этот объём сократился до 24-х кубометров, оплата которых составляет 14 900 рублей. При том, что вывоз одного кубического метра мусора обходится в сумму 621 рубль 70 копеек.Экономия за этот месяц составила почти 50 процентов.
Согласно контракту, заключённому с "Аэросити-2000" на 2021 год, его цена на вывоз ТКО с базы КБО составляет 1 миллион 102 тысячи 495 рублей в год. Столько местный бюджет обязан заплатить за услугу компании-перевозчику по вывозу рыхлого мусора. Однако при уплотнении ТКО экономия бюджетных средств может вылиться в солидную сумму. Например, в текущем году на территории муниципалитета будет собрано 1100 м3 мусора. После его уплотнения экономия составит 341 тысячу рублей.
Таким образом вывоз рыхлого мусора с базы ТКО в этом году обойдётся городу в миллион с лишним рублей, уплотнённого - почти наполовину меньше. Чувствуете разницу?
Камень преткновения…
Похоже, московская компания тоже чувствует эту разницу, поэтому, по словам директора КБО, выдвигает требования, не прописанные законодательством в сфере обращения с ТКО. Претензия к КБО, заключающаяся в том, что потребитель не имеет права прессовать образующиеся ТКО перед передачей их компании-перевозчику, лишена законного обоснования.
Однако уплотнение мусора (заметьте: именно уплотнение, а не прессование) на базе предприятия никак не влияет на увеличение объёмов, предусмотренных договором между потребителем, то есть КБО и компанией-перевозчиком. Это может повлиять только на безмерно разыгравшийся "аппетит" мусорного бизнеса, которому город не собирается за просто так дарить по полмиллиона рублей в год, которые можно потратить на благоустройство и иные нужды муниципалитета.
Именно поэтому осенью прошлого года руководством КБО было принято решение о приобретении собственного механизма для осуществления уплотнения ТКО.
- Это и стало камнем преткновения, причиной для несогласия регоператора с таким положением дел, - разъясняет суть возникших разногласий директор КБО. - Дело в том, что мы не прессуем ТКО, а уплотняем его для размещения в восьмикубовую мульду, что, согласно договору, не превышает объём, оплачиваемый из бюджета. Считаю, что уплотнение ТКО - это нормальный хозяйский подход, при котором бюджетные деньги пойдут на пользу городу, а не в карман продуманному бизнесу.
Это голая правда одной стороны возникшего конфликта. Но есть и другая, доказывающая обратное, что и послужило основанием для письменной претензии компании "Аэросити-2000", предъявленной руководству КБО.
Отходы - в доходы?
Суть вышеозвученной претензии, по просьбе городских СМИ, изложила в телефонном режиме начальник юридического отдела филиала ООО "Аэросити-2000" в Республике Хакасия Жанна Топоева. Приводим пояснение дословно:
- Компанией "Аэросити-2000" по результатам изучения законодательства в сфере тарифного регулирования, а также иного, было установлено, что при утверждении тарифов, нормативов образования ТКО для различных категорий граждан, территориальной схемы обращения с отходами, количественные показатели объёмов ТКО приводятся в неуплотнённом виде, то есть в непрессованном.
Кроме этого, в соответствии с действующим законодательством, а именно - Правилами обращения с ТКО, которые утверждены постановлением Правительства РФ, понятие "уплотнение ТКО" применяется только для ситуации и для взаимоотношений между регоператором и оператором по транспортированию ТКО.
Кроме того, данные Правила напрямую запрещают транспортировать отходы сверх предельно допустимого значения уплотнения.
Кроме того, прессование, мы полагаем, недопустимым действием, поскольку все автомобили, которые эксплуатируются "Аэросити-2000", имеют свой собственный, то есть заводской коэффициент максимально допустимого уплотнения. И превысить данный коэффициент мы не можем. Если в мусоровоз помещать уже заранее спрессованные отходы, то, как установлено на практике, на примере КБО, авто могут выйти из строя.
Для всех известно, что мусоровозы являются очень дорогостоящей техникой, и их поломка повлечёт, в первую очередь, нарушение графиков транспортирования ТКО, что является недопустимым.
Как-то так… Не нам судить, где тут лукавит либо, напротив, чётко следует Букве закона регоператор, потому как это компетенция надзорных органов, которые, надеемся, дадут оценку действиям обеих сторон.
Остаётся только добавить, что в претензии, направленной руководству КБО за подписью директора филиала "Аэросити-2000" в Хакасии Алексея Егорова, чёрным по белому прописано:
"Учитывая изложенное, осуществление прессования ТКО силами МКУ МО г. Саяногорска "Комбинат благоустройства и озеленения" и накопление отходов в спрессованном виде, недопустимо. Настоятельно рекомендую исключить факты складирования отходов в бункере, используемом комбинатом, в спрессованном виде. Одновременно уведомляю, что в случае установления фактов наличия в ёмкости такого рода отходов, их сбор осуществляться не будет"…
И это ещё не все претензии, выдвинутые регоператором руководству КБО. Продолжим…
Пресс ударяет экологию под дых?..
Если набраться терпения и прочесть данную претензию от начала до конца, закипят не только мозги, но и творческое воображение. Помните, как в лермонтовском "Бородино" "…смешались в кучу кони, люди"…
Во-первых строках своего письменного обращения, регоператор ссылается на удар прессованного мусора по экологии:
"Научные исследования показали, что процесс прессования отходов безоговорочно влечёт за собой изменение как физических, так и химических свойств отходов, таких как: пожароопасность, влажность и впитываемость влаги, замедление процесса разложения и разрушения органических веществ, выделение вредных веществ в атмосферный воздух и подобное. В свою очередь процессы горения, разложения, выделения веществ являются физико-химическими процессами"…
Что сказать? Если вышеуказанные нарушения в деятельности КБО по недопустимости уплотнения мусора регоператор пытался подогнать под определённые нормы законодательства, то ссылки на компетентные органы или научные труды учёных в претензии представлены не были.
Скорее всего, руководство КБО должно на слово поверить регоператору, чтобы усовеститься и прекратить уплотнение мусора, грозящее изменением "как физических, так и химических свойств отходов" ещё и потому, что...
В письменном обращении к руководству КБО регоператор указывает, что на базе КБО складируются отходы, которые предварительно подверглись физическому воздействию, то есть прессованию.
К такому выводу они пришли, по их утверждению, "по результатам визуального осмотра места накопления ТКО". То есть мимоходом заглянули в мусорную мульду и на "глазок" определили: коэффициент уплотнения отходов превышает разумное значение, что без ножа зарежет экологию…
"Под занавес"…
Что на это отвечает руководство КБО? Первым шагом коммунальщиков стал письменный запрос в адрес регоператора с предложением конкретно обосновать суть претензии, в том числе по поводу научных исследований и доказательных выводов о превышении параметров уплотнения ТКО на базе КБО. Кто и когда проводил здесь подобные исследования? Второе: каким законом прописано, что потребитель не имеет права уплотнять образующиеся ТКО перед их передачей компании-перевозчику?
Само собой разумеется, что московская компания не хочет и не может упустить возможности как можно больше выкачать из местного бюджета денежных средств, выезжая при этом с территории КБО с полным кузовом рыхлых отходов, за "надутый" объём которых затем рассчитается город. Трудно пережить тот факт, что руководство КБО не намерено отваливать по полмиллиона за воздух, который они прокатят в кузовах мусоровозов.
Задача местных СМИ - обнародовать проблему, чтобы привлечь к ней внимание надзорных органов. Газетчики и телевизионщики не собираются замалчивать эту тему, потому что горожане уже давно в самой гуще той каши, которую заварила мусорная реформа…