ЗАГС - сухая аббревиатура, сопровождающая такие значимые вехи в бытии человека, как рождение ребёнка и получение имени, смена семейного статуса и уход из жизни… И, наверное, поэтому так важно в лице специалистов казённого учреждения не только получить квалифицированную помощь в оформлении бумаг, но и ощутить человеческое участие и поддержку. Это прекрасно понимает встречающая меня доброжелательная женщина с лучистой улыбкой - новый начальник Отдела департамента ЗАГС Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия по городу Саяногорску Александра ЛОМАЕВА. Приятно познакомиться!
- Александра Сергеевна, вы в нашем городе человек новый. Расскажите, пожалуйста, о своём профессиональном пути.
- Родом я из города Сорска Республики Хакасия. Там же начала трудовую деятельность, и с первых дней она была связана с людьми. После окончания института, с 2003 по 2011 годы, я работала специалистом в Управлении социальной поддержки населения города Сорска, решала вопросы по начислению детских пособий, оформлению путёвок в лагерь и другие вопросы семей с детьми. Затем, победив в конкурсе на вакансию, получила новую должность в отделе Комитета ЗАГС при Правительстве Республики Хакасия по городу Сорску и проработала там восемь лет. С 22 октября 2020 года переводом назначена на должность начальника Отдела департамента ЗАГС в Саяногорске.
- При слове "загс" первое, что приходит на ум, это толпа гостей, слова регистратора, подписи в книге записей... Что ещё входит в ваши задачи?
- Торжественная церемония бракосочетания - это всего лишь вершина айсберга. Загс ведёт работу по семи направлениям, определяющим гражданское состояние: заключение брака, расторжение брака, рождение и смерть, установление отцовства, усыновление и смена имени. Каждое из этих событий требует фиксации в виде документа установленного законом образца. При этом необходимо грамотно и скрупулёзно производить записи в реестре, чтобы у человека в дальнейшем не возникло каких-либо юридических проволочек.
- Тот случай, когда одна маленькая закорючка может обернуться большой проблемой?
- Мы проверяем каждое слово на пять раз до буквы, дефиса и запятой. Ведь для закона, для электронной системы, с которой мы работаем, те же пресловутые Е и Ё - разные буквы, и соответственно человек с именем, написанным в одном случае через Е, а в другом через Ё - это разные люди. К примеру, человека зовут Артём, но в паспорт ему кто-то когда-то вписал "Артем" - и теперь именно в таком виде мы вносим сведения для последующих документов. Либо гражданину придётся переделывать все бумаги, начиная с самой первой актовой записи, а это очень долгий процесс, связанный с множеством запросов в разные инстанции. В эпоху распространения юридической грамотности и осознанности люди и сами стали ответственнее относиться к этому вопросу, и мы в свою очередь всегда предлагаем ознакомиться с записью в книге регистрации, убедиться, что всё составлено корректно.
- Государственные учреждения сейчас активно переходят на цифровые платформы. Что изменилось в связи с этим в системе загса?
- С января 2021 года загсы по всей России подключились к системе Единого государственного реестра (ЕГР ЗАГС). Это значительно облегчило работу с информацией, как для сотрудников, так и для граждан. Один из удобных моментов: теперь человек может обратиться за получением повторного документа в любой загс, независимо от того, где была ранее произведена запись. Не нужно ехать в другой город или посылать кипу справок почтой - всё оперативно решается на месте.
С улыбкой к людям
- Назовите необходимые для специалиста загса качества? Каким он должен быть?
- Прежде всего, внимательным и аккуратным - важность правильного оформления свидетельств мы уже озвучили. Также нужна быстрота восприятия, способность обрабатывать большие объёмы данных - поток посетителей у нас очень плотный, и мы стараемся обслужить граждан, не создавая очереди, чтобы все остались довольны. Кроме того, в работе с людьми не обойтись без таких качеств, как доброта и тактичность - сотрудник должен суметь объяснить действующие правила и при этом не смутить, не обидеть человека. Бывает и такое, когда кто-то изначально приходит возмущённый, хочет поругаться, значит нужно успокоить, снять накал эмоций и переключить внимание человека на поиск решения проблемы - и это требует от работника определённой психологической устойчивости, хороших навыков общения. В целом мы стараемся вникнуть в каждый конкретный случай, помочь во всём, что входит в рамки нашей компетенции. С такой ежедневной нагрузкой успешно справляются мои коллеги - ведущий консультант Елена Сергеевна Степанова и главный специалист-эксперт Екатерина Яковлевна Кудряшова.
- Хорошо выглядеть - это тоже одно из требований?
- Обязателен деловой стиль, а остальное - это уже запрос к самому себе, хорошая привычка. Мы ведь понимаем, что та же свадьба - торжественное мероприятие, а регистратор - его часть, а значит выглядеть нужно достойно, нарядно. Опрятный вид специалиста располагает к диалогу и в обычные дни работы.
- Вы замечаете, как изменилось в обществе отношение к официальному браку?
- Количество регистраций сильно уменьшилось. Свадьба стала дорогим удовольствием, из-за чего часто люди откладывают поход в загс. Кто-то предпочитает скромную свадьбу, а деньги тратит на путешествие или вкладывает во что-то другое, более насущное. Многие просто живут в так называемом гражданском браке, мол, им и так хорошо. Правда, тут нужно понимать, что юридических прав и, соответственно, правовой защищённости такая форма отношений не даёт. Наконец, в 2020 году на количестве браков сказалась и эпидемия - пары переносили торжество из-за ограничений по количеству гостей.
- Меняете ли вы ход регистрации по просьбе молодожёнов?
- У нас есть регламент, но мы можем в рамках закона пойти на уступки, так как понимаем, что для молодых супругов это исключительное, неповторимое событие, когда хочется, чтобы всё было о них и для них. Можем поставить другую музыку, внести коррективы в церемониальную речь. Кстати, речь каждый сотрудник пишет сам, проникаясь настроением конкретной пары.
- Вспомните самую необычную свадьбу в вашей практике?
- Однажды к дверям загса подъехал конный кортеж. Оказалось, у жениха отец занимается коневодством, так что на церемонию он с отцом невесты прискакал верхом, а нарядные гости - в каретах и на санях. Выглядело это очень зрелищно. Ещё более мы были впечатлены, когда в брак вступал сотрудник пожарной службы, и молодые прибыли на пожарных машинах с коллегами в спецодежде МЧС.
- Часто ли в загсе кто-то говорил "нет" или что-то шло не по плану?
- Было несколько случаев, когда человек, уже стоя перед регистратором, говорил "нет", но мы видели, что он шутит - он тут же продолжал "да, конечно!". Но, как правило, о серьёзном отказе становится известно ещё до входа в зал, ведь мы перед этим приглашаем молодых для предварительной проверки актовой записи.
Уже по ходу мероприятия бывают эмоциональные всплески, когда кто-то из супругов или гостей не справляется с нахлынувшим волнением. Мы можем остановить церемонию, дать время успокоиться. К слову, прослезиться могут не только невесты, но и женихи. Бывает, что человек сам от себя этого не ожидал, относился до поры к происходящему спокойно, но когда зашёл в зал, услышал музыку, слёзы будто сами полились. Что говорить, даже официальная часть свадьбы - это действительно трогательное событие.
- За годы это не стало для вас конвейером?
- В самые загруженные дни мне доводилось регистрировать по 15-17 браков. При этом церемония занимает полчаса, так что выходит полный рабочий день без отрыва от книги записей. Однако тут нет места душевному "автоматизму": к каждой новой паре я подхожу серьёзно и чутко, моя задача - провести регистрацию на высшем уровне. Другое дело, что сами люди относятся к происходящему по-разному. Одни не вникают в слова, рисуются на камеру, позируют; другие слушают внимательно, и видно, что для них это взвешенное решение; третьи на нервном фоне от переживаний вообще ничего не воспринимают, но зато потом могут пересмотреть видео и попробовать заново это прочувствовать. Поэтому я в любом случае стараюсь своей речью так или иначе донести до присутствующих главное - здесь и сейчас они являются участниками и свидетелями знаменательного момента, когда рождается семья.
Статистика жизни
- Если обратиться к цифрам, каким был минувший год для Саяногорска?
- Всего с 1 января по 31 декабря 2020 года в Саяногорске было зарегистрировано 2258 актов гражданского состояния. Из них, к сожалению, больше всего регистраций смерти - 908 выданных свидетельств. Полагаем, определённую роль в этом сыграла эпидемия. Для сравнения: документов о рождении выдано 538. Как видите, налицо убыль населения - в силу ли того, что молодые люди переезжают в другие города, ввиду ли снижения рождаемости на месте из-за ряда других причин... Количество зарегистрированных разводов (323) практически догоняет число заключённых браков (368), что тоже заставляет задуматься. Из других документов было составлено 84 акта об установлении отцовства, 5 актов об усыновлении и 32 - о перемене имени.
- Какие имена сейчас на пике популярности?
- Самые распространённые у мальчиков в 2020 году: Артём, Александр, Максим, Матвей, Лев, Евгений, Данил, Даниил, Егор, Иван, Глеб, Михаил. Среди девочек лидируют Виктория, София, Софья, Олеся, Полина, Александра, Анна, Елизавета, Варвара, Дарья.
- А самые редкие или необычные назовёте?
- Еремей, Гордей, Роберт, Алан, Тарас, Георгий, Всеволод, Мирон, Самир, Мартин, Марк, Демид, Тимур, Афанасий. А среди девочек - Амелия, Лада, Соня, Ника, Василиса, Николь, Милана, Майя, Евлалия, Мия, Агата, Владислава и Надежда.
Работа по любви
- По долгу службы вам многое известно о жителях - семейное положение, степень родства, кто откуда приехал и многие другие обстоятельства. Это накладывает отпечаток на общение вне работы?
- Я воспринимаю каждого человека прежде всего как личность, а не как субъект в том или ином гражданском статусе. Если это близкие люди, хорошие знакомые, и я знаю, что у них в семье родился ребёнок, я могу спросить, как он растёт, когда в садик и так далее. В основном же многое просто забывается из-за ежедневного потока информации. А если серьёзно, все эти данные конфиденциальны и факты, ставшие известными нам по роду работы, должны оставаться за закрытыми дверями наших кабинетов.
- За что вы любите свою работу?
- Знаете, когда-то в вузе я училась на инженера-строителя, но так сложилась судьба, что уже много лет помогаю в строительстве другого рода - создании семьи, оформлении, так сказать, юридического её фундамента. Работа дала мне новые знания и навыки, опыт общения с самыми разными людьми, личностное развитие, профессиональное признание. Кроме того, наша повседневная деятельность тесно связана с такими понятиями, как "жизнь" и "смерть", "семья", "рождение"… Мы становимся свидетелями радости и печали, разочарований и обретения новых надежд; за бумагами на моём столе и цифрами в компьютере всегда чьи-то маленькие и большие истории. Каждый день я чувствую эту причастность к чему-то важному, ценному, что останется не только и не столько в архивах, сколько в сердцах близких и любимых, в памяти будущих поколений. И это вдохновляет!
Что ж, пожелаем Александре Сергеевне успехов на новом месте. И пусть для всех нас наступивший год станет вдохновляющим, а поводы для обращения в загс будут только приятными.