Многие посетители подолгу задерживаются у витрины с глиняными игрушками и сувенирами и не сдерживают восторженных отзывов. Смотришь на все это глиняное великолепие и поражаешься, каким творческим даром владеют мастера! В умелых, мастеровых руках глина будто оживает.
Уходящее, но такое близкое к душе традиционное древнерусское искусство все еще подвластно только истинным профессионалам. Сегодня их осталось немного. Олег и Анна Осминины, однажды полюбив керамику, продолжают работать в исключительно этом художественном промысле. В гончарной мастерской как-то по-особенному уютно и тепло, пахнет глиной и молоком. Всякий человек, однажды заглянувший сюда, непременно захочет вернуться вновь и опять окунуться в мир веков, полюбоваться на изделия ручной работы. Анна Викторовна рассказывает:
— Гончарная мастерская в Частоозерье была создана два года назад после того, как очередной кризис подкосил наше и без того нелегкое положение. А началу положила судьбоносная встреча супругов Осмининых с депутатом Государственной Думы и земляком Александром Владимировичем Ильтяковым в Москве на Всероссийском фестивале мастеров прикладного искусства. Он дал нам визитку со словами: "Будет трудно, звоните". Тогда Александра Владимировича заинтересовала наша социальная работа. Мы на бесплатной основе занимались с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Категория трудная, не все берутся с ними работать, у нас получалось да и детки были в восторге.
Вот так состоялось их первое знакомство, а уже через полгода Осминины обратились к Александру Владимировичу с просьбой помочь найти помещение для своей мастерской. На прежнем месте условия работы были затруднены. В считанные дни вопрос решился положительно. Но, когда, казалось бы, жизнь потечет в привычном русле, Александр Владимирович сделал мастерам предложение о переезде в Частоозерье. Пообещал создать все условия для работы, оборудовать всем необходимым, обеспечить жильем, но главное — дать возможность свободно творить. От такого заманчивого предложения трудно было отказаться.
— Приехали в село, посмотрели помещение, поговорили с Александром Владимировичем, который дал нам на раздумья два дня. Мы все "за" и "против" написали, и оказалось, что плюсов больше, — не скупится на откровенность Анна Викторовна.
Страхи были в другом: главное было не подвести Александра Владимировича Ильтякова, который помог и всецело поверил нам. Но они быстро улетучились, ведь Осминины — люди крепкие, как их глиняная продукция. Пройдя трудности, как их изделия обжиг, они стали только крепче и сильнее. Предприятие "Велес" обеспечило семью жильем, на безвозмездной основе выделило просторное здание под мастерскую.
Анна Викторовна Осминина родилась и выросла в Кургане. С рождения ей было дано видеть доброе и прекрасное в окружающем мире. Ее всегда окружали красивые и рукотворные вещи. Дело в том, что родители Анны Викторовны художники, вдобавок мама керамист и художник по фарфору, а папа резчик по кости. Многие позитивные качества и культурные ценности ей были привиты в семье. Поэтому выбор творческой профессии оказался неслучаен.
— У мамы была своя, одна из первых в Кургане, изостудия "Синяя птица". С малых лет я занималась керамикой, лепкой, рисованием. При выборе своего дальнейшего пути, естественно, я пошла по тому, который был мне ближе и интересней, — говорит моя собеседница. — На момент нашего знакомства Олег был далек от творчества, но видя изо дня в день, как я занимаюсь лепкой, решил попробовать сам. Так потихоньку втянулся. А в 2009 году мы зарегистрировали свое предприятие. Уникальность нашей работы состоит в том, что мы сотрудничаем с историческим факультетом Курганского госуниверситета и восстанавливаем традиционную зауральскую керамику.
После окончания Курганского колледжа культуры по специальности "Руководитель ансамбля русских народных инструментов", Анна вернулась к своему любимому занятию — лепке из глины. Сейчас Анна Викторовна вместе с супругом Олегом Викторовичем в гончарной мастерской ведут кружок лепки: учат основам ремесла и образному мышлению, творчески мыслить.
— Недалеко то время, — говорит с улыбкой Анна, — когда мои ученики превзойдут в умении и знании своего учителя.
В народном искусстве, как и в природе, красота определяется полезностью и не мешает ей. Олег и Анна Осминины делают из специально приготовленной глины пригодные для использования в быту крынки, горшки, чайные и кофейные сервизы, сувениры с символикой Зауралья. Мастера они многогранные и разносторонние, работают в разных направлениях, постоянно занимаются самообразованием, повышают профессиональный уровень. За активную творческую деятельность и участие в международных и всероссийских выставках и фестивалях Осминины награждены множественными Грамотами и Дипломами. Безусловно, умельцы постоянно находятся в творческом поиске. Многие их живописные изделия находятся в частных коллекциях Екатеринбурга, Кургана, Тюмени, Москвы и других городах. Всегда жизнерадостные и приветливые, Олег и Анна с удовольствием делятся опытом со всеми, кто заглядывает к ним в мастерскую.
Изделий на полках много — образцовое разнообразие: кружки, горшки, чашки, малые и большие, блюда, кувшины, свистульки и магниты. Посуда в гончарной — это отдельная история. Несколько лет назад художественные мастера участвовали во Всероссийском фестивале "Абалакское поле". Для исторической реконструкции событий нужна была особенная посуда: технология изготовления такая, как на Руси в 18 веке владели.
— Этой посудой можно пользоваться? — спрашиваю.
— Конечно, — предупреждает традиционный вопрос Анна Осминина. — Эти изделия обработаны обваром, как в старину. Все технологии сохраняем. Вот кринки. В них молоко чудесно хранится и не прокисает. Сейчас еще некоторым изделиям можем придать и современный декор.
Вот она на полке красуется, вроде бы такая простая криночка, но чтобы ее сделать, надо, подтверждают специалисты, хорошее настроение иметь. Это первое дело. Глина проминается, как тесто, а потом уже дальше выкручивается на гончарном круге. Ручки лепят только на следующий день. Все это должно хорошо высохнуть, отшлифоваться, а только потом уже обжигаться при температуре в тысячу градусов.
С минувшего лета через гончарную мастерскую проходят группы туристов, приехавших из разных мест, но разговорят об одном — о естественной и экологически чистой красоте зауральской керамики. Сколько еще произведений родится в студии, благо глины в области всегда хватало! Правда, доставлять ее в Частоозерье проблематично. Хотя до революции в здешних краях работали два маленьких кирпичных заводика и гончарный цех, а значит, нужная глина имеется, остается только найти ее. Но любая глина, прежде чем попадет на гончарный круг, проходит определенные и длительные этапы подготовки — сначала ее нужно очистить от корешков, просеять, промыть, а затем не одну неделю замачивать.
Двери в гончарную мастерскую открыты. Здесь рады каждому посетителю, и не только расскажут, но и научат, как первое свое изделие сотворить. Кстати, это только на первый взгляд кажется, что создавать керамику — дело нехитрое. На практике все иначе: только через годы, по словам мастеров, может выйти что-то необыкновенное. Всему учиться надо и любить, преданно любить свое ремесло, и уж тогда оно затягивает полностью, и невозможно оторвать взгляда от гончарного круга.
Около 40 детей младших и средних классов посещают занятия по гончарному делу. В светлой уютной комнате, где проходят уроки, установлены современный гончарный круг и две муфельных печи с вытяжками. Одна — подарок от "Велеса". Здесь царит душевная атмосфера всеобщего творчества. Это совершенно иной мир, где время замедляет бег. Попадая в эту комнату, будто вырываешься из реальности.
Затаив дыхание, наблюдают ребята за чудом, творящемся на их глазах, — в умелых руках педагога Анны Викторовны из куска глины получается фигурка собачки. Пробуют свои силы девочки: у Маши получился щенок, похожий на дворняшку, у Насти — пес с грустными глазами. Дети увлеченно лепили, мяли глину, старательно склеивали детали. Радовались, улыбались, надолго задумывались и даже сердились, если что-то не получалось. Преподаватель терпеливо показывал каждому ученику, как правильно работать с глиной. После обжига в печи изделие приобретет твердость, после росписи — красоту. Возможно, для кого-то это увлечение станет ремеслом.
На каждом занятии Анна Викторовна старается развить творческие способности каждого ребенка. Она смотрит, в каком направлении он достигает лучших успехов и делает на это упор. Она, как личность творческая, всегда в поиске и движении, всегда старается дать детям материал в интересной форме.
— Я стараюсь прививать своим воспитанникам любовь к родному краю, учиться видеть его яркие цвета и богатства, которые окружают каждого из нас, — с интересом рассказывает Анна Викторовна.
На прощание мастерица провела меня в соседнее помещение с большим столом в центре. На нем расположился черно-белый эскиз, а вокруг красные, зеленые, желтые кусочки стекла.
— Какая красота! — подумала я, очень внимательно рассматривая заготовки для будущего витражи в восточном стиле, украшенное различными стекляшками обтекаемой формы. Настоящее буйство форм, цветов, линий, техник. Работа по созданию витражного панно очень кропотливая, трудоемкая, требует не только больших физический усилий, но и очень затратна по времени. Например, при создании отдельные кусочки стекла оборачивает в специальную фольгу с самоклеющимся слоем, затем спаивают их между собой.
— Стекло настолько удивительный материал, стоит только раз к нему прикоснуться — оторваться невозможно. Это не только мое мнение. Так говорят все, кто этим занимается, — подытожила Анна Викторовна.
Узнала я и мнение учениц Анны Викторовны по поводу их увлечения лепкой глиной, а возможно в будущем, это станет их призванием.
Маша Иванова: — Хожу на занятия второй год. Мне нравится лепить из глины, раскрашивать работы. Дома накопилось много поделок. Я их храню на память, может что-то подарю. Когда исполнится 14 лет буду учиться витражные картины создавать. А вырасту стану архитектором или гончарным делом займусь, как Анна Викторовна.
Ксения Колмакова и Кристина Сиренко: — Мы второй год учимся гончарному делу. Родители хвалят, и нам очень нравится заниматься лепкой. Пока свои работы только дома выставляем, но будем стараться, и возможно в будущем нашими изделиями будут восхищаться.
Наташа Кривоногова: — Я с детства любила лепить из пластилина, но создавать фигурки или посуду из глины — это совсем другое. Буду продолжать заниматься, мне это всегда пригодится.