Среди присутствующих – уважаемая Ольга Николаевна СЕНЮТКИНА, доктор исторических наук,
профессор Нижегородского государственного лингвистического университета. Она является
автором этой книги и многих других по истории Нижегородских татар.
Презентация состоялась в мечети, куда пришли многочисленные жители села, и что порадовало особенно – было много детей. Здесь же присутствовали и председатель духовного управления мусульман Нижегородской области Гаяз-хазрат Закиров, первый аместитель главы администрации Сергачского муниципального района С.В. Вотяков, полномочный представитель муфтия шейха Равиля-хазрата Гайнутдина в Приволжском Федеральном округе Т.А. Фахретдинов, первый заместитель председателя ДУМНО Мансур-хазрат Хусяинов, исполнительный директор региональной национальной культурной автономии татар Нижегородской области Р.А. Салихжанов, глава Андреевской сельской администрации Х.С. Бедретдинов.
По сравнению с другими нижегородскими татарскими селениями история Андреевки фактически не находит отражения в исторической литературе. По желанию уроженцев села и местных жителей было решено закрыть этот пробел в исторических краеведческих знаниях.
Инициатором написания и организатором издания, а также соавтором стал глава Совета улемов Духовного управления мусульман Нижегородской области Мунир-хазрат Беюсов, родовые корни которого – в Андреевке, значительная часть его жизни прошла там же. Андреевка для Мунира-хазрата – место его детства и юности, это родные лица и много добрых воспоминаний об односельчанах.
Книга, вышедшая в свет, не первая среди изданий, посвященных татарским селениям Нижегородчины. Своими историями располагают сегодня жители сел Большое и Малое Рыбушкино, Сафраджай – Красная Горка, Ишеево, Базлово, Татарская Медяна, Камкино, Татарское Маклаково и др.
ПРЕДАНИЯ СТАРИНЫ
По воспоминаниям старожилов, передаваемым из поколения в поколение, отдельные кочевые группы людей из распадавшейся Золотой Орды пришли на земли нынешней Андреевки, где тогда росли дремучие леса, а река Уронга была глубокой и полноводной, что и привлекло переселенцев. И произошло это еще в середине ХV столетия, а может быть, и раньше.
Есть и еще одно предположение: первые пять татарских семей прибыли на то место, где сейчас раскинулось село, во времена Ивана Грозного, то есть начало деревни относится к ХVI столетию. Сюжет спасения от возможного крещения во времена первого российского царя типичен для исторической памяти нижегородских татар. Часть населения пыталась укрыться от власти в надежде сохранить свою традиционную веру – ислам.
Мы не знаем, каким было первоначальное название деревни, но современные ее жители утверждают, что оба (и Андреевка, и Метравыл)использовались с давних времен. Говорят, что основатели селения и дали ему имена: согласно народной молве, Андрей был русским, а Дмитрий (Митрий) – чувашем. Никаких свидетельств о вражде жителей Андреевки с соседями – русскими или чувашами – не сохранилось. По-видимому, устанавливались добрые отношения.
О КНИГЕ
Вот как о книге сказал Дамир Мухетдинов, старший научный сотрудник кафедры арабской филологии МГУ: "Нижегородские татары могут гордиться тем, что на протяжении столетий они не просто сохранили свои язык и религию, но и способствовали распространению татаро-мусульманской культуры далеко за пределы их исторической родины.
Вместе с тем в татарской среде не просто бережно относятся к своим корням, но и к малой родине, под которой многие наши соотечественники понимают родное село. Андреевка, или Метравыл, – одно из таких мест, ставшее родиной для тысяч наших земляков, расселившихся на огромных пространствах России и сопредельных стран. Каждое лето сотни выходцев из этого села стремятся вернуться туда, чтобы не забывать о своем происхождении, поддерживать родственные и соседские взаимоотношения, воспитывать своих детей и внуков в духе традиционной религиозности и обрядности. Именно к этим широким кругам читателей и обращена новая книга".
Хасян Садетдинович БЕДРЕТДИНОВ, глава Андреевской сельской администрации: "Эта книга выпущена в то время, когда у многих людей появилась потребность знать свои корни.
Лично я ей восхищен. Отец мой своего отца не помнил, и, соответственно, мы тоже. Я обращался в архивы, мне сказали, что по истории первой мировой войны никаких данных нет.
А в этой книге я прочитал, что мой дед пропал без вести 11 ноября в 1914 году. Дед по линии матери был муллой, умер в 1954 году. Интересно узнать о прошлом и о своих предках. Эта книга освещает неизвестные моменты истории".
Мунир-хазрат БЕЮСОВ, уроженец села Андреевки, председатель Совета улемов Духовного управления мусульман Нижегородской области: "Мне было очень интересно узнать из книги о жителях нашего села, чем они занимались, как жили, ведь судьба каждого – отдельная история.
Когда я начал все это изучать, даже не поверил, что некоторые люди – выходцы из нашего села – могли достичь таких высот.
Что касается помощи жителей, она информационная.
Мы прошлись по деревне, нашли старожилов, которым за девяносто лет. От них узнали многие легенды и сказания. Не все можно найти в архивах. Некоторые исторические факты содержатся в преданиях. Мы записывали на диктофон их рассказы на татарском языке, а потом переводили на русский".
Эпилог
Итак, книга о татарской деревне написана, жизнь продолжается, а с ней и история села. Теперь у андреевцев есть возможность дополнять ее новыми фактами о достижениях односельчан.