Приобрел новых знакомых. Дело наше не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд. Ты постоянно в ответе за людей, которых везешь, их безопасность – это главное. Есть любимое дело. Одно пожелание – зарплату бы побольше… На такую невозможно выжить…"
Да, садясь каждое утро в автобус, не задумываемся о том, что у автопредприятия, предоставляющего нам возможность ехать на транспорте, могут быть какие-то сложности. Мы хотим получить от него услугу и не думать, какая у водителя зарплата, хватает ли ему средств, чтобы прокормить семью, и о многом другом. Погруженные в собственные мысли, не интересуемся другими.
Но жизнь так устроена, что зачастую, вникая будто бы в чужие проблемы, мы нередко решаем и свои…
Реалии сегодняшнего дня
На обслуживании МП "Сергачский автобус" находятся семь пригородных, два междугородних маршрута и городские. На линии работают 19 машин: автобус "Мерседес", два "Ивеко", 14 ПАЗиков, два ЛИАЗа, в штате предприятия 69 человек.
В районе, где населенные пункты небольшие, пассажирские перевозки убыточны. Администрация района, учредитель МП "Сергачский автобус", ежегодно ему компенсирует убытки. По данным управления финансов, каждый месяц из бюджета района предприятию выделяется субсидия в размере более 300 тысяч рублей. Сверх этого дотируются и другие расходы. В ближайших планах – покупка двух ГАЗелей на 18 мест. Это еще 4 миллиона рублей. Но наряду с обновлением парка трудовому коллективу хотелось бы иметь и достойную заработную плату.
С.В. Жулин, и.о. директора МП "Сергачский автобус": "На сегодняшний день ситуация на нашем предприятии непростая в финансовом плане.
У водителей, кондукторов, слесарей маленькие зарплаты. Водитель, например, получает 12 тысяч, и это при том, что рабочий день у него начинается с пяти утра и продолжается до семи вечера, задействованы и выходные дни. Предприятие убыточное, прибыли нет.
В данный момент проводится финансовая проверка. По ее результатам будут приниматься дальнейшие шаги по нормализации ситуации в МП "Сергачский автобус".
Об этом и многом другом шла речь на встрече с руководством района, инициировал ее коллектив автопредприятия. Какие меры приняты главой администрации для урегулирования ситуации – посмотрим далее.
Крик души
А вот что о наболевшем рассказал Е.В. Корсиков, водитель МП "Сергачский автобус": "Когда я пришел на работу в автопредприятие в 1988 году, зарплата меня устраивала. Но в течение последних лет в связи с инфляцией она просто обесценилась.
Раньше зарабатывали по 180 и 200 рублей, тогда это были деньги, на них удавалось жить, содержать семью.
Сейчас мы работаем за 37 рублей в час. Скажу прямо: о нас просто вытирают ноги!"
Тема низкой заработной платы и расценок, в которых не учтены ни инфляция, ни постоянно растущие цены, а также перегибов в начислении премий административно-управляющему персоналу и рабочему коллективу на встрече поднималась не раз.
Так было…
В советское время, благодаря большому количеству рейсов и пассажиров, а также услуг по перевозке грузов, финансовая ситуация оставалась стабильной.
Вот как об этом рассказывает Б.А. Курасов, руководивший автопредприятием много лет:
"До 1993 года, до момента создания акционерного общества, Сергачское АТП являлось предприятием смешанного типа – осуществлялись пассажирские перевозки и грузовые.
Основным видом были пассажирские в шесть районов. Автобусов насчитывалось 61. А грузовые перевозки осуществлялись для того, чтобы заработать деньги и покрыть убытки пассажирской колонны.
Замечу, что государство тогда не давало нам ни копейки. Средств, заработанных грузоперевозками, хватало на все нужды пассажирской колонны. Так было. Что касается вообще пассажирских перевозок. Мировая практика показывает, что они никогда не являются прибыльными. Могут приносить доход, например, отдельные маршруты. В Сергачском автопредприятии выгодны только междугородние маршруты, и не удивительно.
По Сергачу проблему создают конкурирующие организации, их в городе более десяти – лицензионные такси, например, да полсотни машин неорганизованных "частников". Это тоже отнимает пассажиров у МП "Сергачский автобус".
Пригородные маршруты априори не могут быть выгодными, они всегда убыточны. Городские перевозки тоже.
Главное, что я хочу сказать: во всем мире перевозки общественным транспортом находятся на дотации федеральной власти!
Пути решения проблемы, наверное, в государственном подходе. Государство должно отрегулировать данный вопрос, обеспечив его решение финансами".
Что делает власть?
Ну что же, пока федеральная власть молчит, местная делает что может, чтобы помочь людям, разобраться в ситуации, удержать предприятие "на плаву".
О.А. Радаев, глава администрации района: "Пассажирский транспорт убыточен. Почему? Тариф регулирует государство, он экономически не обоснован. Экономически обоснованный гораздо выше. Что предпринимает власть? Выделяет дотации. Более 7 млн рублей в год выплачивает районный бюджет МП "Сергачский автобус" на покрытие убытков. Что раньше приносила грузовая автоколонна – теперь приносит бюджет.
Планирование и расширение финансового потока, а это доход от перевозок и субсидии, – прерогатива руководства муниципального предприятия. В ходе предварительного анализа финансово-хозяйственной деятельности выявлена неравномерность в начислении заработной платы, что стало поводом для назначения внеплановой проверки деятельности предприятия за последние 3 года группой финансового муниципального контроля.
Назначена ревизия. Созданная в администрации контрольная группа работает на МП "Сергачский автобус". После этого будет сделан анализ, установлены виновные. И материалы, если есть вина определенных лиц, передадут в правоохранительные органы.
Цели и задачи, которые я ставлю новому руководителю С.В. Жулину: первое – абсолютная прозрачность финансовых потоков, второе – рост зарплаты тем, кто приносит доход (это водительский состав), и тем, кто готовит автобусы. В общем, работающим на передовой".
На встрече с водителями прозвучали вопросы, касающиеся содержания дорог в зимний период, кругового движения около военкомата, коллективных договоров, спецодежды. О.А. Радаев пообещал встретиться с коллективом будущей весной, чтобы услышать от водителей, как изменилась ситуация на предприятии.
В ближайшее время глава администрации района планирует провести совещание с участием силовых структур. Цель – активизировать борьбу с нелегальными перевозчиками.
Проверкой установлено
Специалисты сектора муниципального финансового контроля управления финансов администрации Сергачского муниципального района проверили правильность начисления отпускных, материальной помощи, премиальных бывшему руководителю, инженерно-техническим работникам МП "Сергачский автобус".
Результаты следующие: в нарушение устава положение об оплате труда, о премировании, штатное расписание и т.д. не были согласованы с учредителем (КУМИ), а на их основании производились выплаты, которые являются неправомерными.
Даны предписания все переплаты взыскать. Правовую оценку выявленным фактам, а их немало, даст прокуратура.