Особенная профессия, одна из немногих, от которой напрямую зависит здоровье и жизнь человека.
Выслушав огромное количество различных историй от наших читателей о "профессионализме" наших врачей, о бездушном отношении, тем не менее не хотела возвращаться к этой теме. Как совсем недавний случай всколыхнул опять все эмоции, которые только утихомирила.
С кашлем, с заложенностью в груди молодая женщина обратилась к терапевту. Тот констатировал бронхит. Но лечение почему-то не помогало, и слабеющая на глазах женщина была вынуждена обратиться к другому, узкому специалисту, который сразу определил: никакого бронхита нет и в помине и срочно направил на обследование в Нижний Новгород. К этому времени больная так ослабла, что самостоятельно передвигаться уже не могла. Результаты анализов поразили нижегородских врачей: как можно так запустить болезнь! Сейчас женщина получает надлежащее лечение, дай Бог все будет хорошо. Да и моя собственная история может послужить примером равнодушия, непрофессионализма. Высококвалифицированный врач с большим стажем лечил меня мазью Вишневского, не назначив никакого обследования, а потом по моей просьбе направил к "профессионалу" на УЗИ, где меня и заверили, успокоили, сказав, что все в порядке: "Даже в голову не берите, ничего страшного нет!" И на целый год отодвинулось лечение. Правда, потом мне объяснили, наивному человеку, что надо было в кармашек положить… Только вот беда, это не сделает врача умнее, квалифицированнее, внимательнее. А самое трагичное в том, что такие истории можно приводить в пример до бесконечности.
То, что в нашей поликлинике вместо 13 участковых терапевтов работает только три – не аргумент, по крайней мере, для пациентов. Каждый идет в больницу за помощью, и не должно быть важно, устал доктор или нет, раздражен ли он, выспался ли. Работая врачом, каждый день нужно оставаться человеком в полном понимании этого слова. И помнить, что вовремя оказанная медицинская помощь делает людей здоровыми в будущем, а в экстренных случаях – спасает жизнь.
Если врач сидит и смотрит в окно, позевывает, рассуждая, куда же направляется ее знакомый, да при этом жует яблоко или разговаривает по телефону, о каком внимании и качественном обслуживании может идти речь. Только о безразличии. Невольно вспоминается земский доктор из одноименного рассказа А.П. Чехова "Ионыч", который из резвого, пытливого, неугомонного Дмитрия Ионыча Старцева постепенно превратился в Ионыча. "У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о́ пол и кричит своим неприятным голосом: – Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать! …Было у него одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это – по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек – желтых и зеленых – было понапихано во все карманы рублей на семьдесят".
Как страшно, когда врач забыл истинную ценность человеческой жизни, когда на ваших глазах доктор, к которому идете со своими бедами, превращается в такого вот Ионыча, равнодушного, отставшего от всего передового, уставшего от рутины, потерявшего интерес и смысл своей работы. "Берите брошюру и читайте", "Чего сидите, смотрите передачу Малахова и лечитесь", "Высокое давление? Смотрите мультики!", "Вы кашляете, стойте около двери, ко мне не надо подходить. Чем лечитесь? Все правильно, продолжайте" – и прием окончен… "А ты сама пошла бы к этому терапевту?" – услышала я как-то возле регистратуры вопрос к медсестре. "Нет", – был ее ответ. А как отвратительно звучит, когда лечащий врач заходит в палату и обращается к пациентам с просьбой приобрести для него у распространителя, принесшего разного рода книги, энциклопедию и детские книжки для внуков: "Все равно ведь будете что-нибудь дарить". Куда же тогда деваться нам от таких врачей со своими болячками? Можно, конечно, воспользоваться платными услугами. Сейчас есть кабинеты в Мультисервисе, "Сплате". Да вот беда – там вас встретят те же, из поликлиники, только с более живым взглядом, заинтересованные. Не знаете, почему?..
Сейчас могу услышать гневные возражения: "Не все же такие. Нельзя под одну гребенку". Согласна полностью. И поэтому хочу выразить огромную благодарность тем докторам, к сожалению, их можно на пальцах одной руки пересчитать, кто остался верен профессиональному долгу, сохранив любовь к людям и верность своему предназначению, кто искренне переживает за состояние пациента, звонит в любое время дня и ночи (есть и такие!), кто берет тебя за руку и ведет к выздоровлению. Думаю, будет повод рассказать и о них. Низкий вам поклон.
Главный врач на совещаниях разного уровня докладывает, как замечательно обстоят дела в нашей больнице, реализуются новые проекты, закупается современное оборудование. Недавно в областной газете опубликован большой материал на целую полосу. "Люди подолгу стояли в очередях, нервничали. Нужно было как можно скорее переходить на новые формы работы. Прежде всего – компьютеризация поликлиники. Без компьютера на каждом рабочем столе врача идеальная бережливая поликлиника не получится.
Первыми изменили работу процедурного кабинета. Ввели талоны. И если у человека написано в талончике 8.30, он и придет в 8.30 и не будет ждать с половины седьмого утра, – рассказывает главврач. – Средний возраст рядовых сотрудников – 40-50 лет. Немало и пенсионеров и … вакантных мест. Да, врачей не хватает. Проблема Сергача в том, что он город. И программа "Сельский доктор", которая так привлекает молодых специалистов, на Сергач не распространяется. Ничего, действуем, как Суворов: не числом, так уменьем, – улыбается Татьяна Юрьевна. – К примеру, в поликлинике открыли кабинет доврачебной помощи. Дежурит в нем фельдшер. И, если пациент приходит в поликлинику и ему необходима помощь без ожидания, он может сначала заглянуть к фельдшеру. Тот осмотрит человека, возможно, окажет первую помощь и как минимум оценит состояние, поможет сориентироваться".
"…492 сотрудника, из них – 52 врача. Хорошо оснащенные больничные отделения. Лапароскопические операции. Современное оборудование. Колоссальные изменения. Причем сами пациенты, как правило, оценивают их: "Как замечательно, даже не ожидали", – резюмирует автор статьи.
Здесь можно согласиться с главным врачом нашей больницы. Изменения действительно на лицо и в лучшую сторону. Вот как бы еще поменять отношение врачей к пациентам.
Каждая профессия имеет свои особенности. Эта – требует постоянного обучения и контроля уровня знаний. Есть курсы повышения квалификации, их проходят все специалисты в любой сфере. Наши врачи, конечно, не исключение. Только вот кто ведет контроль за применением новых, свежих знаний на практике, ведется ли вообще такой контроль. Владеют ли наши врачи такими технологиями или работают по старинке. Помнят ли, что главное в их работе – все-таки человек, его здоровье. Можно сколько угодно докладывать на разных уровнях о закупленной технике, апеллировать цифрами, рассказывать о реализованных проектах, но если врач равнодушен, ни о каких результатах говорить не приходится. Все усилия могут свестись к нулю. Главная гордость – не оборудование, не технологии и даже не цифры, а преданные своей профессии люди.
Закончить хочу словами Юрия Сергеевича Астахова, доктора медицинских наук, профессора: "Врач – прежде всего человек, который на всю жизнь определил свой выбор: помогать людям. Чтобы делать это хорошо, он должен постоянно совершенствоваться. Ему необходимо быть терпеливым, порядочным, настойчивым, тактичным и обладать широким кругозором, а главное – быть доброжелательным и умеющим сострадать тому, кому сейчас тяжело".