Художник, поэт, служитель храмов (в Юхнове его знают как отца Анатолия) о своей неожиданной и на всю жизнь запомнившейся встрече с юной, невероятно талантливой художницей Надей Рушевой. Она автор "Пушкинианы" - цикла рисунков великого поэта и его семьи.
"Наденька" (Быль)
Сейчас расскажу историю, которая случилась, когда я учился в школе в городе Заречный под Пензой.
Наша любимая классная руководительница Мария Александровна каждое лето организовывала своему классу поездки в разные интересные места.
Больше всего мне запомнились поездки в Волгоград и в Лермонтово (бывшие Тарханы – это усадьба бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова). В Лермонтово есть красивый склеп, в котором похоронен наш великий поэт.
После седьмого класса летом нас привезли на поезде из Пензы до какой-то станции, а дальше до Лермонтово мы ехали в автобусе. Жили в опустевшей на лето сельской школе.
Вместо трёх дней, как планировалось, пришлось там прожить неделю. Несколько дней шли проливные дожди и грунтовая дорога, проходящая по чернозёму, превратилась в непроезжий для транспорта кисель.
Обратный пеший путь до железнодорожной станции был тяжёлым: нещадно палило солнце, влажность воздуха была большой, мы шли, обливаясь потом. Кисель из чернозёма на дороге только-только начинал густеть и килограммами налипал на подошвы обуви.
Мальчики взяли рюкзаки у девочек и теперь были похожи на парашютистов с основным парашютом на спине и с запасным на груди.
Есть такая особенность у грейдерных дорог: центр дороги выше краёв, от того по краю после дождя жижа, а по центру только тонкий слой грязи.
Кто-то попробовал идти по полю рядом с дорогой. На первом же пересечении дорог им пришлось об этом пожалеть: у краёв нашей и поперечной грунтовок глубина чёрной жижи оказалась, чуть ли не по колено.
Перед походом на станцию я достал из своего рюкзака банное полотенце и сделал чалму, а конец полотенца свесил справа, чтобы прикрыть лицо от солнца. У моих одноклассников через неделю после этого похода с правой стороны лица слезла кожа. Надо было учесть мой "передовой опыт", а они понадеялись на русский "авось", за что и поплатились.
Наконец-то мы в поезде! Металлические "столыпинские" вагоны оказались раскалены и никакие открытые окна не выручали. Мальчишки выбрались из вагона, уселись на горячую крышу, подложив под себя рюкзаки, и два часа так ехали.
Бедная наша классная руководительница Мария Александровна! Она же видела из окна наши тени на земле и, наверняка, молилась, чтобы все остались живы и не покалечились. Всё обошлось, но седых волос ей наша проделка, наверняка, добавила.
Позже я оценил мудрость этой женщины, которая не стала нас сгонять с крыши и заставлять вернуться в вагон – она понимала, что перемещение по крыше быстро движущегося вагона только умножило бы опасность нашего положения.
На следующий год была поездка всем классом в Волгоград. Из Пензы мы выехали на поезде, сделали пересадку в Поворино и рано-рано утром вышли на перрон вокзала в Волгограде.
Прошло в ожидании часа три, и Мария Александровна договорилась с одной из школ, чтобы нам дали для проживания два класса на неделю. Помню, что спали на матрасах, лежащих на полу, а питались в столовых.
То, что увидели во время этой поездки, осталось в памяти на всю жизнь. Памятник "Родина-мать зовёт" и весь комплекс мемориала тогда ещё не появились во всей красе, но на Мамаевом кургане вовсю шли подготовительные работы и стройка.
У нас было время для самостоятельных походов по городу. Несколько раз с друзьями мы оказывались на пустырях, где земля и кирпичи были покрыты как бы слоем стекла – память о взрывах снарядов и бомб.
Выбраться из Волгограда оказалось сложнее, чем туда приехать: билетов на поезда не было. Наша учительница приняла решение везти нас на теплоходе до Саратова, а там ехать до Пензы тем транспортом, какой подвернётся.
В жаркий полдень, когда температура была выше сорока градусов, наш класс добрался до волгоградского речного вокзала. Увиденное там "столпотворение" привело в ужас: теплоход "Сорок лет Октября" был уже до отказа набит людьми, ящиками и корзинами. Казалось, там и ногу поставить негде.
Наши билеты были самые дешёвые без номеров - в раскалённом трюме. Другие места, получше, оказались уже давно проданы и заняты.
Еле-еле мы нашли две нижние свободные от людей соседние полки. На них вплотную стояли ящики полные клубники. Под вопли прибежавшей хозяйки, мы эти ящики сняли и поставили в проход. Затем все двадцать пять человек сложили на полки и пол свои рюкзаки.
Жара была невыносимая. Переступая через ящики и корзины с клубникой, которую их хозяева везли с юга на север на продажу, мы почти все сразу выбрались на палубу.
Вскоре теплоход дал гудок и отчалил. Наш ужин был сухим пайком, всю воду, какую с собой взяли, к тому времени выпили. На верхних палубах были буфеты, где продавали лимонад с температурой раскалённого окружающего воздушного пространства.
Спать всем было негде. За спинами сидящих в "купе" детей, а были это только девочки, имелось на каждой полке по одному "спальному месту". Правда, лежать там счастливицы могли на одном боку: повернуться было невозможно.
На теплоходе плыл ещё один класс. Выяснилось, что это москвичи, и на год нас моложе. Они расположились каждый на своей полке в каютах на первой палубе. Повезло ребятам!
…Я с друзьями стоял на палубе у борта. Мы смотрели на проплывающие мимо нас водные просторы и далёкие берега.
У меня была записная книжка и карандаш с ластиком. В одном месте на берегу было небольшое селение с белой церковью в центре. Я решил сделать набросок.
Один из московских мальчишек подошёл и спросил: "Кто в вашем классе лучше всех рисует?" Друзья показали на меня.
Тогда москвич предложил устроить соревнования между мной и их лучшим художником. Я легкомысленно согласился. Парень исчез, и, через небольшое время, пришёл с хрупкой невысокой девочкой-очкариком.
Парень обратился ко мне с вопросом: "Тебя как зовут?" - "Толя" - "А это наша Надя".
Он же поставил задачу: победит тот, кто быстрее и точнее нарисует профиль Пушкина. Я никогда Пушкина не рисовал! Ни в фас, ни в профиль! Но отступать было поздно.
По счёту "три" мы начали. Через пять секунд девочка сказала, что закончила работу, а я за это время провёл только пару корявых линий, которые собирался стереть ластиком.
Все посмотрели на рисунок девочки и присудили ей победу.
Спустя некоторое время, уже после приезда домой, я понял, что за девочка легко победила меня в конкурсе. - Это была Надя Рушева! Её рисунки часто помещали в молодёжном журнале "Юность", в нём то, я и увидел точно такой профиль Пушкина, как в её блокноте на теплоходе.
Девочка эта с трагической судьбой. Она умерла юной от кровоизлияния в мозг. Её прекрасные лаконичные и точные рисунки можно найти в интернете. Как мало времени жизни досталось этому светлому человеку: родилась в 1952 году, а в 1969 умерла.
Надины рисунки оставили отпечаток в моей душе, как-то возвысили мои устремления. В этих рисунках есть благородство, чистота, простота сюжета, изящество линий. Я несколько раз в юности пробовал сделать что-то подобное, но не смог. – Великий талант был дан этой тихой и скромной девочке.
Могут спросить: "А почему про любовь ничего не написано в этом рассказике?"
Отвечаю: "Как люди любят Ангелов? Так и тут – Нади на этом свете давно нет, а её добрые рисунки, как крылышки Ангела, трепещут над душами людей, закрывая их от пошлости и грязи".