Выходим на юбилейную финишную прямую. 1 октября – 95 лет со дня образования района. Но мы-то понимаем, что это просто этапная цифра. Губернии, уезды, волости не раз перекраивали и при царях-государях, и после революции. Любят у нас разного рода реформы.
Вот, например, что из себя представлял район в 19 веке. Историко-статистические данные 1864 года.
"Юхновский уезд с востока и юга примыкает к Калужской губернии, с северо-востока – к Гжатскому уезду, с северо-запада – к Вяземскому, с запада – к Дорогобужскому. Пространство, занимаемое им, – 359, 529 десятин. Народонаселение – 106326 человек. Церквей в уезде – 48". Для справки: одна десятина – 1,09 гектара. Вон какая была площадь! А сколько жителей!
Да и после 1929 года район то расширят, то ужмут. Было время, когда входил в Западную область. После ее упразднения – в Смоленскую. С 1944 года снова попал в Калужскую. В 1951 году к нам присоединили Луневский сельсовет Мосальского района. В 1985 году от нас отошла Износковская зона…
Но это, так сказать, новейшая история. А мы-то есть-пошли куда раньше. Юхновская земля древняя. Такого повидала!
…Что есть район? Это целое созвездие деревень с городом в центре. У каждого поселения своя история, свой норов. Какое взять для почина? А начнем, пожалуй, с Палаток. И на то есть множество причин. Главная – глубже, чем здесь, археологи, наверное, нигде не копали. Так что это окно, позволяющее через древность заглянуть в день сегодняшний. Впрочем, в данном случае, скорее всего, наоборот.
В эпоху раннего железного века (только представьте, если можете, это же еще до нашей эры!) здесь было поселение восточных балтов. Позднее в этих местах (9-13 века) жили кривичи или вятичи (археологи до сих пор до конца не определились).
А в средние века на этом месте стоял Опаков. Крупный городской центр на московско-литовской границе. С посадом, торгом, таможней. Управлял рядом волостей по обоим берегам реки. Город-воин, город-крепость. Пережил добрый десяток сражений. Не раз переходил из рук в руки. Досталось ему и во время Великого стояния.
Тогда настало суровое время испытаний для Руси. Ахмат двинул свои многочисленные войска на Москву, чтобы сжечь ее за неповиновение и "усмирить" Русскую землю (не платила, окаянная, дань с 1476 года).
2 октября 1480 года Ахмат послал крупный отряд, чтобы расчистить путь главным силам и укорениться в городе Опакове. Здесь их встретил "огненный отряд" с засадным полком. Ордынское войско попыталось тайно переправиться на левый берег, перейдя реку вброд. Но не тут-то было!
Летописцы свидетельствуют, что, не дождавшись подмоги, ордынцы "в страхе побежали". Так что Великое стояние на Угре обошлось без серьезных сражений.
...Но у Московии был и другой враг – Литовское княжество. Долгое время Опаков принадлежал литовцам. В период порубежной войны 1487-1494 гг. между Иваном III и польско-литовским королем Казимиром в 1494 году "Опаков за Литвой остался", а Угра была назначена границей между московским и литовским владениями (кажется, где мы, а где – Литва, но ведь так было!).
В 1503 году во время войны с Литвой Опаков был взят приступом князем И.М. Воротынским и присоединен к Московскому княжеству. С тех пор "кончилось владычество Литвы в пределах Калужской губернии". Но город Опаков еще долго оставался пограничной заставой.
А татарские шатры люду тогдашнему не просто глаза намозолили, еще и в генах потомков застряли. Может, потому и село позже так назвали – Палатки.
Хотя есть и другая версия. Изучая архивные документы, ведущий сотрудник национального парка "Угра" Галина Массалитина обратила внимание на примечание, сделанное переписчиком духовной грамоты Ивана Грозного в 1739 году: "Опаков – ныне село в Медынском уезде, в котором знак – Каменная палатка – доднесь осталась". Галина Александровна знала, где и что искать (со студенческих лет в районе Палаток ведет раскопки). Интуиция не подвела. На высоком берегу Угры были обнаружены остатки сторожевой башни – "Каменной палатки". По всему видно – это было мощное оборонительное сооружение с подземным ходом к Угре.
Фундамент башни из массивных валунов и известняковых блоков. И облицовка из известняка. Не здесь ли разгадка, почему город назвали Опаковом. "Опока" – известняк.
А мне больше по нраву другой вариант. Поступить "опако", значит необычно, нестандартно, наперекор всему. Может, опаковцы так и делали? Хитрость да изворотливость помогли им выстоять в те грозные времена.
Видный был город. И даже занесен на первые карты Московии. А в 1554 году был помещен и на общей карте Европы.
Но в битвах да пожарищах город потерял свою удаль. Крепость поглотило село. Вернее, всё, что от неё осталось. В "Списке населенных мест Смоленской губернии" за 1859 год в скобках дано второе название – Палатки. А в 1904 году в таком же списке значится: "Село Палатки, Опаков тож".
Такая вот история. Аж дух захватывает. Но и это не всё.
А.И. Иванов, старший инспектор НП «Угра»:
– В Палатках я и раньше был, но по-настоящему прикипел к этому месту, когда стал работать в национальном парке. Галина Александровна Массалитина показала раскопки башни-донжона. И началась прокладка экскурсионно-познавательной тропы.
Тянет меня сюда вовсе не случайно. Предки из этих мест. Прабабушка в деревне Комунна выращивала клубнику на плантациях. Рассказывали, что продавали ее в Москве. Кстати, клубнику сейчас находят и в самих Палатках. Конечно, уже одичавшую. Думаю, что с тех плантаций. Вот такая история! И здесь отголоски прошлого...
Палатки связаны с именем фабриканта Григория Ивановича Щепочкина. Это он вместе с Карамышевым основал полотняную и бумажную фабрики в селе Спас на Сгомонях (ныне Полотняный Завод). Была у Щепочкина парусно-полотняная фабрика и в районе Палаток, в Коноплевке.
В этих местах выращивали коноплю (отсюда и название деревни), мяли пеньку и пряли пряжу. У Щепочкина работали крепостные крестьяне и наемные ремесленники (189 человек). Полотно шло в основном для заморской торговли. В 1810 году, чтобы повысить доходность предприятия, для беления суровья Щепочкин установил вододействующую машину.
Село по наследству отошло сыну Щепочкина Павлу Григорьевичу. Это он на месте деревянной церкви построил новый храм Преображения Господня с трехъярусной колокольней.
Выполненная в барочном стиле с явными элементами классицизма, она и сейчас впечатляет. На наше счастье, кое-где сохранилась настенная живопись. По праздникам здесь по-прежнему зажигают свечи. Официально храм не работает. Но молитвы из уст прихожан звучат в благоговейной тишине. И улетают по назначению.
Рядом с церковью старое кладбище. Здесь похоронена Марфа Михеевна Карпова. Еще одно знаковое имя.
До революции в селе Палатки была усадьба помещиков Карповых. Она как раз и находилась рядом с церковью. Несколько домов, хозяйственные постройки, сад, аллея с липами и елями, пруд. Хозяин усадьбы посчитал, что негоже барыне вместе с крестьянками в речке купаться.
После революции в доме Карповых была восьмилетняя школа. А при ней большой яблоневый сад… Сейчас от усадьбы остался лишь остов…
А в окрестностях села в XIX-XX веках располагалась усадьба Богданова. Некоторое время учителем у детей ее хозяина работал младший брат Владимира Ильича Ленина Дмитрий Ильич Ульянов. После революции усадьбу заняла трудовая коммуна. Поселок под названием Коммуна прекратил свое существование в начале 60-х годов прошлого века. Сейчас об усадьбе напоминают только посадки лип и одиночных хвойных деревьев.
Было время, когда Палатки являлись центральной усадьбой колхоза. С фермами, почтой, ФАПом, магазином, клубом, сельсоветом. Потом в деревне было отделение совхоза. Когда это всё ушло в лету, а местная власть перебралась в Колыхманово, сельсовет долго еще назывался Палатковским.
Сегодня Палатки – деревня. По числу постоянных жителей, как теперь говорят, малая. Ее давно и прочно облюбовали дачники. Место не просто дивное, а намоленное. История здесь всюду. За каждым валуном. А уж если подняться на крутой берег, с которого видны изгибы Угры… Чего только не привидится на том берегу… Да если послушать рассказы про разбойника Кудеяра и спрятанные им сокровища…
Нет, не даром Палатки – одна из туристических жемчужин национального парка "Угра". Здесь археологические памятники, уникальные объекты природы. Просто клад для тех, кто интересуется историей. Здесь всё ею живет и дышит.
Совершить путешествие во времени может каждый. Есть уже оборудованная тропа "Опаково городище". Интересный экскурсионно-познавательный маршрут.
Полтора года назад и мы там были в числе первопроходцев. Окунул нас в средневековье старший инспектор НП "Угра" Андрей Иванович Иванов. Вместе с ним стояли на высоком берегу Угры между двумя оврагами. Просто бездонными, с крутыми склонами (местное население называет это место Кудеяровым яром). И становится понятно, почему Опаков был недосягаемым.
Показал Андрей Иванович нам и спиралевидный въезд в крепость. И через шесть веков его можно рассмотреть. Вот они, таинственные врата времени.
Постояли мы у раскопок оборонительной башни. И даже обломок кирпича-пальчатника (бороздки наносились руками по сырой глине) подержали. Ощущение непередаваемое: как-никак ему лет шестьсот, если не больше… Нас просто затянуло в историю.
На месте бывшей усадьбы Карповых сейчас экологическая база национального парка "Угра". Уютные домики, удобная кухня, баня, место для костра. Здесь проводятся семинары, встречи краеведов, экологов, волонтеров. Здесь обычно размещают студентов-биологов, приезжающих на практику. Всегда рады и просто туристам.
Говорят, кто побывал однажды, обязательно приедет в Палатки еще раз. Да мы и сами в этом убедились. Тянет в Палатки, и всё тут. Это место ратной славы, а значит, нашей силы.
Вспомнились строки Аркадия Каныкина: "И верится: не стало пылью, тленом минувшее. Поныне живо тут. И люди, что по тропкам проходили, идут по ней, незримые, идут…".
Убедила побывать в Палатках, Опакове тож? Соблазнила тайнами истории? Вперёд!