Инклюзивное образование для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и с серьезными нарушениями развития – нравится это кому-то или нет, но уже несколько лет – это реальность для многих школ.
Руководство системы образования и учителя уже имеют некоторый опыт и делают выводы. Семинар директоров образовательных учреждений района "Создание условий для успешности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве" состоялся в Атяшевской средней школе.
Заместитель Главы района по социальным вопросам – начальник Управления образования Н.М. Бухаркина поприветствовала участников семинара. Наталья Михайловна отметила, что инклюзивное образование – это совместная комплексная работа. В районе проводится мониторинг поручений Указов Президента РФ, в том числе по внедрению инклюзивного образования. Не стоит забывать о том, что сегодня не во всех общеобразовательных учреждениях района созданы специальные условия для работы с детьми, имеющими особые возможности здоровья, поэтому каждой школе нужно решить, каким образом она сможет принять ребенка с ОВЗ, и как будет выстраивать работу с ним. Наше образование всегда имело особое направление – коррекционное. Для этого готовились специальные кадры, создавались специальные школы. По сути – это была изоляция для ребенка с ограниченными возможностями. Сегодня все иначе.
По информации директора школы Г.В. Москаева, на начало 2018-2019 учебного года в Атяшевской школе обучаются 4 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в индивидуальном обучении, и 3 ребенка-инвалида, обучающиеся в обычных классах. Начиная работу с детьми с ОВЗ, школа должна была решить проблему организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы.
Конечно, в каждом образовательном учреждении могут быть свои тонкости при выборе форм и методов, но при этом существуют общие принципы и закономерности. В чем могли убедиться участники семинара, побывав на открытых уроках в необычных классах, где всего один ребенок.
Дистанционный урок по алгебре с семиклассницей на тему "В мир одночленов и многочленов" провела Н.Ф. Вадяева. Урок русского языка с учеником 3 класса - Н.М. Полевкина. Мастер-класс "Лепка груши" - И.В. Кощанова. Игровые задания на развитие логики, мышления, памяти продемонстрировала на практическом занятии психолог И.В. Бухарова и рассказала об этом гостям.
Об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях сельской школы поделилась с участниками семинара заместитель директора по учебно-воспитательной работе С.А. Потапова.
- Для таких детей в нашей школе существует отдельное расписание или дорожная карта. Разработана адаптированная образовательная программа, индивидуальные учебные планы. Для них закуплены соответствующие учебники и рабочие тетради.
Надо признать, работать с такими детьми непросто. Мы находимся в постоянном контакте с родителями учеников. Они постоянно рядом со своими детьми, сопровождают в школу, ждут окончания уроков. Главным для таких детей является не количество знаний, на первый план выходят совсем другие ценности.
Должна ли быть инклюзия в каждой школе, вопрос для руководителей учебных учреждений уже решенный. Но с точки зрения обывателя, неясностей хватает, ведь инклюзия бывает разная. Бесспорно, дети с полностью сохранным интеллектом обязательно должны учиться в обычных школах. Если у такого ребенка проблемы двигательные, то ему нужен помощник. А что касается детей с ментальными нарушениями, то инклюзия должна быть очень избирательной. Конечно, хорошо, когда один ученик учится помогать более слабому. И потому инклюзия может быть хороша и для ребенка с ОВЗ, который социализируется, и для обычных детей, которые так становятся добрее. Многое зависит от состояния ребенка с ОВЗ, и от родителей, и от учителей, и от учеников, здесь много "но". Ведь дело не в ребенке с проблемами здоровья, а в том, насколько общество готово его принять. А к этому, увы, мы не всегда готовы.