Преданья старины глубокой
Однако в конце 17 века ясашная мордва "збежала неведомо куда", а на покидную землю в 1710 году были переведены русские люди из-под Казани. По другой версии, вновь заселенная деревня получила название Капасово по прежнему казанскому селу Капасову, из которого вышли первопоселенцы 1710 года, получившие покидную "сырятинскую" землю. В 1711 году капасовцы уже попали в крепостную зависимость к дьяку Даниле Никитину, потом имение перешло к другим помещикам.
По местным преданиям, первая церковь в Капасове появилась в 1667 году, что, скорее всего, истине не соответствует: изначальные жители – мордва – в те времена пребывали в язычестве. Вероятнее другое: первая деревянная церковь была заменена на Троицкую каменную в 1775 году. Главным благотворителем при возведении храма выступил помещик Алексей Сергеевич Жилин. В 1867 году храм был достроен приделом, в котором разместилась зимняя церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и еще одна придельная церковь – во имя святителя Димитрия Ростовского.
Строили храм 25 лет
Строительство церкви продолжалось четверть века. Старожилы вспоминают, строили ее не каждый год, а через год, тем самым давали ей как бы делать усадку. А главное, в течение года готовили известковый раствор. Через год верхний слой кирпича снимался, дробился и использовался на засыпку… Кирпич делали местные умельцы, клали его на раствор, замешанном на яичном белке. Крепежный материал кузнечной работы был изготовлен в городе Нижний Тагил. Главный колокол весом 101 пуд привезли из Польши. Много труда и стараний было вложено в это благое дело. Не щадили жители ни рублей, ни трудов своих на создание Божьего дома. И купола белокаменной церкви, увенчанные крестом, вознеслись над селом!
Более века здесь звучал, разливался колокольный звон. Люди спешили в храм – там Бог, истина, свет. Именно благодаря этой церкви Капасово приобрело статус села.
Строение застало и пережило столько, что сложно представить. В 1939 году снесли купола с церкви. От удара куполов земля вздрогнула, застонала. Люди плакали…
Вместо церкви - клуб
Главный купол и колокольня оставались стоять до 1956 года. В этом же году церковь решили переоборудовать под клуб. Приехавший 20 февраля 1956 года и избранный председателем колхоза "Восход" тридцатитысячник Грицай Федор Тимофеевич помог со стройматериалами и рабочей силой.
Снятие главного купола и колокольни оказалось делом сложным, трудоемким, настолько прочно и крепко было все сделано. Под купол ставили дубовые столбы, затем кувалдами разбивали кирпичную кладку, после этого столбы сжигали. Сброшенный стопудовый колокол ребром вошел в землю, но не раскололся, а звон его прощальный докатился до Алатыря и Сурска.
И пошла в бывшем храме, намоленном месте, совсем другая жизнь. Вместо икон повесили портреты Ленина, вместо проповедей – партсобрания, показывали кино, устраивали концерты, дискотеки…
В 1987 году, после возвращения здания церкви Мордовской епархии, в ней начались ремонтные работы по восстановлению алтаря, иконостаса. Над церковью установили деревянный крест. В Светлое Христово Воскресение конца 90-х состоялось Богослужение. Церкви на тот момент исполнилось два века! Много народу собралось на праздничную службу. Только не разлился над селом колокольный звон как прежде, и не открылась взором синь небесных куполов. Нависший клубный потолок затмил свет. Двери церкви были открыты, но недолго...
Огромный и заброшенный
Одиноко и сиротливо стоит храм в центре Капасова, являющийся свидетелем некогда здесь кипевшей жизни. Слепыми глазницами разбитых окон всматривается в глаза каждого прохожего и молча взывает о помощи. Внутри все гниет и падает, а американский клен взбирается на крышу. Здесь все на грани упадка и исчезновения.Отремонтировать церковь, и тем более провести реставрационные работы, это утопия. Так что же дальше делать? Сколько здание сможет простоять вот так, без ухода и технической поддержки? Пять лет, десять, двадцать?
Село пустеет. В разоренном храме не возносится молитва, но вера православная продолжает жить в душах людей. Кто-то молится дома, кто-то посещает храмы поселка Атяшево, а кто бывает и в церквях соседних районов. Одна прихожанка, побывав однажды в Михайло-Архангельской церкви Низовка Ардатовского района, услышала историю из уст отца Михаила об одной чудодейственной иконе, которая находится в церкви. Череда удивительных и даже невероятных совпадений впечатляет. Что это: стечение обстоятельств или Промысел Божий. Все тут взаимосвязано.
Старый оклад без иконы
В 2003 году игумен Гурий принял новый приход в селе Пиксяси Ардатовского района и пригласил отца Михаила, чтобы разобрать имевшиеся в приходе иконы. Среди относительно сохранившихся и совсем негодных обнаружили три абсолютно черные доски без каких-либо видимых следов иконописи. Однако доски были хорошие. По увесистости и специфическому приятному аромату отец Михаил определил, что они кипарисовые. Материал и способ крепления говорили о том, что эта икона была изготовлена не в России, а в Греции, на монашеском острове Афон…
Поскольку о. Михаил интересуется иконописью, то взял эти доски, чтобы написать на них образ. Склеил доски воедино, после чего на них стал едва различим контур Богородицы. Отвез даже икону в Самару, где работали московские реставраторы.Но оказалось, реставраторы уже отбыли в Москву.
После возвращения из Самары, икону поместили в Михайло-Архангельской церкви, и день ото дня лик Богородицы поступал на ней все явственнее, появлялись новые детали. Спустя полгода, отец Михаил случайно встретил иерея Виктора, недавно назначенного в приход Атяшевского благочиния, а именно в Капасовскую церковь. Он поведал, что у него есть замечательный оклад, под который он предложил написать икону. Тут же заехали посмотреть. Действительно, это была чудная риза тонкой ручной работы с ажурными узорами и кружевами, но сплошь покрытая толстенным слоем черной окиси. Судя по технологии ее изготовления, сочетавшей литье и чеканку, риза была не нашей, а все с того же острова Афон. Это подтвердила надпись, когда очистили оклад до слепящего блеска. По размерам икона и оклад оказались один в один! Мало того, совпали даже все дырочки по торцам от мелких гвоздей, которыми обычно скрепляют дерево с металлом.
Радость была великая: в одном приходе появилась старая икона с окладом. Сразу же зажгли негасимую лампаду перед ней и каждое воскресенье стали читать акафист. Лики Богородицы и младенца Иисуса продолжали проясняться, но в отдельных местах изображение было утрачено. Решив дописать недостающие фрагменты, настоятель обнаружил в левом нижнем углу лицевой стороны едва различимую надпись: "Сия икона написана и освящена на Св. горе Афонъ въ 1802 году въ общежит. Скиту Апостола Андрея Первозванного". А позже на оборотной стороне в верхней части средней доски было найдено небольшое круглое углубление, запечатанное сургучом с микроскопической надписью, что там хранится частица мощей Андрея Первозванного!
PS.Как Иверская Икона Божией Матери с Афона попала в наши края, неизвестно. Черные доски в приход села Пиксяси были принесены кем-то неизвестным. А по рассказам отца Виктора, сразу по назначении на новый приход в село Капасово, он обнаружил оклад среди дров в одном из трех престолов церкви, который использовался как склад и дровяник. Свершилось чудо, что обе части реликвии воссоединились. Как и почему так случилось – тайна. Вряд ли мы узнаем ответ. А знают ее безмолвные, древние стены Капасовской церкви. Этой иконе когда-то молились предки капасовцев. Сегодняшнее поколение живет с мыслью, что построят они в селе новую церковь, рядом со старой! Есть в селе еще люди, много тех, кто уехал, но любят свою малую родину, грустят по ней и желают ей возрождения.