Раньше, когда в селах преобладал ручной труд, во время работы на полях – будь то весенняя пахота, сев, сенокос, уборка урожая – сельчане обеспечивали себя водой из источников, находившихся поблизости: в оврагах, балках, ближних лесах. Вода источников в самих селах служила незаменимым атрибутом крещенского праздника. За состоянием родников следили постоянно: ладили новые срубы, очищали источники от ила. Теперь эта важнейшая составляющая сельской жизни – "культура родника" почти не сохранилась. Многие родники прекратили свое существование. Но немало их продолжают свою жизнь. В некоторых селах энтузиасты берут инициативу в свои руки и благоустраивают местные родники. Конечно, очень хочется, чтобы "голубые очи земли", существующие в нашем районе, не исчезали, а радовали нас своей изумительной водой.
Сегодня мы расскажем о судьбе шейнмайданских родников. Оказывается, за пределами телефонного экрана существует мир прекрасного, мир естественного и настоящего. Только нужно суметь выбраться за рамки рабочего кабинета и погрузиться в среду природной гармонии, ведь познать родной край дистанционно - не получится.
Шейнмайданские родники
Мир велик, и вполне понятно стремление людей увидеть как можно больше красивых мест, которыми так богата наша земля. Но почему-то нам часто кажется, что самое интересное находится далеко от родного дома, от того края, где все привычно и неудивительно. А между тем нам просто не хватает умения взглянуть на привычное другими глазами, увидеть в обычном необычное. А когда попытаемся узнать о нем хоть чуточку больше, чем знали раньше, оно станет нам еще родней. Учитывая, как привлекательна природа Шейн-Майдан, какие здесь имеются места, вместе с братьями Наумовыми, мы, обув резиновые сапоги, проложили свой экологический маршрут. Владимир Николаевич и Александр Николаевич хорошо знают родные места, и с удовольствием согласились быть нашими экскурсоводами.
Началось знакомство с родниками с улицы Комсомольской, в народе ее называют "Поганый конец".
Родники и бобровая плотина
"Чичеров родник" расположен в пойме реки Чуварлейка. Когда-то это был родник с чистой водой. Лет десять тому назад Николай Иванович Лизунов благоустроил его, сделал сруб, обсыпал камнями, чтобы легче было подойти к источнику. У мужчины колодца не было, и пока был жив, ходил за водой к роднику. Но водоем облюбовали бобры, и теперь они здесь настоящие хозяева.
Свой дом они строят на реке, но, чтобы это сделать, им нужно перекрыть течение реки и поднять уровень воды. Бобры построили плотину и образовали целое озеро. Строительный материал – бревна, ветки, камни, ил, грязь… Бобры ищут самое узкое место в реке, валят деревья, затем к запрудке таскают камни, ветки. Со своей задачей они справились прекрасно. А вот вода в роднике для питья теперь не пригодна. Бобры же все время ремонтируют плотину, заделывают протечку. Понижение уровня воды в пруду опасно тем, что обнажаются входы в жилище – норы. Для возведения плотины зверьки выбирают места, где деревья растут ближе к кромке берега. Для строительства и заготовки корма свалили почти все деревья, подгрызая их у основания, отгрызли ветки, разделили стволы на части. Бобры любят спокойный и уединенный образ жизни, и здесь им точно никто не мешает. Люди не ходят, машины не ездят. Тишь и благодать… Но в случае опасности ныряют, издав сигнал тревоги – громкий шлепок хвостом по воде. Для такой реки как Чуварлейка деятельность бобров имеет ключевое значение. Устройство запруд на реке превратили берега в болото, появились влаголюбивые растения: различные виды осок, заросли рогоза, крапивы.
Вниз по улице Келья, что недалеко от старой церкви, есть еще один родник. Пользовались им когда-то Наумов Владимир Михайлович с супругой Ниной Ивановной. Называют его "Коленкин родник". У хозяина по молодости коленка болела, вот отсюда и пошло... Видно, теперь за колодечком никто не ухаживает.
Деревянный сруб с ключевой водой был когда-то центром жизни жителей "Середки". К "Чайному роднику" ходило много людей. Брали воду для чая и для приготовления пищи. Сегодня сруб родника оказался полностью в воде (затопило прудом), подойти к нему невозможно. Сруб сгнил. Ряска на воде образовала плотный зеленый слой.
"Кочнев родник" назван в честь прежних хозяев – Кочнева Николая Сергеевича и Капитолины Ивановны. На источнике два сооружения - сруб и труба. Подойти к роднику труда не составляет, бурьяна нет, только старая опавшая листва.
В центре села, по местному наречию "Толчок", возле дома Солодиной Александры Петровны есть "Ленькин родник".Тропинка к источнику проторена людьми – он действующий.
К сожалению, не у всех источников "родниковая" судьба складывается удачно."Игонин родник" найти постороннему человеку не просто. За водой сюда давно никто не ходит. А было время, вся улица пользовалась этим источником. Вода есть и сейчас, только она застоялая. Александр Николаевич поработал лопатой, убрал ил и старую листву, и вода пошла – чистая, прозрачная…
"Филатов родник" находится в "Хлыстовке". Чтобы почистить данный родник, тоже больших вложений не требуется. Час работы - и готово! Только в округе много пустующих домов, и воду носить из источника некому.
Местная достопримечательность "Заглядовки" - двухвековая ива, у подножия которой "Бомбин родник" (жил в этом месте мужчина по прозвищу "Бомба"). Люди, которые берут воду из данного источника, говорят, что она очень мягкая.
Совсем рядом от этого места, у реки Чуварлейка, есть еще один родник. Единственный житель, который пользовался источником, переехал жить в другое место. Следовательно, родник теперь бесхозный. Вокруг растет мята, ландыш. На реке тоже хозяйничают бобры.
Это далеко не полный перечень родников села Шейн-Майдан. Их гораздо больше. Говорят, землю, на которой есть родники, можно с уверенностью считать экологически чистой. Но и здесь не бывает без изъяна. Много источников пропало совсем, а многие на грани исчезновения. Следует помнить, что родник – сложное и очень хрупкое природное образование, и любое неквалифицированное вмешательство может стать для него роковым. Единственное, что можно сделать безбоязненно, - это очистить русловую часть от опавших листьев, веток и мусора.
Удивительное рядом
Шейн-Майдан окружен лесами, названия получили от фамилий помещиков, которые здесь когда-то жили. В юго-западной части села расположен Малиновый овраг. По рассказам старожилов, овраг был окружен дубовым лесом. Дубы были толщиной более двух метров. Эти деревья вырубались и увозились на строительство кораблей.
Возвышенности тоже имеют свои названия: Крутая гора, Карпы, Штаны, Большая гора, Гремяченская гора, на которой мы побывали. Место необычайно красивое, кажется, людей здесь не бывает. Даже ягоды многие предпочитают собирать вблизи проезжей части, а здесь, похоже, обитают только дикие звери. Повсюду видны кабаньи следы. Самые заметные следы жизнедеятельности кабана – "порои". Это места, где хищники рылись в почве в поисках пищи. И таких порытостей встретилось немало. В пруду громко и без умолку квакали лягушки. Эти водоемы до революции принадлежали барину, который разводил карпов и занимался земледелием. Здесь много зарослей акации, похоже, держали и пчел.
Раньше, как говорят братья Наумовы, в Карпах и в Гремячем коров пасли. Сохранилась шиферная будка, сделанная пастухами на случай дождя. Но в понедельник было ясно, поэтому все вокруг благоухало. От цветения медуницы склон горы приобрел желтый, золотистый цвет. Считается, красавица-медуница постепенно исчезает из наших лесов. Но здесь, на опушке леса, ее видимо-невидимо. Увидеть пришлось нам и гадюк, вполне внушительных размеров, к счастью, не злобных. И торопящихся по нескончаемым делам муравьев. А вездесущие комары норовили заполнить собой все окружающее пространство. Слышно было звучание "хора птиц", в одиночку где-то куковала кукушка. Природный оркестр не торопясь извлекал очередную симфонию. Затаи дыхание и слушай...
Гремячий родник
В глуши леса, средь глубокого оврага и начинает свой путь "Гремячий родник". Именно об этой реликвии хочется сказать особо. Родник, чьи воды с шумом спускаются из лесной чащи вниз. Шум этого бурливого потока напоминает людям о мощи и силе родника. Удивительно, но вода течет голубая, словно небо растворилось в ней. Наклонишься к живительной влаге, как в зеркале, отражается каждый камушек. Родник сильный, мощный оттого, что берет силу от деревьев. Растет здесь сосна, липа, дуб, орешник, ясень, осина. У родника – лучшее место отдыха. Смотри на красоту, что вокруг, впускай ее в свое сердце и наслаждайся.
Святой источник
Историю святого источника Богородице-Отрадного монастыря поведал местный краевед А.П. Бухаркин. По рассказам старожилов, монашки монастыря ходили за водой довольно далеко. Однажды одна из монашек, "хохлушка", заметила мокрое местечко и стала руками расчищать там землю. Сделала небольшое углубление, оно быстро наполнилось водой. Так на этом месте появился родник, который назвали "Хохлушкин". Вода в роднике была чистая, студеная и обладала целебными свойствами (помогала от глазных болезней). К этому роднику долгое время приходили паломники с разных уголков страны.
В годы войны монастырский родник был единственным местом, откуда брали воду для питья. После войны родник забетонировали, сделали литой сруб. Постепенно сооружение пришло в негодность. В связи со строительством в селе водонапорной башни воду из родника стали брать все реже. После долгих и кропотливых поисков в 2002 году в глубоком овраге был найден и восстановлен святой монастырский источник.
Сегодня источник снова в плачевном состоянии. Многое, что было сделано, порушено временем. По словам матушки Серафимы, нашли бригаду специалистов, которая согласилась благоустроить родник и отреставрировать купель. Но для этого нужны финансовые средства, и матушка очень надеется на помощь неравнодушных людей. Дай Бог, все получится, и любой желающий сможет прийти и набрать святую воду, и искупаться в студеных водах родника.
Послесловие
Бесспорно, все большое начинается с малого, и нет ничего невозможного для человека. Возрождение, сохранение родников – это и есть возрождение наших традиций, традиций уважения и доброты. Чтобы изменить что-то в стране, нужно сделать что-то хорошее рядом, возле дома, в родном селе. И природа обязательно отблагодарит!