Данная профессий требует от человека ювелирной точности и аккуратности. Не зря машинистов автогрейдера часто называют элитой дорожной службы: работа у них непростая и очень ответственная. Любой неточный расчет и неверный шаг могут привести к аварийной ситуации.
Дороги всегда должны быть в идеальном состоянии. Грейдерист Иван Александрович Пищаскин делает все возможное, чтобы транспорт не задерживался из-за погодных условий и других помех. Он может выполнить любые виды дорожных работ, будь то ремонт, реконструкция или строительство. Зимой машинист автогрейдера чистит трассы от снега, как только приходит тепло – занимается обустройством и ремонтом.
Нашему герою приходилось раскладывать асфальт и щебень, грунт, делать дорожное основание, площадки, обочины и откосы. Опыта мастеру не занимать: грейдер – машина одна из самых важных. Трудовой стаж у него 33 года. Сначала работал на тракторе Т-150, потом пересел на грейдер. Работал в дорожных организациях ДПМК, Автодор, последние 13 лет - в "МАПО-ТРАНС".
На Атяшевском дорожном участке три грейдериста. Помимо Пищаскина, со спецтехникой работают Александр Михайлович Зозин и Александр Иванович Устякин. Коллектив у них слаженный, друг друга хорошо знают, всегда поддержат, посоветуют, если надо.
Азам управления на тяжелой дорожной спецтехнике Пищаскин обучался самостоятельно.
- Вообще в нашей профессии приходится постоянно совершенствовать свои навыки. Некоторым может показаться, что достаточно уметь рулить и переключать рычаги, чтобы поднять или опустить отвалы, - рассказывает Иван Александрович. - На самом деле, здесь, как и везде, свои особенности. И всегда надо помнить, что от твоей работы зависит, насколько качественным будут дороги, по которым будут ездить твои земляки, ведь дорожник тоже причастен к их безопасности.
Чтобы стать хорошим грейдеристом, нужно несколько лет - кроме досконального знания технического устройства для выравнивания дорожного полотна, требуются особый талант, умение чувствовать обочину, вовремя увидеть опасность, способную повредить нож грейдера, и среагировать на нее. Кроме того, при работе на трассе нужен специальный навык, чтобы делать свое дело, не создавая помех движению.
- Зимой нагрузка у дорожной службы колоссальная. Особенно тяжело приходится во время метелей и сильных снегопадов. В такую погоду много времени проводим в машине, случается работаем практически без выходных, - объясняет И.А. Пищаскин.
В кабине грейдера, на котором последние три года работает Пищаскин, хороший панорамный обзор, салон оборудован кондиционером, отопительным прибором.
- Физических нагрузок мы не боимся, - отмечает Иван Александрович. – Иногда мешают автолюбители, норовят подрезать или обогнать. Пешеходы могут перебегать дорогу прямо перед грейдером. К сожалению, не все относятся с пониманием к нашей работе.
Сложнее всего приходится во время расчистки поселковских улиц, сетует водитель могучего механизма.
- Начинаешь разворачиваться или совершать какой-то другой маневр, а тебе сигналят, нервничают. А что поделаешь? Грейдер тяжелый, неповоротливый, зимой двигается со скоростью всего несколько километров в час – ему время нужно. Машина почти половину проезжей части занимает, и всякий раз волнуешься, чтобы никого не задеть, - хмурит брови грейдерист. – Все хотят ездить без помех, но почему-то мало людей уважают тех, кто трудится, представляя такую возможность. Еще часто свой транспорт оставляют на проезжей части, все это занимает время и затрудняет нашу работу.
У специалиста дорожной службы есть грамоты и благодарности от Правительства Республики Мордовия и руководства дорожной организации за хороший труд. Ценят его и коллеги по работе.
- Некоторые боятся идти в рабочую профессию, избегая ответственности и тяжелого труда. Считаю, что зря, ведь в любом деле можно состояться и иметь хороший заработок, - утверждает работник "МАПО-ТРАНС" Атяшевский участок. – После смены я с чистой совестью возвращаюсь домой и знаю, что сделал все возможное, чтобы жители района ездили по чистым и безопасным дорогам.