Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Муниципальное образование город Усть-Илимск Иркутской области

666671, РФ, Иркутская область, г.Усть-Илимск, ул. Юбилейная, 8
телефон: (39535) 75034
e-mail: gaydukova_ev@ust-ilimsk.ru

Паника отменяется

О том, что у усть-илимского муниципального автотранспортного предприятия давние финансовые проблемы, в городе знает, пожалуй, каждый.

Ответственными считали всех, кого можно, Администрацию города – более других. Версий было много, в том числе, и о том, что действующая власть специально банкротит предприятие, даёт мало денег.При этом из вида упускалась одна важная деталь -предприятие, созданное для того, чтобы приносить прибыль, по сути было иждивенцем городского бюджета на протяжении более 10 лет. И вот – свершилось. В отношение предприятия начата процедура банкротства. Попытаемся разобраться, что она за собой влечёт, кто всё-таки виноват и что делать.

Заглянем в историю. МУП "ПАТП" является коммерческим предприятием, то есть нацелено на зарабатывание денег для городского бюджета – иными словами, для каждого горожанина.

С момента открытия МУП "ПАТП" и по сегодняшний день руководство менялось четыре раза. Самой длительной оказалась эпоха правления С.И. Кухарчука, он руководил предприятием с самого основания и до 28 апреля 2010 года – без малого 7 лет. Наверное, он устраивал действующего главу города и хорошо справлялся со своими обязанностями? Можно было бы сказать, что да. Ведь всё это – дела давно минувших дней, кто сейчас будет проверять, как там было на самом деле. Но независимой летописью тех времён могут послужить акты проверки Контрольно-ревизионной комиссией Усть-Илимска, в которых очень содержательно прописана вся деятельность предприятия.

Так, в самом начале своей истории предприятие передало отдел транспортных услуг населению, ремонтно-технические мастерские и подразделение, осуществляющее междугородние перевозки, в руки частникам. Казалось бы, что в этом плохого? Закон это не запрещает. Проблема в том, что деятельность этих ИП фактически не контролировалась руководством МУП "ПАТП". По крайней мере, отчётной документации о ней было представлено крайне мало, некоторые договоры и вовсе были утеряны. В ряде случаев установлено, что предприниматели и вовсе не оказывали никаких услуг, но по бумагам оплата их деятельности проводилась регулярно.

Помимо прочего, в те годы руководство активно выжимало прибыль из вверенного ему городского имущества. Например, сдавало в аренду земельные участки и технику – без формального согласия тогдашних городских чиновников. А чего стоят фиктивные договоры об оказании услуг предприятию. Небольшой, но показательный в своей абсурдности пример: 29 декабря 2009 года предприятие заключило договор на проведение диагностических работ автобусов МУП “ПАТП” в Иркутске. И неважно, что именно в этот день ни одного рейса из Усть-Илимска в Иркутск не направлялось. Мифические автобусы, мифическая диагностика, жаль только – деньги вполне настоящие, пошедшие в отчётность. И подобный случай – не единичный. КРК выявила многочисленные факты фальсификации кассовых документов и документов материального учёта. Формат газетной статьи не позволяет опубликовать все эти любопытные данные, но, при желании их может увидеть каждый горожанин. Речь идёт о миллионах рублей. Однако, судя по всему, денег всё равно не хватало: в 2008 году имела место быть довольно комичная ситуация, когда глава предприятия С.И. Кухарчук отправился в командировку в Китай – на Международную выставку строительных материалов. Поездку и проживание стоимостью в несколько десятков тысяч рублей оплатили из бюджета предприятия на основании служебной записки, поданной тогдашним заместителем мэра А.А.Хворостининым и согласованной и.о. мэра В.К. Тулубаевым. Аудиторы КРК сочли повод для командировки формальным, а командировку – не имеющей цели.

По общему же заключению комиссии, "руководство предприятия, экономическая служба не могли или не желали оценивать потребности предприятия, экономическую обоснованность понесённых расходов, что создавало благоприятную почву для непроизводственных расходов и хищений". Поскольку рыба, как известно, гниёт с головы, то примером своего начальства вдохновлялись и некоторые рядовые сотрудники предприятия. Расходы на автошины, запчасти, зарплаты активно росли из года в год, однако, обоснований у руководства не находилось. Зато штат к 2010 году оказался раздутым донельзя, причём некоторая часть сотрудников на предприятии вообще не работала, а только числилась.

Причиной хронической убыточности предприятия с 2003 по 2010 год было повальное злоупотребление полномочиями, хищения, отсутствие должного контроля.

Стоит ли удивляться, что МУП "ПАТП" не приносило дохода, а лишь потребляло субсидии из городского бюджета и ударными темпами копило долги. В годы правления экс-мэра, а затем исполняющего обязанности мэра этот факт, видимо, тонул в общей массе кредиторских обязательств – город жил в долг, миллионом больше, миллионом меньше. На что рассчитывали все эти люди – непонятно.

Итак, мы выяснили, что было причиной хронической убыточности предприятия с 2003 по 2010 год. В нескольких словах её можно обозначить просто: повальное злоупотребление полномочиями, хищения, отсутствие должного контроля. Как же обстоят дела теперь?

В 2010 год город (и МУП "ПАТП" в частности) вошёл с огромной кредиторской задолженностью. Был предпринят ряд мер, в МУП "ПАТП" сменилось несколько руководителей, однако, ни один из них не оправдал себя – возрождение предприятия предполагало самоотверженный и честный труд, а кто-то из новых директоров пытался действовать прежними методами. Кого-то сломал дух обречённости, царящий на предприятии уже много лет.

Муниципальное автотранспортное предприятие должно и будет существовать по ряду причин. Только оно может являться залогом стабильности перевозок, а также выполнять важную социальную функцию – обслуживать не самые популярные, но необходимые горожанам маршруты.

В конце 2013 года директором МУП "ПАТП" стал Артур Хазеев. И, надо отдать ему должное, в отличие от предшественников он предпринял реальные шаги по рационализации и оптимизации работы предприятия: учёт доходов и расходов стал намного строже, кадровый состав сократился, причём безболезненно для пред¬приятия. Однако, исправить положение за несколько месяцев было уже невозможно. В феврале директор обратился в Администрацию города, указав, что усматривает в деятельности предприятия признаки банкротства. Реанимационные меры не дали результата. 18 августа вышло определение арбитражного суда о банкротстве. Процедура банкротства свидетельствует о том, что предприятие не может рассчитаться со своими кредиторами. Имущество в таком случае с идёт с молотка, работа приостанавливается, анализируются причины банкротства. Если оно произошло по вине учредителя, то на него возлагается субсидиарная ответственность, то есть по долгам предприятия платит учредитель. В нашем случае учредителем является Администрация города, но обвинять её в банкротстве предприятия нет оснований. Таким образом, свои долги обязано возместить само предприятие. Но имущество, которым оно пользуется, по большей части принадлежит городу, и, таким образом, в счёт погашения долга отчуждено не будет. До декабря этого года проводится процедура наблюдения, осуществлять её будет назначенный определением арбитражного суда управляющий. Он должен выявить всех должников и кредиторов МУП "ПАТП", сделать выводы о находящемся в его собственности имуществе и сделать заключение о возможности восстановления предприятием работоспособности. После этого судом будет приниматься решение – процедуру банкротства прекратить либо банкротить предприятие дальше.

Свои долги обязано возместить само предприятие. Но имущество, которым оно пользуется, по большей части принадлежит городу, и, таким образом, в счёт погашения долга отчуждено не будет.

Для того, чтобы пассажирские перевозки на этот период продолжались, сейчас создаётся новое предприятие, на работу будут приняты сотрудники МУП "ПАТП". Директором нового предприятия станет Артур Хазеев – Администрация города высоко оценила его усилия по выводу предприятия из кризиса, он сделал всё, что от него зависело.

Что же будет дальше? Какие перспективы у муниципальных перевозок в условиях ужесточающейся конкуренции? Муниципальное автотранспортное пред-приятие должно и будет существовать по целому ряду причин. Во-первых, есть надежда, что оно всё-таки начнёт приносить доход в бюджет города. Во-вторых, доверия ему в любом случае больше, чем любому, самому лучшему частному перевозчику. Кроме того, оно выполняет ещё и важную социальную функцию: на некоторые маршруты частного перевозчика не загонишь – слишком маленькая выручка. Но ведь население пользуется этими маршрутами!

В ближайшем будущем ситуация с пассажирскими перевозками должна существенно измениться в лучшую сторону. Планируется ввести единый электронный билет на муниципальных и коммерческих маршрутах, что позволит осуществлять перевозку всех льготников. В настоящее время проводится работа по приобретению необходимого оборудования и заключению договоров с Министерством социального развития Иркутской области.

Мария Скворцова

Комментарии экспертов

Артур Хазеев, директор МУП "ПАТП":

"После того, как мы получили определение суда о признании банкротства, началась работа по созданию нового предприятия, сейчас оно в стадии оформления лицензии. Его возглавлю я. На самом деле – банкротство нам только на пользу. С долгами как-нибудь рассчитаемся, а главное - зарплата всем сотрудникам будет выплачена. Сейчас на нашем предприятии 175 человек, в ближайшее время пройдёт процедура сокращения, планируется упразднить ряд рабочих мест – обслуживающий персонал. Также необходимо принять на работу 20-25 водителей – их не хватает. Итого, в новом предприятии должно быть 70 водителей. Было много расходов по модернизации предприятия, но все они окупят себя в дальнейшем. Недавно мы закончили строительство ремонтно-механических мастерских – раньше они располагались через дорогу от пред-приятия, расходы на коммунальные услуги были очень велики. Начать получать прибыль нам мешает груз прежних долгов и наличие серьёзного конкурента. Кроме того, необходимо признать, что мы ездим по заниженному тарифу, выпадающие доходы нам компенсирует бюджет города. Сейчас долги особо не растут, есть основания полагать, что новое предприятие начнёт работать если не в прибыль, то и не в убыток".

Александр Невмержицкий, начальник Департамента жилищной политики и городского хозяйства (ДЖПиГХ):

"Меры, которые были предприняты Администрацией города для сдерживания конкурентов МУП "ПАТП" на городских маршрутах, были обжалованы в ФАС и отменены решением данного органа. Так, положение о проведение конкурса на право заключения договора перевозок по городским маршрутам признано ограничивающим конкуренцию, а мэр города заплатил 15 тысяч рублей штрафа. Аналогичное взыскание наложено на меня как на начальника ДЖПиГХ за отказ частному предпринимателю осуществлять перевозки по городскому маршруту №2. Если у предпринимателя имеется лицензия и соблюдены все установленные законодательством требования, отказать ему в праве перевозить пассажиров на городских маршрутах нельзя по закону.

На сегодня в отношении МУП "ПАТП" по определению суда начата процедура банкротства. Инициатором выступила фирма "Экспресстрейд", которой предприятие задолжало порядка 2,3 млн рублей за оказанные в 2013 году услуги по междугороднему сообщению. Но этот долг предприятия не единственный и не самый крупный. Общая кредиторская задолженность составляет около 40 миллионов рублей, и сложилась она не вчера. Основными источниками поступления средств для предприятия всегда были субсидии Министерства соцразвития области на возмещение стоимости проезда льготных категорий граждан и субсидии из городского бюджета на возмещение выпадающих доходов по городским маршрутам. Немалую часть доходов "живыми" деньгами приносили сборы платы за проезд в общественном транспорте, хотя на них всегда претендовали конкуренты. Основным преимуществом МУП "ПАТП" в этой ситуации было и остается по сей день наличие договора между Министерством соцразвития и предприятием на предоставление субсидий, так как частные перевозчики не имели утвержденных тарифов и не могли претендовать на данные выплаты. С 01.01.2014 это преимущество на уровне Правительства области сведено к минимуму, так как принят закон о изменении порядка расчета размера предоставляемой субсидии. Теперь возмещение производится только за 30 поездок по городским маршрутам или 20 - по пригородным, в результате чего ежемесячные поступления средств областного бюджета в МУП "ПАТП" сократились почти вдвое.

В 2014 году Администрация города в рамках заключенного договора выплатило предприятию субсидию на возмещение выпадающих доходов в размере 4,7 миллионов рублей, но этих мер оказалось недостаточно. Более того, по иску областной прокуратуры в августе текущего года арбитражный суд принял решение о признании договора между МУП "ПАТП" и ДЖПиГХ Администрации города недействительным и выплату субсидий из городского бюджета незаконной. Сейчас мы пытаемся оспорить это решение, в противном случае, предприятие обязано будет вернуть средства. В своём сегодняшнем положении предприятие не может в должной мере выполнять обязанности по перевозке пассажиров. В будущем ситуация должна измениться в лучшую сторону".

Автор: Мария Скворцова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 486

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика