На ней взращиваются политические амбиции, строятся предвыборные обещания и зарабатываются очки. Между тем, как и в классическом иллюзионе, есть здесь свой фокус, и есть его разоблачение. Достаточно просто выложить карты на стол, чтобы стало понятно, что ситуация с банкротством АТП – это не чья-то злая воля и даже не стечение обстоятельств. Это результат того, что из-года в год предприятие жило не по средствам, просто плыло по течению времени, тратило столько, сколько тратилось, выходило в минусы, просило дотации и дальше продолжало жить не по средствам. Не имело планов хозяйственной деятельности, не считало, сколько пассажиров оно перевозит, не сокращало расходов. Продолжаться бесконечно такая ситуация, конечно, не могла. Как в любом доме, где не считают трат, в этом, в конце концов, пришли к тому, что жить оказалось не на что.
Муниципальное АТП никогда не было доходным предприятием, да и задачи такой перед ним не ставилось. Главное его дело - возить людей, а там, где "социалка", какой может быть разговор о высокой ликвидности. Но в то же время, автотранспортное предприятие – это не школа и не больница, за проезд в автобусе, будь то городские маршруты или межгород, люди деньги платят, а значит, зарабатывать предприятие всё же должно. Хотя бы столько, чтобы себя обрабатывать. И так до поры до времени и было. Из городского бюджета компенсировались лишь так называемые выпадающие доходы – за льготный проезд пенсионеров, школьников и других льготников. На зарплату, топливо, запчасти, содержание ремонтно-механической базы предприятие зарабатывало само. Гром грянул перед Новым, 2012 годом.
Где деньги, Зин?
Устьилимцы готовились к встрече очередного Нового года, а АТП было не до праздников. Вопрос стоял о том, что топливщики, которым транспортное предприятие прилично задолжало, отказались отпускать солярку и бензин в долг. Выбор был невелик - либо ставить автобусы на прикол, либо просить о помощи. У администрации города, куда за спасательным кругом и кинулось руководство АТП, тоже выбор был невелик – зима, морозы, оставить горожан без городских перевозок было немыслимо. Восемь с лишним миллионов просто изъяли из бюджета и рассчитались с "Технолюксом". Но вопрос о том, что на предприятии необходимо провести серьёзный аудит встал. Кстати, чуть раньше, когда появились первые ласточки будущего банкротства, в конце 2011 года, в АТП отработала контрольно-ревизионная комиссия. Выводы, которые она сделала, заставили задуматься. В заключении, данном специалистами, чёрным по белому написано: "Состояние достоверности отчётности предприятия свидетельствует о намеренно созданной аппаратом управления системе бесконтрольности. Бухгалтерский учёт в МУП АТП в течение проверяемого периода не вёлся, экономический анализ деятельности не проводился, на предприятии полностью отсутствует обоснованная система нормирования расходов, должностные инструкции составлены формально, что позволяет части работников вообще не исполнять никаких обязанностей…".
Дальше – больше
Двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый годы АТП лихорадило. Периоды краткой рецессии сменялись долгим штормом. Директора менялись один за другим. Перед каждым ставилась задача навести порядок и начать зарабатывать. Не выходит прямой деятельностью, значит, открывать сопутствующий бизнес. К примеру, пустить автобус до Красноярска, за счёт машин, которые передала администрация города, организовать службу такси, предложить услуги по ремонту всех видов автотранспорта, сдавать, в конце концов, тёплые боксы. Но проекты так и остались проектами. А долги между тем росли. 2011 год предприятие закончило с минусом в 6 миллионов 718 тысяч рублей, в 2012 провал оказался катастрофическим -15 миллионов 271 тысяча убытков, финансовый итог 2013 года – минус 7 миллионов 174 тысячи. И это на фоне того, что с 1 августа 2012 года на 25 процентов повысились тарифы на проезд, а проездные на городских маршрутах подорожали на 50 процентов. Плюс из бюджета города, не считая областных субсидий, в 2012 году предприятие получило 8 миллионов 953 тысячи рублей, в 2013 – 2 миллиона 696 тысяч, в 2014 – 6 миллионов 358 тысяч рублей.
Дорогой ты мой пассажир
Главной причиной, почему предприятие валится в долговую яму, руководство АТП всегда называло нерентабельность маршрутов. В финансовое управление администрации города в августе 2013 года муниципальный перевозчик представил отчёты о фактических расходах на перевозку пассажиров. По каждому маршруту в отдельности. По документам выходило, что при установленной цене проезда в 15 и 19 рублей, себестоимость провоза одного пассажира по "тройке" составляет 23 рубля 66 копеек, по "двойке" – 14 рублей 43 копейки, по "десятке" - 26 рублей 79 копеек. Рекордсменом убыточности оказался девятый маршрут: 135 рублей 82 копейки при тарифе в 25 рублей за проезд. Сегодня "Попутчик" возит пассажиров по тем же самым маршрутам и не говорит о нерентабельности, не просит никаких субсидий. Даже новые автобусы за счёт прибыли покупает. Чудеса, да и только…
Удивительно, но в разряд убыточных в АТП попали даже междугородние перевозки, которые всегда считались прибыльными и на которых очень неплохо до сих пор зарабатывает частник. Когда с этим стали разбираться, выяснилось, что данных о реальном пассажиропотоке попросту нет, пассажиров считают по сданной выручке, а муниципальные автобусы до Иркутска ходят полупустыми. Зато руководство убыточного предприятия получает премии, в затратах на ГСМ почему-то фигурирует приобретение бензина марки "Евро-5", и растут долги по зарплате и налогам. Чтобы навести контроль за перевозками, муниципалитет выделил из бюджета 1 миллион 100 тысяч рублей на приборы системы "Глонасс". Однако один за другим они начали выходить из строя, не успев даже прижиться в кабине водителей. Обошёлся каждый прибор в 18 с лишним тысяч рублей. "Попутчик", который оборудовал свои машины приборами навигации значительно позже, обошёлся куда более скромными суммами – 6 тысяч рублей за единицу. И всё работает. Система навигации позволяет видеть и контролировать весь путь автобуса, с какой скоростью он движется, от какой остановки отошёл и через сколько минут будет на следующей. А это значит, что можно чётко отследить график движения и оперативно скорректировать его, если возникает такая необходимость.
Сегодня, несмотря на то, что транспорт АТП не выходит на линию уже третий месяц, по десятому маршруту ходит 23 автобуса с интервалом движения 4 минуты. Второй и тринадцатый маршруты обслуживает 12 машин, интервал движения – 4 минуты, Железнодорожный и Карапчанку – 15 машин, интервал движения 7 минут. Люди всё охотнее покупают единые проездные билеты. Удобно: не надо дожидаться нужного перевозчика, пропускать автобусы с табличками "Льгот нет".
Частников не пускать!
"Уберите частников", - сегодня это тот кит, на котором стоит коллектив обанкротившегося АТП. Говорится при этом "частник", а подразумевается "Попутчик". Однако частники на усть-илимских дорогах появились задолго до "Попутчика". То же АТП с готовностью подписывало им маршруты и даже передавало в аренду новые автобусы. В 2008 из местного бюджета на покупку техники было выделено 9 миллионов 612 тысяч рублей, в 2009 – 14 миллионов 678 тысяч и ещё 30 миллионов 432 тысячи рублей – из федерального бюджета. И никто не видел в этом ничего предосудительного. Получается, дело всё-таки не в форме собственности. А сегодня право частника претендовать на выполнение муниципального заказа утверждено ещё и законом. В распоряжении правительства России от 30.12.2013 года чётко прописано, что муниципалитет может субсидировать унитарные предприятия только в том случае, если на территории нет другого поставщика услуг. Иными словами выгнать частников с городских дорог сегодня никто не вправе. Чтобы поддержать муниципалов, городские власти до поры до времени пытались оградить рынок пассажирских перевозок от конкуренции, но вмешалась прокуратура и антимонопольная служба. И те, и другие потребовали соблюдать закон о защите конкуренции и указали, что ограничение или запрет на деятельность хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования – дело противозаконное. Антимонопольщики к тому же ещё и штрафные санкции наложили.
Куда водителю податься?
9 декабря 2014 года МУП ПАТП признано банкротом. Арбитражный суд Иркутской области рассмотрел заявление кредиторов и вынес соответствующее решение. В отношении предприятия открыто конкурсное производство и назначен конкурсный управляющий. 28 марта 2015 года истекает срок высвобождения 147 работников обанкротившегося АТП. Начался этот процесс 29 декабря 2014 года. Не дожидаясь последнего дня, 27 водителей перешли работать в "Попутчик", всего сейчас на маршрутах из числа бывших работников АТП там трудится 31 человек. 77 человек из тех, кому предстоит пережить болезненный процесс сокращения – люди пенсионного возраста, а значит, хоть как-то защищены. Остальным предстоит поиск работы. Чтобы сделать этот процесс более продуктивным, Центр занятости выезжает на предприятие каждые две недели. Мужчинам предлагают переобучиться на водителя категории "С", "Д", "Е", машиниста экскаватора, женщинам – на повара, парикмахера. Но отклика со стороны сотрудников АТП на предложения нет. На последней встрече, 10 марта, только один человек выразил готовность заняться поиском работы.
Ситуация с банкротством АТП разделила автотранспортников на два лагеря. По одну сторону черты – работники обанкротившегося АТП, по другую – те, кто выбрал работу в ИП. В начале февраля они обратились с открытым письмом к губернатору, в Законодательное собрание, прокуратуру, к уполномоченному по защите прав предпринимателей, депутатам городской Думы и мэру. В нём говорится: "Мы, жители Усть-Илимска, серьёзно обеспокоены требованием убрать нас с маршрутов. Мы получили право осуществлять пассажирские перевозки на законных основаниях, потратились на приобретение техники и установку оборудования для обслуживания электронных проездных билетов. Мы не имеем задолженности по зарплате и платим все установленные налоги. Мы много вложили в свою деятельность и не хотим потерять всё в угоду чьих-то амбиций". Под письмом подписалось 113 человек.
Дмитрий Семенов