В прошедшую пятницу, 22 марта, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в городе Воткинске провел пресс-конференцию для журналистов местных СМИ, посвященную Всемирному дню защиты прав потребителя. О том, как специалисты службы защищали права жителей Воткинска, Воткинского и Шарканского районов в 2018 году представителям прессы рассказали зам. начальника ТО Елена Евдокимова и юрист-консульт "Центра гигиены и эпидемиологии по УР" в г. Воткинске Сергей Антропов.
Коллектив службы вполне обоснованно гордится тем, что в минувшем году значительно увеличилось число поданных в суд исков по защите прав потребителей. Если в 2017 г. исков было всего два, то в 2018 – 14! За некачественные услуги потребителям вернули "по суду" 114 тысяч рублей.
Одним из приоритетов ТО остается надзор за качеством и безопасностью пищевых продуктов и соблюдением требований технического Регламента таможенного союза. За прошлый год исследовано более полутысячи проб продуктов. Есть замечания по микробиологическим показателям, но более всего – почти треть из проверенных – не соответствовали требованиям Регламента по маркировке. (В скобках надо уточнить, что Регламенты ТС есть по многим видам продукции – как пищевой, так и промышленной: по мясу, молоку, лечено-профилактическому и диетическому питанию, по мебели, парфюмерии и так далее, и тому подобное. Одним словом, Регламентов великое множество и, точки зрения специалистов, с их требованиями неплохо бы познакомиться потребителям, особенно тогда, когда речь идёт о достаточно дорогой покупке).
- Например, - заметила Елена Владимировна, - к нам часто с просьбами помочь обращаются "счастливые" приобретатели (в магазине или "на заказ") мебели, которые не оставляют себе ни маркировочных ярлыков, ни каких-то других документов, только кассовые чеки. В таком случае очень трудно защитить людей, трудно определенно доказать, что мебель не соответствует требованиям.
Тем не менее, за 2018 год специалисты отдела за нарушение Регламентов сумели наложить штрафов на общую сумму 688 тысяч рублей, сняли с реализации пищевые продукты по 33 предписаниям. По решению суда (на основании протоколов ТО) конфискованы пищевые продукты на сумму 50,5 тыс. руб. Речь, в основном, идёт о плодоовощной продукции, не имеющей маркировки. Например, на арбузы вообще не было никакой документации: кто привёз, откуда? Только коряво написанные ценники. Подобное же наблюдалось и по крупам, и даже по изделиям легкой промышленности. Особенно тревожно обстояло дело по спортивному питанию. Такое специализированное питание сейчас модно, и на нём, естественно, можно заработать. Никто не против заработков, но… По заданию Правительства УР мы провели ряд плановых проверок и выявили импортную продукцию, которая реализовывалась в торговых точках города без документов. Продукция была арестована, конфискована, а предприниматель наказан. Кстати, импортная продукция должна иметь на этикетке перевод на русский язык – это обязательное требование Регламента. В самом деле, не настолько много у нас полиглотов, чтобы свободно читать этикетки на иностранных языках. А товар специфический, и здоровью вместо пользы может быть нанесён ущерб.
Кто больше грешит, в смысле нарушений, крупные сети или мелкие магазины и торговцы(?) – задали вопрос журналисты.
Елена Евдокимова: однозначно не скажешь. Нарушения есть и у тех, и у других. Другое дело, что у крупных сетей есть больше возможностей "почистить полки" в ожидании проверки. Нужно заметить, что Закон не разрешает нам проводить внезапные проверки, только плановые с предварительным предупреждением и в присутствии представителя. Раньше поводом для внезапной проверки безусловно могла стать жалоба потребителя. Теперь жалоба, конечно, рассматривается как повод, но потребитель сначала должен обратиться в ту организацию, где он получил некачественную услугу (товар) и отказ в удовлетворении претензии (или не ответили вообще). Только после этого он жалуется нам, и мы можем осуществить проверку. Короче, существует определенная процедура подачи претензии. В результате, потребитель вынужден сам доказывать собственную правоту.
Какая продукция бракуется чаще всего?
Елена Евдокимова: мясная, молочная, хлебобулочная, крупяные изделия, плодоовощная. Особенно много нарушений бывает по поводу реализации уцененных товаров. Частенько можно видеть, как уцениваются продукты с пятнышками гнили, с признаками порчи и т.д. Такой товар в принципе не подлежит реализации. Такая, с позволения сказать, уценка – грубейшее нарушение. Кстати, даже при плановых проверках подобное встречается: продавцы считают, что делают всё правильно. Это идёт от неграмотности. Есть понятие: срок годности (для разных продуктов он свой), и за его пределами никаких уценок не допускается.
Как много у вас проводится плановых проверок по защите прав потребителей?
Елена Евдокимова: минимальное количество, а, если честно, то их почти нет. Такие проверки проводятся только внепланово по жалобе (а насколько это непросто, я уже рассказала), по поручению Правительства, прокуратуры, по выполнению предписаний и т.д. В прошлом году таких проверок было 43. При планировании надзорных мероприятий приоритетом является соблюдение требований Регламентов и санитарного законодательства, а соблюдение прав потребителей в "зону риска" не попадает. Считается, что нарушение этих прав особой опасности не имеет. Поэтому, повторю, за права боремся внепланово. Например, в прошлом году выиграли судебное дело у одного из довольно крупных удмуртских молокопереработчиков. Предприятие неоднократно поставляло в торговые точки города фальсифицированную сметану. После нашего вмешательства этого товара в городе пока не заметно. Уточню, фальсификат не значит, что продукт недоброкачественный или опасный, а только значит, что молочные жиры изрядно дополнены растительными. В этом случае производитель не имел права писать на этикетке, что продукт называется сметаной, т.е. не имел права вводить покупателей в заблуждение. Надпись, согласно сегодняшним требованиям, должна быть предельно информационная: молокосодержащий продукт, изготовленный по технологии сметаны. Длинно и некрасиво, зато верно.
Каким образом вы выявили подделку? Какими возможностями в этом плане обладает служба?
Елена Евдокимова: в Центре гигиены управления Роспотребнадзора (г. Ижевск) есть специальная лаборатория, анализы делаются там.
Есть вопросы по так называемой "стометровой зоне", где торгуют табачными изделиями. Особенно остро они стоят в сельских районах.
Елена Евдокимова: да, такие вопросы поступают от сознательных граждан (или конкурентов, что вернее) частенько. В прошлом году мы четыре иска по поводу нарушения зоны подавали в суд и выиграли (только торговля в магазинах, несмотря на решение суда, почему-то продолжается). А что касается организации торговли табачными изделиями в сельских населенных пунктах, это вопрос не к нам. Мы, конечно, понимаем, что в небольшой деревне, где школа, клуб, ФАП, магазин находятся на одном "пятачке", выполнить требование Закона сложно, но…
К сожалению, в рамках короткого отчёта о пресс-конференции не расскажешь всего, что делает Территориальный отдел для защиты прав жителей города и районов. Несмотря, как выяснилось, на внеплановый характер этой самой защиты, специалисты службы находят возможности отстоять наши с вами права, сберечь здоровье, нервы, а, порой, и деньги. И за это им спасибо!