При этом мало кому пришло в голову подключиться к воспитательно-образовательному процессу, чтобы узнать обо всём происходящем в школе, так сказать изнутри: А зачем? На это ведь есть учителя…
НЕ ПРОШЛО И ТРИ ГОДА
Учителя не желают простаивать, а стремятся постоянно совершенствоваться. Об этом я делаю выводы, узнав недавно о необычном проекте, в котором уже на протяжении трёх лет участвуют педагоги Большеулуйской средней школы. В тонкости меня посвящать взялись заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Галина Безъязыкова и заместитель директора по воспитательной работе Светлана Трикман. И вот что мне удалось выяснить. Название проекта говорит само за себя: "Проект по повышению качества образования". Изначально предполагалось, что работать в нём предстоит целой команде — представителям администрации школы и педагогам. — Большеулуйская средняя школа является базовой школой района, — рассказывала Галина Геннадьевна Безъязыкова, — В школе обучается более 500 детей, с которыми работает 50 педагогических работников. Школа на 100% укомплектована педагогическими кадрами. После вступления в 2017 году в региональный проект по повышению качества образования, в школе был проведён комплексный анализ деятельности по направлениям: анализ социальной ситуации, итоговой аттестации, работы с одарёнными детьми, работы с педагогами, родителями и обучающимися. И в результате были определены проблемные зоны, так называемые точки разрыва. Что сюда вошло? Низкий уровень читательской грамотности, например. Иными словами, неумение работать с информацией: когда, прочитав текст, ученик не видит ни явное, ни скрытое, а также не может проанализировать прочитанное. Ещё нас не устроило несоответствие внешней и внутренней оценки результатов обучающихся, несистемный характер работы с одарёнными детьми, использование педагогами классических форм работы, неэффективное взаимодействие с родителями…
На основе мониторинга отдела образования
По результатам 2018-2019 учебного года выявлены следующие результаты: Доля обучающихся удовлетворенных качеством образовательной деятельности составляет 56%, что по сравнению с 2017-2018 учебным года выше на 9%, а так же увеличилось количество респондентов ответивших «не знаю» на 3% и составило 18%. Доля педагогов, удовлетворённых качеством образовательной деятельности составляет 68%, что выше показателей прошлого учебного года на 16%. Количество неудовлетворённых педагогов составило 8%
ВСЁ, КРОМЕ ОБЫЧНОГО
— И закипела работа, - сказала заместитель директора школы Валентина Петрук. В течение нескольких лет работает творческая группа учителей, которая создала и реализует программу курса внеурочной деятельности для учащихся 1–8 классов. В школе функционирует творческая группа по проектной и исследовательской деятельности. Учителя отметили, что применение интернет-ресурсов на уроке повышает мотивацию как сильных, так и слабых учащихся, а в домашних условиях ученик в комфортном для него темпе может просмотреть учебный материал несколько раз и лучше его усвоить. В марте 2019 года школа вошла в список пилотных площадок Красноярского края по смешанному обучению. Педагоги школы с желанием включились в реализацию проекта, так как пришло понимание, что из обычного может получиться, что-то необычное, более эффективное. Учителя отмечают, что использование нового способа обучения способствует включению всех учащихся класса в учебный процесс. Смена видов деятельности на уроке предупреждает "уставание" и повышает мотивацию учащихся и их успеваемость. Для повышения профессионального роста педагогические работники школы постоянно обучаются на курсах, посещают семинары, участвуют в вебинарах и мастер-классах. Педагогический коллектив и школьная команда очень большую работу проводят с одарёнными детьми. Так, ещё на первом этапе проекта занялись выявлением одарённости каждого обучающегося. При выявлении незаурядных способностей были задействованы учащиеся, их родители и классные руководители. Для каждого одарённого ребенка было организовано индивидуальное сопровождение. На базе нашей школы два раза в год организуются и проводятся внутренние интенсивные школы по русскому и иностранному языкам, биологии, математике, обществознанию. Шесть учащихся проходят обучение в краевой дистанционной школе "Юный исследователь", которых сопровождают 2 педагога школы. Разработаны и введены курсы внеурочной деятельности "РОЗы" (решения олимпиадных задач) по иностранному языку, биологии, литературе, математике, русскому языку, обществознанию. Традиционно в школе проводятся школьные конференции по защите проектов, реализованных в урочной деятельности. Помимо этого, в 2018–2019 учебном году учащиеся школы, участвуя в краевых и всероссийских конкурсах, неоднократно становились победителями и призёрами. ПРОРЫВ ГОДА!
Ещё в начале проекта были определены основные виды деятельности, которые оформили в три основных направления — по повышению читательской грамотности, работе с педагогическими кадрами и изменению школьного уклада. …Педагоги — народ увлечённый, поэтому передать все тонкости, да ещё на учительском языке (со всеми профессиональными терминами) я не берусь. Удалось лишь уяснить, что за три года достигли многого. Светлана Ивановна Трикман рассказала, к примеру, как меняли методы взаимодействия с родительской общественностью. — Я всё чаще стала задаваться вопросами: "Почему в нашей школе такая низкая посещаемость родительских собраний? Почему родители не интересуются успехами своих детей? Как заинтересовать родителей совместной работой? Как создать единое пространство ребёнка, семьи и школы?", — рассказывала С. И. Трикман. — В настоящее время актуально такое общение, которое способствует росту и саморазвитию личности каждого ребенка. Это, образно выражаясь, треугольник: учитель, родитель и на вершине — личность каждого ребенка. До вступления в проект этот треугольник в нашей школе был неравнозначный. Было нарушено очень важное звено — "учитель-родитель". Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь родителям в понимании индивидуальных особенностей их детей, развитии их способностей, формировании жизненных ориентиров и ценностей. Зачастую родители оценивают роль педагогов школы в воспитании и обучении ребенка выше, чем свою собственную. Однако никакое самое лучшее образовательное учреждение не может полностью заменить семью и обеспечить полноценное семейное воспитание. Если родители и педагоги станут понимать, учитывать и стараться мобильно осваивать новые современные технологии, то соединится прочное звено одной цепи. И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, произойдёт отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Знаете, к какому выводу я пришла в процессе работы в проекте? Эффективная организация деятельности с родителями учащихся — это неплохой инструмент, способствующий повышению качества оценок в школе… С. Трикман рассказала, что как только удалось разбудить интерес к школьной жизни у родителей, сразу же начались изменения в лучшую сторону. Первым делом было решено изменить формат родительского собрания. Традиционное общешкольное, которое чаще всего проходило в форме лектория, сменило собрание "Вертушка". Приходя в школу на собрание, каждый родитель преследует свою конкретную цель. Как правило, их интересуют успехи, достижения или трудности собственного ребёнка. Именно поэтому такими нелюбимыми и малопосещаемыми были общешкольные собрания. Когда в Большеулуйской школе внедрили собрание в новой форме "Вертушка", у родителей появилась возможность получить индивидуальную консультацию у каждого педагогического работника, администрации школы, работника школьной столовой и даже технического персонала, задать все интересующие вопросы, выразить пожелания и предложения. На деле это выглядит так. К положенному часу родитель приходит в школу и идёт в те кабинеты и к тем учителям или специалистам (да хоть в столовую!), с кем желает беседовать или получить консультацию. Изменился и формат работы с родительским комитетом. Вместо простого заседания организовали круглые столы, в работу которых вовлекаются родители, учащиеся (из состава школьного парламента), педагоги и представители администрации. Такой приём тоже оказался очень действенным. Представители всех участвующих сторон отмечают, что сообща они не только быстро находят решения каким-то возникающим проблемам, но и учатся слышать и слушать друг друга, что очень важно. — Учитывая многие факторы, сегодня уже смело можно говорить о том, что наш успешный старт в проекте состоялся, — говорила С. Трикман, — и мы сегодня находимся на правильном пути…