Именно об этом мы поговорили на очередном заседании круглого стола, недавно состоявшемся у нас в редакции.
К нам в гости пришли начальник следственного отделения, майор юстиции Иван Рязанов, начальник уголовного розыска, майор полиции Василий Кухаренко, старший инспектор группы анализа, планирования и контроля, информационного обеспечения МО МВД России "Большеулуйское", майор внутренней службы Наталья Буйко, юрисконсульт Юлия Печеных. Как выяснилось, с момента нашего последнего заседания по той же теме не то, чтобы много воды утекло, а всё изменилось кардинальным образом. Но, к сожалению, это не означает, что жители Большеулуйского района стали сплошь осторожными. Просто мошенники вышли на новый уровень и изобрели массу новых уловок и ухищрений, чтобы с лёгкостью выманивать кровно заработанные простых граждан. Отныне СМС-ки и звонки с обращениями типа "Мама, я в беде!", можно сказать, отошли в тень. Но и они периодически срабатывают, то есть мошенники находят своих доверчивых клиентов, кто ведётся на такие уловки. Человеческий фактор, наверное, никогда не сойдёт с арены. В средствах массовой информации то тут, то там можно услышать о доверчивых женщинах, лишившихся своих сбережений по доброте душевной и наивности.
— Люди какого возраста наиболее подвержены воздействию мошенников?
Иван Рязанов: — В последнее время участились случаи мошенничества именно с использованием информационных технологий. Обманутые граждане, как правило, состоятв разных соцсетях, являются активными пользователями мобильных приложений, в том числе мобильного банка и так далее. Исходя из этого можно предположить, что потерпевшие в нашем случае — вполне себе молодые люди — уверенные пользователи интернета. То есть, если раньше в числе таких пострадавших были доверчивые граждане в возрасте, то теперь на уловки мошенников ведется и молодёжь. Получается, что практически все возрастные категории граждан на сегодняшний день не защищены от всякого рода мошенничества.
— Можете привести примеры, каким именно образом люди чаще всего попадают в ловушки мошенников?
Василий Кухаренко: — Современные компьютерные технологии не стоят на месте, а вместе с ними прогрессируют и мошенники, изобретая всё новые и новые уловки. В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с преступлениями, где ключевой фигурой являются персональные данные гражданина. Например. Вам приходит СМС с уведомлением о том, что, якобы, ваша банковская карта заблокирована. И чтобы её разблокировать предлагается позвонить по указанному номеру телефона. И тут я хочу в очередной раз заострить внимание граждан. Учтите, если вас на том конце провода начнут спрашивать о каких-то личных данных, в том числе о цифрах, указанных на банковской карте, а того пуще — узнавать, якобы для подтверждения, пин-код, — насторожитесь! Ведь ни один сотрудник банка не станет вас пытать об этом, потому что вся эта информация есть у них в базе данных. Единственное, что может спросить в этом случае сотрудник банка — это кодовое слово, которое вы сами когда-то придумывали, оформляя свою карту.
— Но ведь, наверное, и по высветившемуся номеру телефона можно сразу определить, что звонят не из банка, ведь так?
Василий Кухаренко: — К сожалению, нет. И в этом кроется наша основная беда. Дело в том, что путём нехитрой процедуры переадресации номера, которой активно пользуются сегодняшние мошенники, можно сделать так, что будет, как вы говорите, высвечиваться номер именно банка. Но если попытаться сбросить этот вызов, а затем снова нажать, чтобы уже самому связаться с только что звонившим, номер окажется недоступным.
— А разве это законно — такая переадресация номеров?
Иван Рязанов: — Насколько мне известно, на сегодняшний день на законодательном уровне только готовится проект документа, ограничивающий такую деятельность. Поэтому, пока официально не запрещено — можно расценивать как "разрешено". Сегодня мы призываем граждан быть предельно бдительными. Если раньше мошенники давили на жалость, то сегодня они всеми путями пытаются завладеть персональными данными человека, чтобы получить доступ к его банковским счетам. К сожалению, это у них неплохо получается.
Наталья Буйко: — Бывали случаи, когда мошенники, найдя доверчивую жертву, просили гражданина пойти к банкомату и говорили пошагово, какие дальнейшие операции он должен будет сделать, чтобы, допустим, разблокировать карту. Человек послушно исполнял такие рекомендации и… добровольно открывал доступ к своим счетам. И после этого гражданин — уже не хозяин своим сбережениям.
Юлия Печеных: — Мошенничество сопровождает человечество на протяжении всей его истории, причём с развитием общества оно становится всё более изощрённым. Знаете, есть даже такое понятие, как наука о жертвах. Преступники играют на таких человеческих чувствах, как легковерность и корысть. То есть жертвами мошенничества, о котором мы сегодня говорим, чаще становятся либо чрезмерно доверчивые люди, либо те, кто, рискуя, мечтает за короткое время обогатиться. Чрезмерная доверчивость потерпевшего иногда присутствует там, где подозрительность должна была быть естественной. Меня ещё очень поражает доверчивость, связанная с гадалками. Обычно потерпевшие сами ищут таких гадалок с целью излечить болезнь, приворожить, навести порчу. В последние годы это мошенничество поставлено на поток. Легковерность, некритичность — это личностные качества значительной части потерпевших. Но здесь можно назвать и такие качества, как корысть, жадность, эгоистичность.
— А что делать человеку, если он нашёл чужую банковскую карту?
Иван Рязанов: — Хороший вопрос. Знаете, у человека, нашедшего карту, особенно, если она бесконтактная, то есть со значком "wi-fi", может возникнуть соблазн воспользоваться имеющимися на ней средствами. Как правило, с таких карт бесконтактным способом, то есть не вводя пин-код, можно оплачивать покупки до 1 тысячи рублей, например. Но вот о чём я хочу предупредить. Такое снятие средств, независимо от суммы — пусть хоть 100 рублей, будет расценено, как кража. А это преступление у нас предусматривает уголовную ответственность (ст. 158 ч. 3 УК РФ), до семи лет лишения свободы. Поэтому нашедшему банковскую карту следует обратиться либо непосредственно в отделение банка, либо в полицию.
Василий Кухаренко: — Хочу ещё рассказать об участившихся случаях, когда жители нашего района по почте заказывают один товар, а получают совсем другое. Да, были у нас такие прецеденты. Одному мужчине вместо дорогого шуруповёрта прислали набор отвёрток, другой вместо разрекламированных "арктических" штанов получил простое трико. Кому-то ещё вместо заказанного товара пришёл песок. В очередной раз призываю людей быть бдительными и не вестись на рекламу! Ещё бывает, что человек на сайте находит необходимое для себя, связывается с продавцом и выясняет, что на этот товар уже есть много претендентов. И чтобы не упустить желаемое приобретение, гражданин решается заплатить залог. И что вы думаете происходит дальше? Правильно, продавец блокирует номер, и больше он для вас недоступен.
Юлия Печеных: — Добавлю. Мошенники часто, пытаясь выдать себя за добросовестных продавцов, могут создавать так называемые зеркальные страницы в соцсетях, на сайтах, представляющие какую-то официальную фирму. Поэтому, и пользуясь сайтами, нужно быть предельно осторожными: на вид такой сайт один в один — оригинал, а на самом деле — разница в одну-две цифры.
— Выходит, что сегодня вообще никому нельзя доверять?
Иван Рязанов: — Ну почему же. При интернет-покупках нужно пользоваться только проверенными сайтами, например. Мы просто хотим насторожить население нашего района, чтобы граждане знали, где и какие опасности их могут подстерегать. Знаете, я бы ещё посоветовал молодым людям позаботиться о своих престарелых родственниках. Можно ведь изначально обезопасить их, написав заявление в банк и отключить услугу безналичных переводов, или поставить блокировку с отсрочкой. Тем самым уберечь близкого вам человека от необдуманного шага. И вообще, элементарная самопроверка при сомнительных сделках — это 2–3 клика на компьютере. Нужно скопировать электронный адрес заинтересовавшего вас сайта, вставить в поисковик, и вы уже будете иметь представление, с кем имеете дело. Не пренебрегайте также комментариями и отзывами тех, кто уже заказывал что-то с этого сайта.