Например, День славянской письменности и День филолога.
Мы постарались не обделить вниманием эти замечательные даты, и в этом нам помогла не менее замечательный педагог из Большого Улуя, учитель русского языка и литературы Евгения Шкляева. Евгения Леонидовна – удивительный человек. Общаясь с ней, я всегда как-то приободряюсь и перестаю верить в "народные толки" о том, что, якобы, образование в нашей стране зашло в тупик. Поверьте и вы, это не так! Современные школьники – на самом деле отличные ребята, подающие большие надежды. А иначе как расценивать писательскую деятельность, обострившуюся вдруг у учеников Евгении Леонидовны? Ещё в прошлом году на страницах своей газеты мы рассказывали о том, как ребята из 5-го класса (руководителем которого является Е.Л. Шкляева) написали и выпустили самую настоящую книгу, которую потом с успехом презентовали для общественности. (Кстати, и в школьной, и в районной библиотеках книга "История "БЭМС" имеется!) И это ещё не всё. Мало того, что те же ребята, только теперь уже ученики 6 "А" класса всерьёз замахнулись на продолжение книги – "История "БЭМС" - 2", так и 11-классники с увлечением погрузились в процесс написания собственной книги, которая в настоящее время уже находится в печати в московском издательстве. То есть сам продукт совместного творчества – готовая книга выпускников поступит к нам в район в начале июня. Всё это стало возможным благодаря специальному проекту "Всероссийская школьная летопись", которым три года назад заинтересовалась Евгения Леонидовна. За это время многое изменилось. Например, у наших школяров появился доселе неизведанный опыт дистанционного обучения. Что уж говорить, трудно приходится всем. Но даже из такого режима самоизоляции Евгения Леонидовна со своими учениками решили извлечь пользу для будущей книги: сидя по домам, ребята старательно собирают материал для одной из глав своего коллективного детища – "Дневники". Что ж, придёт время, и мы оценим и этот труд. Совсем недавно стало известно, что успешные практики Евгении Леонидовны Шкляевой в рамках обозначенного проекта получили достойную оценку экспертов, а значит в скором времени будут опубликованы в Атласе педагогических идей. Остаётся отметить, что для Евгении Леонидовны это уже не первое признание такого рода: её наработки и ценные практики удостаивались наивысших похвал и ранее. А сегодня, позвольте представить выдержки из интервью с Е.Л. Шкляевой, которое она не так давно давала PR-менеджеру проекта "Всероссийская Школьная Летопись" Владимиру Чернецу. Также оно было опубликовано на сайте "Всероссийской школьной летописи" в специальной рубрике экспертных интервью. Отрывки из интервью опубликованы в социальных сетях, на интернет-ресурсах учительских изданий.
Школьная летопись
Из интервью В. Чернецу, PR-менеджеру проекта "Всероссийская школьная летопись".
- Евгения Леонидовна, самое сложное в проекте Всероссийской школьной летописи (ВШЛ) - это начать. Дело новое для многих, непривычное и неизведанное. Наверное, тяжело было мотивировать детей? - Да, Вы правы, не все дети сразу включились в проект, поняли его идею. Но моей главной задачей как классного руководителя было сплотить детей вокруг какой-то идеи (книгу ВШЛ (Всероссийской школьной летописи) я начала писать с учениками 5 класса, они только что пришли из начальных классов. Кроме того, из трёх параллелей 4-классов создали всего два пятых, то есть детей перемешали, их состав перепутали. Адаптация в 5 классе шла с трудом). Книга класса оказалась той самой идеей, вокруг которой ребята сплотились. Узнали многое друг о друге (а я о них). Научились постепенно слышать и слушать друг друга. Кроме того, я работала в тесном контакте с родителями. И
ещё одно обстоятельство, которое стало отправной точкой для начала работы: в конкурсе чтецов "Живая классика" побеждают единицы, до выступления на заключительном Всероссийском этапе из нашей школы ещё никто ни разу не дошёл. А участие в ВШЛ гарантирует появление имени каждого из участников в оглавлении книги. Это очень привлекательно! И мотивирует безотказно! - Вы же сделали не одну книгу… - С учениками 11 класса я писала уже вторую книгу, и всё было немного по-другому. Их привлекла идея создать книгу класса как возможность преподнести школе необычный подарок (подарить книгу на выпуском вечере). В школе они стали вторым классом, который включился в проект ВШЛ. Какоето время их как самых старших ребят в школе несколько напрягала роль вторых. Но мы придумали такую идею: 11-тиклассники, преподнося школе подарок-книгу, открывают крывают книжную серию "Золотая полка выпускников " и становятся основателями новой школьной традиции. Призывают всех последующих выпускников участвовать в ВШЛ и пополнять в школьной библиотеке эту полку. С 11 классом мы написали книгу в сжатые сроки: за два с небольшим месяца. Работали напряжённо, но с интересом и энтузиазмом, чтобы к июню книга класса была издана. - Кто-то из ребят проявил себя по-новому, чем-то удивил Вас, учителя? Или своих родителей? Или одноклассников? - Безусловно, открытий в процессе работы немало, что не может не радовать! Я, и как учитель-словесник, и как классный руководитель, смогла найти скрытый потенциал творческих способностей учеников. Причём, вряд ли бы смогла это увидеть на обычных уроках. Например, удивил один ученик 5 класса, который написал сочинение в главу "О братьях наших меньших ". Я не ожидала, что у него такой лёгкий слог, такое чувство юмора. Взяла, как говорится, его на заметку, стала привлекать к участию в различных конкурсах, и он уже за этот учебный год стал победителем нескольких из них. Очень интересны сочинения в главе "Мечты ". Работы подкупают своей откровенностью и открытостью. - Школьный день у детей и у педагогов очень насыщенный. Насколько сложно было выкроить время? - Выкроить время, действительно, сложно. Но, когда есть цель, всё преодолимо. Не скрою, некоторые сочинения для книги в 5 классе мы брали из написанных творческих работ по русскому языку. А создание книги класса с 11 "А" - отдельная история. Впереди ЕГЭ, вовсю идёт подготовка к экзаменам, и, честно, многие нас не понимали: как это можно в такое время писать какую-то книгу класса! Мы постоянно обменивались письмами по электронной почте, собирались для редактирования глав вечерами, в выходные. И ребятам - низкий поклон! За два с небольшим месяца создать книгу – это достойно уважения и восхищения. Конечно, и мне пришлось не спать ночи, проверяла всё это, редактировала. - В ходе работы над книгой сформировалась ли новая команда со своими новыми лидерами? - Новых лидеров не выявилось. Активные ученики активны во всём. С 5 классом получилась, так называемая, гонка за лидером. В технологии СДО (способ диалектического обучения) есть такой методический приём. Например, на классном часе обсуждаем очередную главу книги: кто и что для неё написал, я вывожу на экран проектора тексты, а ребята смотрят, соотносят, как работа каждого выглядит по сравнению с другим. Нередко слышны были реплики: "Петя/Ваня написал сколько-то и так интересно, дай-ка и я ещё чтото допишу!". В 11 классе творческая группа работала стабильно, за каждую главу был назначен ответственный, который и делал сборку. Такая командная работа… - Многие учителя-предметники не видят перспектив в этом направлении... - Увы, есть педагоги, которых не заинтересовала идея проекта. Их аргументы: "нет времени", "сложно", "этим надо заниматься только учителю русского языка". Пересечения предметного материала, методических приёмов с работой в проекте, к сожалению, многие не видят. Но я уверена, что идея ВШЛ будет набирать обороты, педагоги, работающие с огоньком, не смогут пройти мимо такой уникальной возможности – издать творчество своих учеников, воплотить в жизнь свои креативные идеи. Если говорить о себе, то по завершении очередной главы, книги, я испытываю чувство глубочайшего удовлетворения: результат труда налицо! А в процессе работы часто ловлю себя на мысли: поскорее бы сесть за работу по редактированию очередной порции материала. Постоянно обдумываю, как и что описать с детьми, чтобы включить в книгу (буквально, "заболеваю" идеей!). Как писал Б.Л. Пастернак: Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.