Руководитель Музея истории ГУЛАГа Николай Аракчеев полагает, что это жертвы сталинских политических Возможно, кости принадлежат Сергею Чавайну, Тимофею Евсееву, Олыку Ипаю и другим расстрелянным 11 ноября 1937 года.
В середине мая во время субботника Николай Александрович неожиданно наткнулся на уникальные находки в восьмом квартале учебно-опытного лесхоза. Были найдены фрагменты скелета, в том числе череп с отверстием в теменной кости, похожим на пулевое.
- Его мы обнаружили в полуметре от костей, которые нашли первыми – тазовых. Он имеет явное пулевое отверстие, но утверждать это может только экспертиза. Что нас удивило - отверстие в темечке. Не в затылке, не в виске. То есть человека могли расстреливать на коленях. А на колени могли поставить только непокорного, - отмечает Николай. – Пулю металлоискателем в черепе мы не нашли. Значит, она в теле, в костях.
-В одной из низин на уровне 1 метра щуп наткнулся на твердые предметы,- рассказывает Николай Александрович. - По звуку они отдают, как фанера. - Судя по площади низины и прошлому опыту, там лежат послойно не менее 200 человек.
На место, где были обнаружены страшные находки, в тот же день выехали представители правоохранительных органов. Без их участия продолжать земельные работы историк не стал.
-В 1937 году это был полигон для утилизации останков врагов народа, - рассказал Николай Александрович. - В Марий Эл ими было признано10 тысяч человек. Половина умерло от голода, холода и пыток, кто-то расстрелян. 28 лет назад здесь же, на Мендурском кладбище, мы нашли останки 164 человек: 92 марийца, 64 русских, 6 татар, немец и цыган. В том числе 3 священника, 5 женщин, одна из них беременная, две монашки. Документов ни у кого не было. Идентифицировали останки благодаря оплошности палачей. Они мародерствовали и бросили очищенные кошельки. Выгребли все деньги, кроме меди. В одном из кошельков, как в футляре, за 50 лет хорошо сохранилась справка куженерского печника Пирогова, по которой восстановили его личность и судьбу, а затем и всех остальных убитых. Как выяснилось, их расстреляли с 5 по 8 августа 1937 года. В архивах ОГПУ НКВД, уверен, сохранены карты всех марийских полигонов по утилизации человеческих останков с фамилиями трупов. Но это надолго засекречено. На сегодня вскрыто только 20% архивов тех времен. Возможно, остальное рассекретят по мере роста общественного интереса, но это произойдет нескоро. Уж слишком велика эта рана.
На сегодняшний момент Николай Александрович ждет завершения экспертизы найденных человеческих останков. Именно она сможет доказать или опровергнуть предположение руководителя музея истории ГУЛАГА. Пока каких-либо свидетельств о том, где захоронены останки Сергея Чавайна, Тимофея Евсеева, Олыка Ипая и других расстрелянных в 1937 году, в открытом доступе нет. По словам Николая Аракчеева, документы находятся под грифом "Совершенно секретно". Однако, ряд определенных предпосылок указывает на то, что, найденное захоронение вполне может оказаться последним пристанищем элиты марийского края, зверски казненной во времена сталинского террора.