Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Тунгокоченского района Забайкальского края

674100, Забайкальский край, Тунгокоченский район, с.Верх-Усугли, ул. Металлургов, 1-Б
телефон: +7 (30264) 5-13-94
e-mail: vestisevera@yandex.ru

Коль забуду родную речь

В г. Санкт-Петербург в институте им. Герцена прошёл первый Всероссийский съезд учителей родных языков

В ноябре в г. Санкт-Петербург в институте им. Герцена прошёл первый Всероссийский съезд учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Инициатором такого масштабного мероприятия стали Григорий Петрович Ледков, депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ, президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ и ассоциация малочисленных народов Севера Саха – Якутии. От Тунгокоченского района на этот съезд была делегирована Виктория Александровна Гарпанеева, директор районного Центра эвенкийской традиционной культуры.

-Виктория Александровна, какая была основная цель данного мероприятия?

- Прежде всего, необходимо отметить, что на съезд съехались более 350 человек буквально со всех уголков России. Главная проблема, которая обсуждалась – сохранение языков малочисленных народов. Была организована работа нескольких площадок: "История образования и школьного дела народов Севера", "Культура народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в общеобразовательных программах", "Обучение родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока", "Учебно-методическое обеспечение обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ", "Обучение литературе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ". Как видим, аспекты разные, но всё изначально сводится к одному – как сохранить язык коренного населения. Ведь общеизвестно, что утрата языка неизбежно ведет к потере ее этнокультурной самобытности и в конечном итоге ‒ к исчезновению этноса. Общаясь со своими сородичами, с представителями других малочисленных народов на различных форумах, как и на этом съезде, могу сказать, что проблема эта актуальна буквально для всех регионов. Все они, также как и эвенки пережили этапы исчезновения родного языка: вначале мы перестали общаться на родном языке между собой, и выросло уже несколько поколений, которые не говорят по - эвенкийски. У нас в районе можно по пальцам пересчитать тех, кто владеет свободно разговорной речью. Несколько больше тех, кто понимает родной язык. Но, к сожалению, большинство всё-таки не знают его и не стремятся к изучению.

- Какие решения были приняты на данном форуме?

- Делегаты съезда разработали ряд предложений для включения в резолюцию съезда. Так, они предложили включить учебно-методические комплексы по родным языкам в федеральный перечень учебников, разработать систему мер по повышению квалификации учителей языков коренных малочисленных народов через участие в федеральных программах, учредить общественную премию Ассоциации коренных малочисленных народов для молодых учителей родных языков с целью повышения имиджа учителя, разработать нормативы оплаты труда педагогов кочевых школ, создать оленеводческое движение в основной школе, организовать проведение выездных детских десантов по северным регионам для обмена знаниями и дружеских связей с регионами и многое другое. Я думаю, что этот съезд дал всем участникам мощный импульс для изучения родного языка, и это настроение они передадут своим сородичам.

- Какие проблемы по возрождению именно эвенкийского языка нужно решать в первую очередь?

- Много проблем, в том числе и потому, что у нас эвенкийский язык не изучен до конца по диалектам. Даже у нас в крае, в наших трёх северных районах – казалось бы, все рядом – разное произношение. Чтобы человек все-таки овладевал языком, нужно, наверное, приближать материал ближе к своему разговорному, к своему понятному диалекту. Нужны новые учебники, которые бы учитывали эти моменты. Существующие учебники устарели, и нет людей, которые бы занялись их переизданием. Систематизировать, собирать все данные, готовить материал для учебника эвенкийского языка в регионе будет Байкальский государственный университет. Наша задача - собрать сведения для словаря по топонимике и представить туда. В нашем районе этим будет заниматься Анна Аруниева. Мы много на разных уровнях говорим об обучении языку в детских садах, школах, хотя бы факультативно. Но пока ничего в этом направлении так и не сделано. Если говорить о кадрах, то у нас в районе есть люди, которые знают и могут преподавать эвенкийский язык. Хотя всё сводить только к отсутствию обучения в школах или дошкольных учреждениях, не стоит. Нужно решать эту проблему комплексно.

- Какие задачи именно по возрождению и сохранению родного языка ставите перед собой вы, работники Центра эвенкийской традиционной культуры?

- Мы планируем вести факультативные занятия для детей (по возрастам). В Верх-Усуглях их будет проводить Елена Урпиулова, в Тунгокочене – Анна Аруниева. Так сказать, "языковая" составляющая будет обязательной и при проведении наших культмассовых мероприятий. Красоту и самобытность языка можно ведь донести и через песни, пословицы, загадки, сказки. В конце прошлого года мы приняли участие в Днях эвенкийской культуры в Чите, где проводили квест для школьников. Всем понравилось, мы увидели неподдельный интерес. Поэтому подобное мероприятие планируем провести и в районе. То есть формы можно придумать различные. Главное – инициатива, и она должна исходить от нас самих.

Автор: Кузнецова Елена

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2256

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика