Впрочем, вскоре после начала войны гитлеровцам пришлось кардинально поменять своё отношение к советским лётчикам. Наша авиация оказала захватчикам такой отпор, который нацисты не встречали нигде в Европе.
Наши летчики-асы во время Великой Отечественной войны наводили ужас на немцев. Широко известным стал возглас "Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин! Кожедуб! Гулаев! Иванов!", и возможно немцы кричали: "В небе Матвеев!"
Детство в Полянском
Павел Яковлевич Матвеев – наш земляк, Герой Советского Союза.
Родился он 1 декабря 1915 года в деревне Полянское Сосновского района Нижегородской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Работал бетонщиком на строительстве Горьковского автозавода. Затем был возчиком в городе Дзержинске, по вечерам учился на курсах шоферов. Потом работал шофером и без отрыва от производства учился в аэроклубе.
Авиационное училище
В 1938 году он был призван в Красную Армию и направлен в военное авиационное училище. В 1940 году вступил в ВКП(б). По окончании училища в 1940 году служил в частях бомбардировочной авиации.
В боях Великой Отечественной войны участвовал с июля 1941 года.
В начале войны был командиром экипажа в полку дальних бомбардировщиков.
Шел второй год войны
1942-й год. Непродолжительное затишье на фронтах после тяжелых зимних боев и раз¬грома противника под Москвой закончилось. В последних числах июня немецко-фашист¬ские войска ринулись в стремительное на¬ступление. Меньше чем за неделю они прошли около двухсот километров на Воронежском направлении и с ходу начали переправляться через Дон.
Боевую задачу перед собравшимися на совещании летчиками поставил командир полка: "Сегодня, четвертого июля, – он бросил взгляд на циферблат наручных часов, словно бы хотел убедиться в правильности названной даты, – будем ра¬ботать по переправе у Воронежа". Командир тупым концом каран¬даша округлил на карте точку пересечения шоссе Воронеж—Ост¬рогожск с рекой Дон. "Бомбить саму переправу и скопление войск противника на дороге вплоть до Гремячье. По разведданным здесь сейчас собралось много танков, автома¬шин и вражеской пехоты. Словом, есть где развернуться..."
Уже смеркалось, когда Павел вырулил свой самолет на старт. Только что взлетел ведущий группы, и вот теперь его очередь. Борттехник, стоя рядом с Матвеевым в просторной кабине, внимательно посмотрев на приборную доску и на работающие моторы, энер¬гично показал командиру большой палец — "все в порядке!". Самолет трижды мигнул бортовыми огнями, прося разрешения на взлет, и, получив его, набирая скорость, побежал по взлетной полосе.
Ночь быстро опускалась на землю. Скоро самолет летел уже в темноте. Экипаж Матвеева имел большой опыт самолетовожде¬ния по приборам. И не только ночью, но и в сложных метеоусло¬виях у него не было случая потери ориентировки. А темнота в по¬лете была даже помощницей. Она надежно скрывала бомбарди¬ровщик и от зениток, и от истребителей противника.
Сложнее были действия над целью.
В кромешной тьме с высоты не просто обнаружить ниточку дороги, по которой движется враг, узкую полоску переправы через реку. Еще сложнее поразить такую цель.
У Матвеева глаз наметанный, острый. Вот он уже увидел спра¬ва поблескивающую под редкими на небе звездами ленточку До¬на. За рекой, там, где угадывалась дорога, что-то сильно горело. "Работа ведущего", — удовлетворенно отметил про себя Матвеев. Он чуть довернул самолет на огни пожара, и экипаж начал гото¬виться к бомбометанию.
Два прожекторных луча взметнулись ввысь и начали беспо¬койно обшаривать ночное небо впереди самолета. Там же, было видно, появились и вспышки разрывов зенитных снарядов. Чув¬ствовалось, что немецкие зенитчики били наугад. Разрывы не при¬ближались к самолету Матвеева и опасности не представляли. "Это и всего-то? — осмотрелся вокруг Матвеев. — Не успели еще, значит, подтянуть сюда технику. Истребители бы только не появились".
— Глядеть за воздухом! — скомандовал он экипажу, — стрел¬ки, внимательней будьте!
Однако на этот раз и истребители противника не помешали выполнить задание. Бомбы плотно накрыли "скопление" с первого же захода. Еще заход, и снова вниз полетели бомбы. Видно было, как в расположении противника что-то взрывалось и вспыхивало красным пламенем, в отблесках которого расползались в стороны от дороги горящие танки и автомашины. Июньская ночь коротка. Сделав два захода и выполнив задание, Павел развернул самолет на свой аэродром. Посадку производил уже при свете восходящего солнца.
Обстановка на фронте с каждым днем ухудшалась. Фашист¬ские войска мощной лавиной двигались к Сталинграду и по доро¬гам Северного Кавказа. Наши наземные части, истекая кровью, отступали. Матвееву приходилось подниматься в воздух чуть ли не ежедневно. Он бомбил резервы врага на подходах к местам сра¬жений в осажденном городе и его позиции на окраинах Сталин¬града.
С каждым вылетом увеличивался счет уничтоженной им боевой техники и живой силы противника. Эти удары наносить было непросто. Не раз приходилось отбиваться экипажу Матвеева от на¬седавших на самолет истребителей с черными крестами на борту, уходить от интенсивного обстрела с земли и из лучей прожекторов. Бывало, Павел приводил свою машину на аэродром изрешеченной очередями немецких пулеметов и осколками зенитных снарядов. Однако, не было случая, чтобы его экипаж не выполнил боевого задания.
В приказах по 14-му авиаполку Матвееву объявляли благодарности, ставили в пример личному составу его летное мастерство и находчивость в бою.
В канун нового, 1943 года за боевые заслуги Павла Матвеева наградили орденом Ленина. 10 ян¬варя наши войска перешли в наступление. Авиация дальнего действия снова получила приказ поддерживать активные действия наших наземных войск.
Фронтовая весна 1943 года
Февраль и начало марта сорок третьего года были ненастными, метельными. Инженерно-технический состав 14-го авиаполка ежедневно проверял исправность самолетов, их оборудования и вооружения, ежедневно готовил технику к полетам. Однако из-за отсутствия благоприятной погоды полеты нередко отменялись, и летный состав томился в вынужденном безделье.
Восьмого марта, словно по заказу к женскому празднику, день выдался ясным, солнечным. Командир 14-го авиаполка майор Блинов на общем построении поздравил с Международным женским днем "наших милых боевых подруг", девушек-мотористок, мастеров по авиавооружению, по радио и электроспецоборудованию. Потом, оглядев беспредельно голубое небо, коротко сказал: "Будем ле¬тать".
С этого дня погода стала устойчиво летной, и дальние бом¬бардировщики стали регулярно производить налеты на коммуни¬кации противника. Бомбили железнодорожные узлы Смоленск, Рославль, Гомель, Брянск, Карачев.
Двадцать седьмого марта, вернувшись с совещания у командира полка, Матвеев собрал свой экипаж и коротко поставил задачу: "Летим бомбить железнодорожный узел Орел. Скопление немецких эшелонов".
На железнодорожных путях Орла в ту ночь разгружались вагоны с солдатами, платфор¬мы с боевой техникой и боеприпасами, цистерны с горючим.
— Бери по цистернам, — скомандовал Матвеев штурману, когда самолет был уже над целью.
Эшелонов на станции было много. Определить среди них пунк¬тирные "черточки" цистерн было не сложно. Но вот попасть бом¬бами именно по ним — ювелирная работа. Штурман не ошибся в расчете. Взрыв огромной силы потряс станцию Орел. По очереди выбрасывая снопы яркого пламени, а затем черные клубы дыма, запылало сразу несколько цистерн. Расчет оправдался — разбу¬шевавшийся огонь тут же перебросился на стоящие рядом вагоны и платформы других эшелонов, и скоро взрывалась и горела, ка¬залось, вся станция.
Днем и ночью громыхали по рельсам немецкие эшелоны с воин¬скими грузами. Поезда шли к Орлу. Крупный железнодорожный узел находился в непосредственной близости к участку фронта, на котором намечался удар по Курскому выступу с севера. В пе¬риод оккупации фашисты создали вокруг Орла 15-километровую запретную зону. Сейчас, когда его железнодорожный узел начала интенсивно бомбить авиация дальнего действия, в районе станции была усилена и противовоздушная оборона. На подходах к ней было установлено 10 прожекторов и 15 зенитных орудий.
12 апреля экипаж Матвеева снова вылетел в Орел. И уже на подходе к станции летчики почувствовали мощность вражеской ПВО. Стоило только одному лучу прожектора нащупать летящую в небе точку, как сразу же еще несколько лучей сошлись на "пойманном" самолете Матвеева. В кабине стало светло, как днем, а земля погрузилась во мрак. Совсем рядом стали вспыхивать разрывы зе¬нитных снарядов.
Павел щурил глаза и по приборам вел самолет на цель. Нелегко было и штурману вести прицеливание и бомбометание. Однако и в этот раз экипаж успешно справился с заданием — на желез¬нодорожных путях возникло два очага пожаров.
Курс на Запад
В одну из апрельских ночей самолет Матвеева взял курс на Брянск. Ночь была лунной, видимость отличная. Если Орел находился в полсотне километров от линии фронта, то до Брянска по тылам противника пришлось лететь около 150 километров.
Железнодорожный узел Брянск-II был крупнее Орла и охранялся фашистами основательнее. До цели оставалось километров двадцать, когда два немецких истребителя Ме-110 одновременно навалились на бомбардировщик.
Атаки их были весьма опасными — на каждом ист¬ребителе по пять пулеметов и по одной пушке калибром 20 мил¬лиметров.
— Спокойно, ребята, — сказал Матвеев, — приготовиться к бою.
Скоро завязался и бой. Огнем своих пулеметов стрелки не под¬пускали "мессершмитты" близко к самолету. Однако трассы вра¬жеских пулеметов и пушек хлестали дальний бомбардировщик то справа, то слева. И когда самолет был уже на боевом курсе, Павел вдруг почувствовал, что элероны ему не подчиняются. "Трос управления перебили", — мелькнула мысль. Матвеев и в этом не¬легком положении не растерялся. С помощью триммеров он сумел удержать самолет в горизонтальном положении.
Не успели отбиться от истребителей, как на самолет обрушился шквальный зенитный огонь противника. Вокруг рвались снаряды. Их осколки барабанили по самолету, и один из них, видимо, пробил маслобак. Давление масла в системе сразу же упало, один из мо¬торов начал сильно перегреваться, обороты его падать, и скорость полета — тоже. Но летчик упорно вел машину к цели. Вот она! В перекрестье прицела!
Бомбы сброшены. Увидев на земле сильный взрыв и вспых¬нувший за ним огромный пожар, Матвеев стал разворачивать самолет на обратный курс. И в этот момент поврежденный оскол¬ками снарядов мотор остановился. Лопасти его винта безжизненно замерли. А до линии фронта 150 километров! До своего аэрод¬рома вдвое больше. Бывало уже и в прошлом, когда приходилось Матвееву вести самолет на одном моторе. Вот и сейчас, хоть это и не просто, он довел израненный самолет до своего аэродрома.
Впрочем, при посадке выявились и другие повреждения. Лет¬чик стал выпускать шасси, а из-за повреждения гидросистемы они не выходят. Чтобы не садиться на фюзеляж, пришлось выпус¬кать шасси аварийно, вручную. Матвеев попытался включить посадочную фару — не горит. Уже на стоянке техники обнаружи¬ли и повреждение гидросистемы выпуска шасси, и разбитую ос¬колком снаряда фару.
Тридцать пробоин насчитали тогда инженер полка и техники при ос¬мотре самолета Матвеева. Качали голо¬вами: "Повезло Матвееву". Через несколько дней после ремонта самолет снова был готов к полетам.
Командир отряда
В мае 1943 года старшего лейтенанта Матвеева назначили командиром отряда. Забот у него прибавилось, ответственности тоже. И, прежде всего, за бое¬вую готовность всего отряда.
Перед каждым вылетом он уточнял с экипажами варианты их действий при выполнении боевого задания. После полетов тщательно разбирал ошибки, допущенные летным составом в воздухе. Даже незначительные просчеты не оставлял без внимания. Круто требовал от подчиненных соблюдения дисциплины и порядка на земле и в воздухе. Соблюдения во всем. Даже в мелочах. Однако придирчивым и требовательным был он прежде всего к самому себе, потому что знал: не станет примером для подчиненных — не сможет управлять ими. И результаты его руководства очень скоро дали свои плоды — его отряд завоевал ведущее положение в эс¬кадрилье по всем показателям боевых действий.
Летнее наступление
Шел июнь 1943 года. Гитлеровское командование усиленно готовилось к летнему наступлению. На вооружении немецких армий к тому времени появились новые танки: "тигры" и "пантеры", самоходные орудия "фердинанд". Воздух начали утюжить более современные истребители ФВ-190. Совершенствовалось воору¬жение пехоты.
Наша разведка доносила о концентрации вражеских войск и техники в районах Харькова и Белгорода. По железным дорогам Донбасса и всего левобережья Украины беспрерывно к фронту шли воин¬ские эшелоны. На аэродромах велась усиленная подго¬товка авиации. А на фронте было затишье. Тревожное, напря¬женное...
По решению ставки Верховного Главнокомандования в июне авиация дальнего действия бомбила аэродромы базирования не¬мецкой бомбардировочной авиации, которая наносила ночные удары по важнейшим промышленным районам нашей страны: Горький, Саратов, Ярославль.
Во второй половине июня Матвеев сделал семь боевых вылетов. 16 июня дважды водил он свой самолет бомбить аэродром в Ста¬лине.
В первом вылете экипаж точным ударом повредил взлетно-посадочную полосу. Точным ударом попасть в тонкую, еле замет¬ную с высоты бетонированную полоску непросто. Но экипаж с задачей справился.
Пока самолет Павла Матвеева после полета осматривал тех¬нический состав, пока его заправляли горючим, подвешивали бом¬бы и заряжали патронными лентами стрелковое оружие, экипаж получал задание на второй вылет. Снова в Сталино. Нужно было закрепить успех и на выведенном из строя аэродроме уничтожить, сколько удастся, вражеских самолетов, не могущих подняться в воздух.
Во втором вылете Матвеев поджег стоянки и уничтожил на них 7 самолетов.
На другой день, 17 июня, Матвеев вновь летит бомбить аэрод¬ром Сталино. И снова удачно. Четыре взрыва и сильный пожар свидетельствовали о том, что бомбы попали то ли в склады с бое-припасами, то ли в бензохранилище. Собственно, и то, и другое было хорошо.
Через четыре дня экипаж Матвеева снова бомбил склады с горючим на аэродроме Сталино. В течение нескольких дней отряд под руководством Павла Матвеева наносил ощутимые удары по вражескому аэродрому, выводя из строя его сооружения и тех¬нику, парализуя действия, базирующихся на нем самолетов про¬тивника.
Сразу же после начала Курской битвы бои развернулись на огромной территории Донбасса и левобережной Украины. Весь июль и август дальние бомбардировщики наносилимассированные удары по аэродромам и железнодорожным станциям Дебальцево, Сталино, Краматорск, Барвенково, Харцизск, Полтава, Мерефа, Люботин и Славянск. И почти по всем этим пунктам делал налеты экипаж гвардии капитана П. Матвеева.
К сентябрю 1943 года он сделал уже 200 успешных боевых вылетов.
Письмо на родину
В марте 1944 года командир гвардейского авиаполка Блинов, его заместитель по политчасти Баринов и парторг полка Рахленко подписали письмо, направленное отцу Павла Мат¬веева:
"Уважаемый Яков Алексеевич, знаете ли Вы о том, что одному из достойнейших членов нашего гвардейского коллектива, Вашему сыну, Павлу Яковлевичу, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.01.01 года присвоено звание Героя Советского Союза? Ваш сын, Павел Яковлевич, воюет вместе с нами уже бо¬лее двух лет и за все время, можно сказать, что нет таких заданий, которые бы он не выполнил, нет таких трудностей, перед которыми бы он отступил. За время войны он побывал на всех фронтах от Балтийского моря до Черного. На боевом счету Павла Яковле¬вича теперь уже более 250 боевых вылетов.
Слава Вам, дорогой Яков Алексеевич, и наше красноармей¬ское спасибо!
Полевая почта 40116".
За месяц до Победы
В звании Героя Советского союза Матвеев летал еще чуть больше года. И все это время он честно исполнял свой сыновний долг перед Родиной. Летал и на боевые задания, и на испытания новой боевой техники. В одном из таких испыта¬тельных полетов произошла авиационная катастрофа, в которой трагически оборвалась жизнь гвардии майора Матвеева. Трагедия произошла в районе села Меня (50 км восточнее Варшавы).
Было это 9 апреля 1945 года. До Победы оставался ровно один ме¬сяц!
В центре Бреста, среди деревьев городского парка имени 1 Мая, стоит обелиск совет¬ским воинам, погибшим в боях с немец¬кими оккупантами. Три каменные ступеньки окаймляют подножие обелиска, на основании которого установлены черные плиты с фами¬лиями похороненных в этой братской могиле. Среди них есть и фамилия нашего земляка, уроженца деревни Полянское Сосновского района, Героя Советского Матвеева Павла Яковлевича.
Наталья Мартынова, директор районного краеведческого музея
(В статье использован материал из рассказа Р.Бляшко "В перекрестке прожекторов")