Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Дистанционное обучение: вынужденная необходимость или прорыв в будущее

Так может ли дистанционное обучение составить альтернативу нашей устоявшейся системе?

- Я должен ненадолго отъехать. Передайте всем, - такое сообщение по-лучила в "Контакте" я, учитель, работающий в дистанционном режиме с учениками 5 и 6 классов. Это сообщение прислал мне не директор школы и не координатор процесса, это написал мой ученик Виталик, который в учебное время отправился вместе с родителями праздновать день рождения брата. Спрашиваю:

- А как же учёба? Когда пришлёшь задание?

Получаю обоснованный ответ:

- Так я взял с собой телефон, оттуда и пришлю.

Сонечка на вопрос, почему не присылает работу, сделала чистосердечное признание:

- Мы сегодня купили поросёнка и клетку строим…

"Дистанционка" свалилась на нас как снег на голову. Были мы к ней готовы? Нет, ведь никто её не ждал. Но… собрались, сконцентрировались, всё наладили, всё успели, за всё отчитались и за лето осмыслили всё произошедшее. Когда страсти немного улеглись, пришло время немного поразмышлять о всех плюсах и минусах дистанционного обучения, что оно нам дало и что отняло. Хотя скажу сразу: отняло кучу нервов и времени.

Мы выбрали платформу самую простую: создали "беседу" в "Контакте". Связь надёжная, есть у всех, берёт с компьютера, с планшета, с телефона – был бы интернет. Видеосвязь наладить не удалось – не позволили технические возможности. Зато ребята присылали видеозаписи, если задавались наизусть стихи – тоже выход!

Итак, началась наша "Дистанционка". Выхожу на связь в 8 утра: какие дети молодцы, уже все в сети. Наверное, сидят перед компьютерами умытые, причёсанные, сытые, все готовы к работе. На другой день решила выйти пораньше, чтобы подробнее разъяснить задание. В 7.30 я на связи. Опять все в сети. Что, уже готовы? Догадка пришла на следующий день, когда я вышла на связь в 7 утра. Да они же свои телефоны рядом с подушкой держат! Чуть глаза открыл, руку протянул, и ты уже готов к общению…

Казалось бы, всё так просто: задание получил, выполнил, сфотографировал, послал учителю. Что неясно, спроси (можно написать или позвонить), учитель объяснит ещё. Но тут опять незадача: ученики не укладываются в отведённое время. Работа самостоятельная, не подскажет ни сосед по парте, ни сильный ученик, который всё схватил на лету и готов объяснить классу. Думай сам! Пока думаешь, другой урок начнётся, а там третий, вот и получается, что задания некоторые ребята присылали к четырём – пяти часам, а то и позднее. Их надо ещё проверить и написать ученику, всё ли верно он сделал, и поставить оценку, и обосновать её, а потом подготовить задание на следующий день. Учитель сидит до глубокой ночи.

Получаю сообщение от ученика: " У меня закончились деньги, поло-жить смогу только завтра" - всё, ребёнок на день выбыл. Хотя были сообщения и другого порядка: " Пришлите мне, пожалуйста, задания на завтра сегодня вечером, а то завтра с утра мы будем сажать картошку". Вот и посудите сами: ученику удобно распределять своё время, а учитель привязан к компьютеру с утра до позднего вечера.

Но и эту беду мы перетерпели, лишь бы учёба шла своим чередом. Хуже, когда ученик вдруг исчезает из поля зрения, то есть нет его в сети – и всё тут. Начинаешь звонить – не отвечает, звонишь родителям – те на работе. Нашёлся – тысяча оправданий.

- Где домашнее задание?

- А что нам задавали?

А эти бесконечные "У меня не открывается!". Снова открываешь документ, копируешь, пересылаешь в личные сообщения. Ждёшь ответа, как соловей лета. Да, чёткость и временные границы – это немного не про нас.

Две девочки прислали совершенно одинаковые сочинения. Спраши-ваю:

- Почему у тебя сочинение точно такое же, как у Маши?

- Я у Маши не списывала! Мы с ней вообще в ссоре, целый месяц не разговариваем!

Ну что ж, значит "Гугл" вам обеим в помощь!

Конечно, ребятам приходилось нелегко, ведь задавали немало, нужно было выполнить и классную, и домашнюю работу – и всё самостоятельно. В основном все молодцы! Сейчас, когда дистанционный этап обучения позади, у нас есть возможность не торопясь всё проанализировать – работы учеников в электронном виде, их анализ, оценки, переписка с учителем – всё сохранилось. Это тоже плюс. Дистанционное обучение позволило держать в поле зрения каждого ученика, а дети понимали свою ответственность. Ну и, наверное, плюсом стало участие родителей в учебном процессе. Как сказал мне папа двоих наших школьников, он в совершенстве научился принимать и отправлять сообщения, а Лена, жена, освежила в памяти школьную программу. А ещё родители на себе почувствовали всю тяжесть учительского труда и не-однократно выражали признательность нашему великому терпению.

Так может ли дистанционное обучение составить альтернативу нашей устоявшейся системе? Ведь после дистанционного этапа поползли слухи… Впрочем, слухи нам зачем пересказывать? Дети свою позицию определили давно:

- Хочу в школу! Хотим ходить в школу и учиться , как раньше!

Не случайно Экзюпери писал про "роскошь человеческого общения". Живое общение заменить ничем нельзя, как бы ни были совершенны все технические "ноу хау". Источников получения знаний сейчас достаточно много: это не только учебник, но и учебные диски, интернет, разные порталы и платформы. Но я полностью поддерживаю мысль профессора Левшинова, написавшего: "За всё время своего существования человечество не придумало более совершенной формы обучения, чем передача знаний от человека к человеку".

И вспомнился мне один очень давний случай, произошедший ещё на заре моей педагогической работы. Тогда в арсенале учителя были только учебник, методическое пособие и дидактический материал (карточки с заданиями). И вот одна учительница написала письмо в Москву, в газету "Русский язык", что если бы ей в класс дали ксерокс (!), она бы точно всех ребят в классе сделала грамотными. Слово "ксерокс" мы тогда ещё не знали (Боже, как давно я , оказывается, работаю), но вот позиция на этот счёт уже была:

Нам всем приходится мечтать

Об оснащённом кабинете,

В котором было б всё на свете,

Чтоб только кнопки нажимать.

Чтоб был там плейер, кодоскоп,

Магнитофон и даже КСЕРОКС,

Учебных книг пятнадцать стоп,

"Самсунг" внушительных размеров…

Но среди роскоши такой,

Чтоб, преисполненные ласки,

На нас смотрели не с тоской

Пытливые ребячьи глазки.

Для них не будет тяжким труд,

В них – утешенье и отрада,

и если ВАС они поймут,

тогда и ксерокса не надо.

Нина Никонова

Автор: Нина Никонова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 392

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика