В день памяти отца Константина на руинах храма благочинный Сосновского округа священник Дмитрий Широкожуков установил памятную доску, подготовленную преподавателями воскресной школы, и отслужил панихиду по церковнослужителям и мирянам, пострадавшим в годину гонений на Русскую Церковь.
– "Мы собрались, чтобы помолиться за людей, которые в трудные богоборческие годы отстаивали церкви, скорбели душой. Многих из них, как и священника Константина Милорадовского, отправили на мучения, – сказал отец Дмитрий. – Наш долг – молиться о них и возрождать униженные святыни".
По словам благочинного, установленная на руинах храма памятная доска поможет людям помнить историю своей святыни, какой бы печальной она ни была.
Несмотря на морозный день, у руин утраченного храма в честь Воскресения Словущего, что в центре села, собрались около 15 человек. Это почти третья часть населения опустевшего на зиму Матюшева. Люди благодарили батюшку за теплую молитву и важные слова о сохранении исторической памяти.
В Матюшеве мало кто знает историю Воскресенского храма и имена пострадавших в годы гонений священнослужителей. Сегодня мы подробнее расскажем об одном из них.
На страже веры
Первого сентября 1930 года в Матюшево прибыл новый священник Константин Михайлович Милорадовский. Сорокалетний батюшка приехал вместе с женой Антониной Александровной.
Времена тогда были страшные. Один за другим бесследно исчезали церковнослужители, зажиточные крестьяне, представители интеллигенции, названные советской властью "врагами народа".
Тридцатые годы XX века – особый период в жизни Русской Церкви. Она не была запрещена официально, но фактически находилась вне закона. Над всеми храмами сосновской земли нависла угроза уничтожения, не стал исключением и Воскресенский храм в Матюшеве. Полное его имя – храм в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (другое название – Воскресение Словущего).
Вновь прибывшему священнику выпала особая миссия – защищать храм от посягательств безбожной власти, сохранить святыни храма, стоять на страже веры православной. И отец Константин со всей ответственностью перед Богом и перед людьми взялся за исполнение своих обязанностей.
Но, по-видимому, следили за новым батюшкой очень строго. Уже шестого апреля 1932 года, когда отец Константин готовился к праздничной службе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, за ним пришли. Священника увезли в Павлово, содержали под стражей в арестантском доме.
Матюшевское дело
По так называемому "делу матюшевской группировки" проходили 11 человек. Им инкриминировали противодействие правительственным мероприятиям, направленное на подрыв экономический мощи СССР. Об этом я узнала из книги "Семейные хроники. Воспоминания и архивные поиски", с которой меня познакомила краевед Наталья Викторовна Гусева. Составители "Семейных хроник" Нина Васильевна и Владимир Львович Успенские собрали уникальный архивный материал, фотографии, дневники, свидетельствующие о жизни и духовном подвиге священнослужителей на рубеже XIX-XX веков.
В первые годы советской власти в Матюшеве было неспокойно. В 1932 году здесь регулярно находили агитационные листовки. Это подвигло сотрудников НКВД на карательные меры. Лично отца Константина обвинили в том, что он вел агитации за выход из колхоза, критиковал вводимые налоги. Все 11 человек признаны виновными по печально известной статье 58 УК.
Двадцать седьмого мая 1932 года отца Константина Милорадовского заседанием "особой тройки" осудили к пяти годам концлагерей. И это несмотря на то, что жители 400 домов Матюшева подписались под прошением об освобождении батюшки. Но голос народа не был услышан.
Несгибаемый отец Константин
После лагеря и поселения в Архангельской области больной и сильно постаревший отец Константин вернулся в свою семью. Его дочь Илария Константиновна вспоминала: "Отец, взяв меня и матушку за руки, сказал нам: "Простите меня, я вам не защитник". Однако прошедший сквозь боль и унижения священник не стал приспосабливаться к новой жизни, а вновь вернулся в церковь. Он по-прежнему не представлял своей жизни без Божественной литургии, без спасительных таинств Церкви, без ежедневного чтения Евангелия.
На этот раз отца Константина определили в церковь во имя святого Архистратига Михаила в селе Вишенки Кстовского района. Но недолгим было его пастырское служение. Пятого ноября 1937 года батюшку опять арестовали как организатора и руководителя контрреволюционной церковной группы. Во время следствия Константин Михайлович отказался давать показания. Позиция безбожной власти была непримирима: несгибаемые и верные Церкви люди не нужны Советскому государству.
Второго декабря 1937 года отец Константин был расстрелян в Горьком вместе с другими священнослужителями епархии. Батюшка не дрогнул перед лицом неминуемой смерти и не признал своей вины.
В 1957 году по требованию жены и дочери священника по делу была проведена дополнительная проверка. Вновь допрошенные свидетели ничего об антисоветской деятельности Милорадовского не показали. Честное имя сельского священника реабилитировали 8 января 1958 года.
Много лет мы ничего не знали о судьбах священнослужителей и мирян, пострадавших в лихую годину. Сейчас у нас появилась благодатная возможность приблизиться сердцем к их судьбам и делам. Пусть жития этих людей послужат нам и нашим детям уроком верности Отечеству земному и небесному.
Марина Бригатова
Фото автора