Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Достучаться до каждого сердца

Интервью с Татьяной Владимировной Кальминой

Обычно люди сразу определяют в ней учителя. По особой стати, безупречному внешнему виду, сдержанности, правильной речи, интеллигентности, внимательному и доброму взгляду. Татьяна Владимировна Кальмина преподает в Сосновской школе №2 самые необходимые и родные нам предметы – русский язык и литературу. Это один из уважаемых педагогов школы, а в 2018 году она стала "Учителем года", одержав победу в районном конкурсе.

- Татьяна Владимировна, расскажите, почему Вы стали учителем? Кто или что повлиял на выбор профессии?

- Я выросла в Елизарове, там живут мои родители. С детства мечтала стать учителем, играла в школу. Класса с пятого-шестого выполняла домашние задания и одновременно представляла себя в роли учителя: вела уроки, объясняла задания, вызывала к доске воображаемых учеников. Добрым примером для меня стали любимые педагоги: классный руководитель Зоя Петровна Николаева и учитель русского языка и литературы Эльвира Ивановна Жирнова. Именно учитель-филолог привил мне любовь к важным и нужным предметам, поэтому и давались они с лёгкостью.

Родители, родственники отговаривали меня от выбора такой сложной профессии. Однако я никого не слушала и после 10 класса поступила в Лицей довузовской подготовки на филологический факультет при Центре одаренных детей в Нижнем Новгороде. Потом была учеба в Нижегородском государственном педагогическом университете, и вот уже 17 лет я работаю в Сосновской средней школе №2. Моя мечта исполнилась, и я ничуть не разочаровалась в своем выборе.

- Почему вернулись в Сосновское? Ведь были, наверное, другие варианты?

- Вышла замуж за сосновчанина. Из посёлка мы уезжать не захотели. Я не городской человек, мне комфортно здесь, на своей малой родине. В Сосновской школе №2 оказалась свободной вакансия учителя русского языка и литературы. Именно в этой школе я и стала преподавать. Здесь же работала моя свекровь - Валентина Анатольевна Кальмина. Она тоже вела русский язык и литературу, была завучем. Со всеми вопросами, проблемами я обращалась к ней, но и сама старалась вникать в работу. Благодарна ей за поддержку в профессиональной деятельности и за помощь в воспитании моих детей. Она всегда их встретит из школы, накормит и поможет сделать уроки.

- Русский язык считается сложным для изучения. Как он дается детям и существует ли врожденная грамотность?

- Да, язык сложный и дается не всем. Всё зависит от способностей ребенка. Бывает и так называемая "врожденная грамотность". Кто-то учит все правила, но применить их не может, допускает ошибки. А есть дети, которые не знают правил, но интуитивно пишут грамотно. Чтобы овладеть языком, нужно очень стараться, заниматься самообразованием, развивать свои способности. Когда в классе 20 человек, учителю трудно всех научить. Он старается объяснить материал простыми словами, подробно, доступно, но один ребёнок понимает, а другой нет. Возникает вопрос: "Почему?" Может, нет интереса, нет старания или просто не дано освоить один из самых трудных предметов. Все дети разные, и к каждому нужен свой подход, поэтому учитель должен быть тонким и чутким психологом. Если ученик хоть чуточку поймет тему, уловит что-то важное и значимое – это уже победа учителя. Конечно, многое зависит и от семьи, от родительского контроля, но только в единстве с родителями и ребенком учитель может добиться успеха.

- Почему-то сейчас в начальной школе не заставляют учить правила, как нас в советское время, "чтобы от зубов отскакивали". Правильно ли это?

- Таковы современные образовательные стандарты, ФГОС. Учитель дает азы, а ребенок уже дома добывает информацию из разных источников, работает с ней, расширяет свой кругозор. Главное, не зубрить, а понимать!

- Татьяна Владимировна, что бы Вы хотели изменить в преподавании Ваших предметов, в системе образования?

- Очень жаль, что в старших классах преподавание русского языка сводится, в основном, к подготовке к экзаменам. Если с 5-го по 8-й класс учителя часто проводят интересные уроки, где дети проявляют себя через творчество: инсценируют басни, поют песни, устраивают концерты, рисуют, то в 9-11 классах такие уроки педагоги проводят очень редко. Важной является подготовка к ЕГЭ, ведь в зависимости от набранного количества баллов ученики поступают в тот или иной ВУЗ. Но самое главное, что учителя сейчас загружены заполнением разных документов, поэтому общение с учениками сводится к минимуму. Хотелось бы больше времени уделять своим ученикам.

- Довольны ли Вы результатами экзаменов выпускников нынешнего года?

- Это мои первые выпускники, сдавшие ЕГЭ, поэтому сравнивать с другими выпусками не могу. Но дети готовились к экзаменам: учили материал, отрабатывали тесты, писали сочинения, и я считаю, что результаты учеников неплохие.

- Татьяна Владимировна, как Вы воспринимаете неграмотную речь в общественных местах, режет ли она слух? Какое поколение на ваш взгляд, самое грамотное?

- Я всегда замечаю, если человек допускает ошибку в постановке ударения в словах, если искажает свою речь или не может выразить мысли. Однако не считаю вправе поправлять людей, не хочется никого обижать своими замечаниями. А насчет поколений… Не могу сказать, что вся молодежь в наше время неграмотная. Всегда были дети, которые стремились к знаниям, хотели учиться, но были и такие, кто нарушал дисциплину, получал неудовлетворительные отметки. Я просто смотрю на свой 11 класс: все ребята умные, целеустремленные, учатся хорошо. Каждый из них выбрал профессию, с которой он свяжет свою жизнь.

- Читают ли современные дети произведения школьной программы? Или лишь в кратком изложении? Мне кажется, они не "доросли" до некоторых книг.

- Читают в основном произведения небольшого и среднего объема. Такие романы как "Война и мир" или "Тихий дон" даются им с трудом. Но радует, что рассказы, повести, прочитанные ещё в 7-8 классах, помнят и пересказывают в старших, значит, в душах ребят эти произведения нашли отклик, и это ценно. Однако сейчас трудно понять, прочитал ли ребенок произведение полностью или в кратком изложении. Если знает героев, выявляет основные проблемы, рассуждает по прочитанному тексту, отвечает на вопросы – уже неплохо. Мне кажется, некоторые произведения следовало бы перенести из программы среднего звена в старшее, а некоторые совсем убрать из школьной программы. По своему опыту знаю, что иногда, лишь перечитывая книгу, будучи взрослыми, можно понять её содержание. Но читать необходимо. Литература учит нравственности, обогащает словарный запас, делает человека более грамотным. Это школьный предмет, где можно высказывать свои мысли, доказывать точку зрения, приводить аргументы, развивать речь - в социальных сетях всё это становится невозможным. Большая радость для меня, если ребенок прочитал и понял произведение. А вот с наличием художественной литературы в библиотеке проблема. Если учебники периодически меняют, то классической литературы не хватает. Конечно, сейчас все произведения можно найти в интернете, есть электронные книги. Однако ничто не заменит удовольствия от прочтения книги в бумажном формате. Она по-особому пахнет, приятно шуршат её листы. Читать же на телефоне неудобно, да и можно посадить зрение.

- Дети не знают значения многих слов в произведениях, написанных более века назад. Как им понять смысл книги?

- Да, язык изменился, и нам порой трудно понять произведения А.С. Грибоедова и порой даже А.С. Пушкина. Значения непонятных слов стараюсь объяснять, также прошу учеников самих поискать в интернете, что означает то или иное непонятное слово. Однако не менее значимым для учеников является и то, что автор поднимает в своих произведениях вечные проблемы: добра и зла, долга и чести, равнодушия и неравнодушия, воспитания и невоспитанности, исторической памяти. Вот об этом мы и говорим на уроках литературы. Это значимо!

- Какие книги Вы любите читать и перечитывать?

- Читать люблю, но, работая в образовательном учреждении, не имею возможности читать книги не из школьной программы. Однако есть любимые произведения, которые я перечитывала несколько раз: романы "Дамское счастье" Э. Золя, "Дэвид Копперфильд" Ч. Диккенса. Нравится читать романы "Анна Каренина" и "Воскресение" Л.Н. Толстого.

- Нужна ли современным детям литература?

- Конечно, нужна, ведь классическая литература - то самое вечное, что было, есть и будет. Книга воспитывает ребёнка, заставляет думать, поднимает настроение, открывает иные миры и дарит радость. Но многие подростки этого не понимают. В старших классах школьники выбирают профильные предметы, которые будут сдавать для поступления в вуз, и упор делают на них, не интересуясь литературой. Задача педагога – заинтересовать ребенка, найти такие слова, чтобы он захотел читать, а мы в основном заставляем, так как есть школьная программа.

- Татьяна Владимировна, как Вы восстанавливаете силы после работы? Что Вас радует?

- Мне помогает моя семья. Я прихожу домой и переключаюсь на домашние дела, на общение с близкими. Стараюсь уделять внимание детям, сыну Саше и дочке Ане. Они, конечно, привыкли, что мама всегда занята, но не обижаются, поддерживают меня. Я также благодарна супругу Сергею, ведь он понимает, насколько тяжелая и ответственная у меня работа. По вечерам мы всей семьёй любим ходить на прогулку. Это тоже даёт заряд бодрости. Дом, семья, общение с близкими людьми помогают мне восстанавливать силы.

- Если бы не получилось стать учителем, кем бы Вы ещё могли работать?

- Даже не представляю себя в какой-то другой профессии. Может быть, что-то связанное с музыкой. В юности сама научилась играть на гитаре, пела песни на концертах и просто в кругу друзей. Пока я учитель, мое призвание - "сеять разумное, доброе, вечное". И если на своих уроках я научила добру, состраданию, пониманию, значит, всё не зря, значит, я – настоящий педагог!

- Спасибо и удачи во всём!

Автор: Елена Пискунова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 496

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика