Сейчас, когда за окном мозглая осень и плачет не только небо, но кажется, что и душа, так хочется в тепло: прижаться к боку истопленной печки или уютно устроиться в кресле, накрывшись пледом, с кружкой горячего чая…
Что весёлого и радостного приносит нам поздняя осень? Кроме при-родных красот, долгожданного отдыха после тяжёлых полевых и огородных работ, это ещё и осенние свадьбы. Раньше свадьбы на селе играли часто. Ходили по улице с гармонью, с частушками, бывали и ряженые. Сосед напротив своего дома рубил себе баню, а толпа развесёлых гостей, проходивших мимо, остановилась возле него да и давай притопывать с частушками:
У кого какая баня –
У меня осинова.
У кого какая милка –
У меня красивая.
У кого какая баня –
у меня еловая.
У кого какая милка –
У меня бедовая.
У кого какая баня –
У меня из кирпичей.
У кого какой милёнок –
У меня из трепачей.
У кого какая баня –
У меня с белой трубой.
У кого какой милёнок,
А мой самый дорогой.
Сколько же этих частушек тогда прозвучало, и все начинались с этой строчки.
Всё вокруг бани
Прочно, видно, вошла русская банька в наш быт, и в нашу жизнь, и в наше сознание, если куда ни кинь – всё вокруг бани вертится. Начать хотя бы
с пословиц: В бане помылся – заново родился; баня парит, баня правит; баня любую болезнь из тела гонит… А как в сказке Иванушка говорил Бабе Яге: "Сначала накорми – напои да в баньке выпари, а потом и спрашивай!".
И в "повести о Петре и Февронии Муромских", написанной в XV веке, рассказывается, как Феврония лечила заболевшего Петра: она взяла небольшую плошку, зачерпнула из дежи хлебной закваски, дунула на неё и говорит:
— Истопите вашему князю баню, а после бани пусть мажет по всему телу свои язвы и струпья... И будет здоров!
Не обошлась без бани и классическая литература: мы помним, что старушка Ларина (впрочем, какая она старушка по нынешним меркам?) ходила в баню по субботам, а дочь её Татьяна " по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть".
Вот так баня присутствовала в жизни русского человека, можно ска-зать, с момента его рождения. В своё время Тамара Михайловна Прихунова, выписывая женщин из роддома, строго – настрого наказывала не носить новорождённых детей в баню. Так и говорила: "У нас в Сосновском есть такая вредная традиция: топить для новорождённого баню. У таких крошек терморегуляция ещё несовершенна, не подвергайте ребёнка ненужным испытаниям!" Но ведь топили и мыли – я сама свидетель.
Если вы помните, в фильме "А зори здесь тихие" есть эпизод: девушки – зенитчицы, вставшие на квартиры в селе, моются в бане. Когда режиссёра Станислава Ростоцкого спросили, зачем он в такой тяжёлый и серьёзный фильм включил "банную сцену", он ответил: "Мы хотели показать чистоту этих девушек. Баня – это символ чистоты, непорочности, смывания грязи и с тела, и с души".
Кстати, в наших традициях топить баню перед важными событиями: свадьбой, праздником, Новым годом (вспомним пресловутый фильм "С лёгким паром!"). Меня поддержат сейчас многие учителя: перед 1 сентября мы тоже всегда топили баню.
Не в речке, не в печке
Сейчас пришла мне на память повесть Евгения Носова "Усвятские шлемоносцы". "В Усвя¬тах, как и во всем под¬сте¬пье, бань не заво¬дили и по-тому мылись скупо, в коры¬тах и лоха¬нях, зимой – дома, наплес¬ки¬вая на полы, летом – в сарай¬ках, и все это еще с самого дет¬ства засело как докуч-ли¬вая обуза". Когда мужики из деревни Усвяты получили повестки идти на фронт, все они, не сговариваясь, пришли на речку Остомлю с мылом, с чистым бельём и помылись, помогая друг другу, кто мочалкой, кто пучком травы.
А в детской книжке "Девочка из города" описывалось, как мылись в русской печи, предварительно протопив её и устелив свежей соломой. Такая баня называлась "лазня", или "влазня". Говорят, в такой бане есть особая прелесть: прогретые кирпичи, хлебный дух. Да только как же там развернуться? То ли дело привычная нам русская банька!
Протопи ты мне баньку по-белому -
Я от белого свету отвык.
Угорю я, и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык,
-пел когда-то бард Высоцкий.
Сейчас нам и представить трудно, как топились бани по-чёрному, без трубы, когда весь дым заполнял помещение бани и выходил через дверь и через маленькое окно под самым потолком. Говорят, в таких банях тепло держалось целые сутки. Да одно было неудобство: потолок и стены все были в копоти, чуть задел рукой, и снова мойся. Да и угорали в таких банях частенько.
Почти в каждой деревне можно сейчас ещё увидеть несколько старых банек, рассыпанных по берегам водоёмов: речки, озера, пруда. Раньше строили бани не ближе к дому, а ближе к воде: и воду далеко не таскать, и в пожарном отношении безопасней. Запиралась банька на неделю на замок, а в субботу все они дымили трубами с утра и допоздна. Когда ещё были каменные печки, так называемые каменки, в середину которых был вмазан большущий чугунный котёл, в них тепло сохранялось дольше. К тому же их разогревали очень сильно: первый котёл сливали в кадушку и готовили в ней щёлок из древесной золы, второй котёл снова доводили до кипения. Щёлок был мягкий, мылкий, никакого шампуня не надо. Ну и, конечно, запаривали веники, в основном, берёзовые, но любители заготавливали веники и из липы, дуба, чёрной смородины.
Дела греховные
В банях не было икон. Понятное дело: как же разобнажаться перед божиим ликом? Поэтому в бани отправлялись и гадать, и ворожить, и устраивать всякого рода привороты, и творить заговоры, что, видимо, шло ещё от языческих времён, ведь в бане соединялись все четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух. А про Банницу, которая моется по ночам после всех членов семьи, слышали? Не буду вам рассказывать, а то не успеете намыться засветло, забоитесь ночью идти – немытыми останетесь. И про то, как на селе у тёти Мани самогон взорвался в бане, тоже знаете наверняка, потому что в годы борьбы с самогоноварением баня была для этого дела самым подходящим местом. Так что если у кого посередине недели над банной трубой вился лёгкий дымок, знатоки и ценители прямым ходом отправлялись снять пробу с первачка и никогда не ошибались.
Ну и, конечно, баня могла быть и местом тайных встреч. Вот рассказывали старожилы:
Вернулся мужик из города, а жены дома нет. Он туда – сюда – нет нигде. Заглянул он в баню, а там!... На стене в предбаннике висит чужой мужской плащ! И шляпа. Торкнулся он в дверь – заперто изнутри. Прислушался – ни звука. Заметался он по огороду и ничего не придумал лучшего, как побежать к родной сестре на другой конец деревни спрашивать совета: что делать?
- Дурачок! – спокойно сказала сестра. – Ты бы баню-то запер снаружи да поджёг.
Бросился мужичок назад к дому – баня открыта, в предбаннике ни плаща, ни шляпы. Жена дома, спокойная и весёлая, пеняет ему ласково:
- Дурачок! Это же тебе всё показалось!
Усадила мужа за стол, налила горячих щей, ест он, а сам думает:
- Какой же я на самом деле дурачок! Ясное дело, показалось!
Вряд ли сестра его хорошо знала древнерусскую историю, а между тем летописные источники содержат сведения, что княгиня Ольга в X веке именно так расправилась с древлянами, убившими её мужа: пригласила послов помыться в бане и приказала баню запереть и поджечь. Эта летопись ещё и документально подтверждает, что в X веке существовали на Руси бани, а по некоторым источникам и гораздо раньше: славяне пользовались баней ещё в V – VI веке. Назывались они "мыльни", и мылись в них и князья, и знатный люд, и простые крестьяне.
Кстати, поджоги бань – это не такая уж древняя история. Жители района помнят, наверное, как полыхали бани одна за другой в лесуновской стороне в 80-е годы прошлого века. Сначала думали, случайность, потом оказалось – внутридеревенские разборки.
И смех, и горе
Сколько ни пыталась я вспомнить – ни одной серьёзной песни нет про баню. Если только "топится, топится в огороде баня, женится, женится мой милёнок Ваня". Действительно, в некоторых областях накануне свадьбы невесту парили в бане подруги. А на другой день после свадьбы вели мыться молодых. Немало связано с баней и курьёзных случаев. Истопила как-то в Крутых хозяйка баню и говорит мужу:
- Василий Иванович, баня готова, иди в первый жар. Мыла, правда, нет кускового, ну так банку возьми, в сенях на лавке стоит, нам в артели жидкое мыло выдавали.
Зашёл хозяин в баню, пропотел как следует, всё тело себе обмазал, ещё посидел, а стал смывать – ничего не выходит. И так, и эдак – скользит, а не смывается. Накинул он на себя одежонку да и домой. А жена ему:
- Ой, Вася! Ты не ту банку-то взял! В этой солидол, а в которой мыло, рядом стояла.
Да и анекдотов про баню великое множество. Вот получил Петька записку: "Сегодня в 6 часов вечера в бане". Пришёл, как полагается, в предбаннике разделся, заходит, а там… комсомольское собрание! Или: пришёл интеллигент в баню и просит: "Дайте мне билет на одно лицо"… Дальше вы и сами догадались, какой последовал ответ. А причём здесь билет?
Билет не на балет
Настало время поговорить об общественных банях, они же в XIX веке назывались торговыми. Кроме того, существовали и дворянские бани - заведения скорее релаксационные, чем гигиенические. Полное всестороннее описание московских бань было дано В. Гиляровским в книге "Москва и москвичи".
А уж эти общественные бани середины XX века! Города и посёлки разрастались с неимоверной быстротой, возводились многоквартирные дома, где были ванны, но не было горячей воды и надо было топить титаны, встроенные в чугунные печки! Из-за нехватки дров люди устремлялись в общественные бани, куда билет стоил 15 копеек и мойся хоть весь день. Но чтобы попасть в баню в субботний день, надо было отстоять очередь 3-4 часа, потом занять лавку из ракушечника, стоять ногами в реках текущей мыльной воды и мыться под оглушительный рёв орущих чужих детей. Там всё было окутано паром, была жара, и периодически кого – нибудь выводили в раздевалку в обморочном состоянии, а у банщицы всегда была наготове ватка с нашатырным спиртом. После этой банной процедуры надо было спуститься на первый этаж, купить в банном буфете стакан лимонада за 7 копеек и, выпив его, испытать полное блаженство. Сейчас в Павлове не сохранилась ни одна из ранее действующих четырёх бань. Открылись какие-то небольшие частные заведения типа "сауна" или "банька на дровах", но та старая баня снится мне иногда до сих пор.
Я писала раньше в нашей газете, что общественная баня была построена в Яковском и была она очень неплохо оборудована. Была общественная баня и в Сосновском, она располагалась в районе теперешнего газового учаска, и на страницах газеты частенько поднимались вопросы о перебоях то с горячей, то с холодной водой. Кто бы сейчас хотел помыться в общественной бане, поднимите руку.
Какой народ первый пошёл в баню
А ведь первые бани ещё в древнем Риме задумывались именно как место для культурного провождения времени, а не только для омовения. Их называли "термы", и люди собирались в них для приятных бесед, обсуждения политических проблем, заключения торговых сделок, музицирования. Помните рекламу про императора Нерона, который любил петь в бане? При банях, кстати, были и библиотеки. Некоторые учёные утверждают, что прообразом наших бань были римские или турецкие бани. Но история любит точность: русские бани упоминаются в исторических документах гораздо раньше, чем зарубежные сооружения. Например, в 906 году в договоре с Византией отдельно указано требование: предоставлять русским купцам не только еду, питье и ночлег, но и возможность ходить в баню, сколько они захотят.
Никакая баня в истории не описана иностранцами столь подробно, как русская. В более поздние времена говорить о ней почитали своим долгом едва ли не все мастера русского слова. Европейские путешественники, а позже и журналисты, попадая в Россию, считали баню одним из самых экзотических явлений. Публикуя свои впечатления на Западе, приезжие европейцы способствовали тому, что образ русских неразрывно связывался с любовью к парилке. Вот так летописец Нестор описывал впечатление апостола Андрея от увиденного на Руси: "Видел бани древены... И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут".
Баня лечит, баня правит
В XI веке стали строить бани при монастырях с целью врачевания в них всех приходящих, исцеляя травами и баней. Ещё там оговаривалось, чтобы лечить в бане только наружные болезни и не производить никаких операций. Видимо, были попытки. Указ 1649 года предписывал "мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором". Петр I при возведении Петербурга разрешил строить в новом городе бани всем и без всяких ограничений, в частности, за строительство бани в Петербурге не нужно было платить пошлину. Петр I, кстати, сам был заядлым парильщиком и всячески популяризировал это полезное занятие
А вот какой материал о банях почерпнула я из интернета: "На самом деле русская баня и в беднейшей деревушке, и в богатом купеческом или боярском доме, и в царских покоях, и в доме богатого промышленника начала XX века, и в современной усадьбе практически одинакова. Ее конструкция настолько оптимальна и непритязательна, что не претерпела практически никаких изменений в течение многих веков".
Современная баня: шикуем и козыряем
А вот в этом месте хочется сказать "стоп". Потому что современная баня не только не претерпела множество изменений, но и за каких-то 50 лет превратилась из маленького строения по типу курной избушки в предмет роскоши, гордости, шика, изобретательности и место вложения и душевных, и материальных ресурсов. Задайте в поисковике "купить сруб бани", и вам выдадут столько предложений! Срубы из бревна, из бруса, из зимнего леса, бани – бочки, бани с верандой, бани под ключ, срубленные и в чашку, и в лапу. Вот выдержка из объявления: срубим вручную, укомплектуем, привезём и поставим под крышу за 7 дней!
Известные мастера по изготовлению срубов живут в Селитьбе, там работают несколько бригад. Срубят вам хоть три на три, хоть шесть на шесть.
Замечательные срубы бань делает в Сиухе Иван Викторович Павлов с отцом. Многие хозяева, умеющие держать в руках топор, берутся за строительство сами, тем более что рынок предлагает для отделки самые разнообразные современные материалы. Известен в районе мастер из Павлова Александр Силантьев, который выполняет все работы по отделке бань, начиная от заливки фундамента и заканчивая кровлей. Делает добротно и красиво, парилка – так это вообще произведение искусства с двухъярусным пологом. Резные скамейки, аккуратная и жаркая печка топится из предбанника, открывающиеся окна… Ох, хотя и он не без греха!
Видели мы, кстати, и кирпичные бани. Прочно, основательно, нигде не дует. Но… дух не тот!
Многие дачники, покупающие дома в деревнях района, начинают обустраиваться со строительства бани, потом уже переоборудуют дом. Печки – каменки сейчас остались только у редких любителей и ценителей старинной бани. А какое сейчас разнообразие железных печек разного размера, конструкции, материала! Сейчас можно услышать и вопрос: у вас какой пар, лёгкий или тяжёлый? Оказывается, это тоже зависит от конструкции печки. В привычном нам понимании вода в котле закипела – вот вам и пар. Сейчас стало модным ставить печки, нагоняющие температуру такую, что с потолка вытапливается и капает смола, а вода в банке не закипает – это что-то среднее между русской баней и сауной.
А вот вам елизаровский вариант. В бане устанавливается стандартная ванна, и труба от её стока выводится прямо на улицу или в канализационный колодец. В такой бане пол всегда сухой, и ноги в тепле, и доступ к холодной и горячей воде на расстоянии вытянутой руки, не выходя из ванны.
Если железную печку не обкладывают кирпичом, придумали навари-вать к ней карманы, куда закладывают голыши, чтобы поддавать пар.
В современных банях изменились не только печки, но и форма подачи воды. Многие хозяева подвели в бани воду или заливают её с помощью шланга. А уж конструкции парилок, моечных отделений, комнат отдыха (так теперь предбанник называется) – самые разнообразные.
Когда мы проводили рейд для конкурса придомовых территорий, очень впечатлила нас баня на участке Александра Макарова в Сиухе. Там так всё компактно, продуманно, красиво, а пройти из бани в дом можно и в домашних тапочках, ведь всё находится под одной крышей. Приходилось нам видеть и бани очень внушительных размеров, рассчитанные на отдых большой компанией. Это уже ближе к римским термам, не хватает только библиотеки. И такое сейчас разнообразие бань на территории района: баня с балконом, баня с кальянной – хоть конкурс проводи "У кого какая баня…"
Находить радость жизни в обыденном
И всё-таки мне, как словеснику, хотелось бы отослать читателя ещё к одному литературному произведению. Это рассказ Василия Шукшина "Алёша Бесконвойный". Герой рассказа Костя Валиков (Алёша Бесконвойный – его прозвище) всем своим существом обожал баню и "парился, как ненормальный, по пять часов, с перекуром, конечно".
"В субботу он просыпался и сразу вспоминал, что сегодня суббота. И сразу у него распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом светлел. Он даже не умывался, а шел сразу во двор - колоть дрова.
В бане сумрачно и неуютно пока, но банный терпкий, холодный запах разбавился уже запахом березовых поленьев - тонким, еле уловимым - это предвестье скорого праздника. Сердце Алеши нет-нет да и подмоет радость - подумает: "Сча-ас"
И вот это тоже очень волнующий момент - когда разгорается, Ах, славный момент!"
Человек испытывал радость даже в процессе подготовки бани, а сама помывка была его страстью. Знала и я одну такую женщину. Она раз в неделю парилась в общественной бане в Павлове, приходила туда с утра, а когда одна банщица в обед приходила другой на смену, первый был вопрос: "Верушка Громова всё ещё моется?"
Я не затронула в своём материале тему пользы русской бани, таких сведений сейчас очень много и в школьных учебниках, и в научно - популярной литературе. Отдельная тема – как усилить послевкусие от банных процедур пивом, квасом, чаем, лимонадом, холодной водой… Лично я за чай.
Вот так придёшь домой после хорошей жаркой бани, выпьешь крепкого свежезаваренного чая, почувствуешь необыкновенную лёгкость в теле, и воспарит душа, и останутся позади мелкие проблемы и переживания, и состояние это ещё в древности определили словом "блаженство". Так что если осенние картины дадут повод для грусти и уныния, сходите в баню, ведь пословица "В бане помылся – заново родился" придумана не вчера.