В рамках чтений проходил муниципальный конкурс методических материалов, объединённых общей темой: "Воспитать Человека". На конкурс было представлено девять работ педагогов различных обра-зовательных организаций района: МБОУ Сосновская СШ№2, Рожковская ОШ, МБОУ Дом Детского Творчества, МБОУ Детско-юношеский центр, МДОУ "Тополек". В этом году решено было провести педагогические чтения в режиме онлайн.
В своем приветственном слове заместитель начальника Управления образования Шибаева Е.Н. подчеркнула, что тема воспитания приобретает особое значение в сегодняшнее время. Современная реальность изобилует вызовами, эффективно противостоять которым может только российское общество, построенное на традиционных духовно-нравственных ценностях. В образовательном пространстве Сосновского муниципального округа накоплен определенный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию ребят. Рождественские чтения – это площадка, на которой мы можем поделиться этим опытом, принять и использовать его в своей работе.
Методист ДДТ Е.А.Касаткина представила эффективную модель деятельности по методическому и психолого-педагогическому сопровождению детей в области развития и воспитания, разработанную педагогами. "Чтобы наши дети могли реализовать себя в этой жизни, мы должны научить их работать в команде, стремиться к саморазвитию, творчеству, взаимному обучению и образованию по личной траектории", - прозвучало в её выступлении.
Педагоги Сосновской школы №2 Абросимова С.А. и Сидорова Н.М. представили опыт работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Они рассказали, как проблемы нравственного воспитания решаются ими на различных уроках и во внеклассной деятельности. В своей работе они реализовали множество проектов: "Тепло родного очага", "Малая родина", "Великая победа", "Уважение и почитание старших поколений – закон нашей жизни". Ребята стали участниками акций "Учитель моей мамы", "Внуки по переписке", где они писали письма и поздравительные открытки учителям – ветеранам, бабушкам и дедушкам из Дома престарелых.
Светлана Александровна и Надежда Михайловна считают, что "мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Но понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги".
"Разговоры о взрослом на уроках литературы в старшей школе" - такое название дала своему выступлению учитель русского языка и литературы Сосновской СШ№2 Лошкарева В.В., потому что именно на взрослые сложные темы говорит учитель со своими учениками на уроках литературы, изучая классические произведения.
Учителю приходиться объяснять детям особенности православного сознания героев прошлых веков, особенности домостроя, значение греха и добродетели. "Думать над прочитанным – значит соотносить со своим жизненным опытом, оценивать его, прислушиваться к мнению писателя. Это и есть моя главная задача "Разговоров о взрослом",- заключает Вера Витальевна.
Учитель специальных (коррекционных) классов Рожковской школы-Сидорова Н.С. затронула важную тему: "Духовно - нравственное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности".
Проблема духовно- нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна. Воспитание - это процесс сложный, даже когда речь идет о здоровых детях. А особенно сложно организовать воспитательный процесс детей с нарушениями развития.
Являясь классным руководителем специального (коррекционного) класса, работая с детьми, имеющими проблемы в развитии, Наталья Степановна использует разные подходы, формы и методы, чтобы воспитать в них нравственность и духовную культуру. Вот уже несколько лет с учащимися класса реализует дополнительную общеобразовательную программу "Родные истоки", направленную на познание мира, умение разглядеть в самом обычном и понятном новый смысл и духовное наполнение. Здесь души детей оттаивают, они глубже познают нравственные ценности.
"Создание условий для формирования духовно-нравственных ценно-стей учащихся в туристско-краеведческой направленности" - такую тему раскрыла педагог дополнительного образования Блинова Екатерина Николаевна. Она реализует дополнительную программу "Малая Родина". Ею разработана авторская диагностика, которая позволила выявить уровень базовых знаний по истории родного края среди учащихся. Она творчески подходит к каждому занятию. Например, на мероприятии "Мой посёлок – моя малая Родина" дети с интересом изучили фотографии посёлка Сосновское довоенных времён и современности, вспомнили историю района, обсудили главные проблемы родного края и пути их решения, выполнили творческое задание "Мой посёлок через 20 лет".
"Изучение историко-культурного наследия русского народа как важ-ный аспект гражданского и патриотического воспитания обучающихся" - так звучала тема выступления педагога дополнительного образования Дома детского творчества Сидоровой Т.В.
Татьяна Валерьевна рассказала, что учащиеся творческого объединения "Авиамоделист" Дома детского творчества реализовали проект "Храм в моей душе", целью которого являлось изучение истории храма села Сурулово. Было проведено анкетирование, экскурсия в храм, изучены архивные документы, проводились встречи с интересными людьми. Собрав всю имеющуюся информацию, ребята объединения обобщили ее в единую исследовательскую работу, с которой удачно выступили на просветительской конференции Епархиальные детско-юношеские "Сретенские чтения".
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности ребёнка. В этот период ребенок познает огромный, удивительный и прекрасный мир. Проблеме развития речи детей посредством духовно-нравственного воспитания было посвящено выступление воспитателя, учителя-логопеда детского сада "Тополёк" Л.В.Аганиной. "Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка" - считает Людмила Викторовна. Большое внимание в своей работе она уделяет созданию разнообразной предметно-пространственной развивающей среды, которая содержит материалы по этикету, правилам поведения, дидактические игры на формирование нравственных качеств. Вместе с детьми реализованы проекты: "Пожилой человек", "Помощники птиц", "Больница для книг". Главный результат, на который надеется Людмила Викторовна, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и не-приятии зла, позитивного отношения к окружающему миру.
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном детстве является театрализованные игры, которые понятны и близки детям, прежде всего потому, что в их основе лежит игра.
О театрализованной деятельности, как средстве нравственно патрио-тического воспитания дошкольников шла речь в выступлении И.В.Борисановой, воспитателя детского сада "Тополёк". Ирина Владимировна в своей работе объединяет фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материалы. Со своими постановками участвуют в различных конкурсах. Так, с пьесой "На привале" и "Как старик корову продавал" ребята стали победителями регионального конкурса театрального мастерства в г. Арзамас. Ирина Владимировна считает, что благодаря театрализации можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране.
С 1 сентября текущего года Министерство образования Российской Федерации предложило ввести в школах новый предмет: "Разговоры о важном". Роли "Разговоров о важном" в воспитательной деятельности классного руководителя и в воспитании патриотизма учащихся было посвящено выступление Никоновой С.В. – учителя иностранного языка Рожковской школы.
"Говорить о самом важном и родном – это замечательная идея, ведь качественно проведенный в начале недели разговор, поднятие флага Российской Федерации и исполнение гимна – это то, что задает тон и настроение учебной недели, что сближает детей и педагогов" - утверждает Светлана Валентиновна.
Вот такой серьезный разговор вели педагоги на данном форуме. Методист ИМЦ Попкова А.А. поблагодарила всех участников за содержательные выступления и пожелала дальнейших успехов в духовно- нравственном воспитании. Подведены итоги, определены победители и призеры. Победителями конкурса стали Абросимова С.А., Сидорова Н.М., Касаткина Е.А., призерами - Лошкарева В.В., Сидорова Н.С., Сидорова Т.В., Блинова Е.Н.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру справедливости, истине. И темы, поднятые педагогами на рождественских чтениях, очень актуальны сегодня. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилу общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания духовности и нравственности, над которыми работают педагоги района.