Суть праздника
Этот день отмечается накануне начала Страстной недели и напоминает о евангельских событиях, предшествовавших крестному страданию Христа и его воскресению.
В субботу Иисус сотворил чудо и воскресил Лазаря из Вифании. Это потрясло присутствовавших. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа именно после этого события.
На следующий день, в воскресенье, он вошел в Иерусалим, где перед праздником иудейской Пасхи собралось множество паломников. Иисус въехал в город на молодом осле, как Давид после битвы над Голиафом. Его встречали как победителя, приветствовал пальмовыми ветвями и хвалебной песней: "Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!". На дорогу, по которой он ехал, люди бросали пальмовые ветви и стелили одежды. Именно отсюда берет корни западная традиция освящать пальмовые ветви. В России их заменила верба.
Традиции
В православии Вербное воскресенье входит в число двунадесятых — двенадцати важнейших — праздников.
Начинается празднование со всенощного бдения, на котором читается особая молитва. Молящиеся встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, держа в руках свечи и ветки вербы — они в нашей стране заменяют пальмовые листья. На второй части бдения, утрене, читается особая молитва на благословение "ваий". После нее принесенные вербы окропляют святой водой. Считается, что освященные вербы нужно хранить в доме в течение года.
Народные поверья
В старину веточками вербы лечили — по народному поверью, хлестали больного человека по спине, приговаривая слова:
"Верба, верба, вербочка,
Золотая вербочка.
А я вербой похлещу,
И скажу присловье:
Верба, дай, здоровья!".
Вербу даже давали домашнему скоту, чтобы избавить животных от болезней.
Традиция слегка бить друг друга освященной вербой сохранилась и поныне. Действие сопровождается словами: "Не я бью, верба бьет!". Считается, что это приносит здоровье и благополучие.