Когда всё, что из ниток сделано и нитками сшито, покинуло дом, поняла бедолага, что нитки весь мир одевают да к тому же нашу жизнь украшают.
Чему учит сказка? Во-первых, терпению, во-вторых, воздержанности в словах, ну и, конечно, умению ценить то, что мы имеем. А в Сосновской ДХШ вам покажут, что из нитей можно создавать настоящие шедевры, и они оригинальны, неповторимы, современны, а работа над ними научит вас и терпению, и мастерству, и умению ценить даже маленькую ниточку, потому что именно она может быть необходимым штрихом в завершённой работе.
Ниткография – это необычная техника рисования, в которой для создания картин используются не краски и кисти, а клей и шерстяные нити. Дословно перевести слово "ниткография" можно как "рисую нитью". Это довольно древнее искусство, однако набирать популярность оно стало лишь несколько десятков лет назад. Основоположниками этой техники является древний мексиканский народ уичоли. Они первыми стали создавать картины из нитей. В качестве основы служили дощечки разной формы. В роли клеевой основы выступала смесь из воска и сосновой смолы.
Ниткография очень похожа на живопись. По сути она ею и является, просто выглядит нетрадиционно.
Ниткографией в Сосновской детской художественной школе стали заниматься в начале двухтысячных. С того времени здесь накопилось достаточное количество оригинальных работ, которые достойны украсить любой интерьер. Если вы будете в новом здании гончарной мастерской, обратите внимание на две картины большого формата: "Подсолнухи" и "Поле маков". Они смотрятся очень эффектно, живо, к ним непременно хочется прикоснуться, кажется, они излучают и тепло, и свет. Создаются такие картины не за день и не за месяц – от замысла до его воплощения прошло примерно два года.
Как постигают ребята азы этого мастерства? Каждый ученик начальных классов приносит из дома три разноцветных клубка. На готовый рисунок, нанесённый на картон он наклеивает ниточку нужного цвета и нужной длины, плотно подгоняя её к соседним нитяным линиям. И вот уже выкладывается голубое небо с белыми облаками, деревья и зелёная трава. Конечно, ребята делятся друг с другом нитями недостающих цветов, ведь процесс создания такой картины – это коллективное творчество. Вот перед нами неоконченная картина – ветки рябины в глиняном кувшине. Рисунок уже нанесён на картон простым карандашом, и каждый юный художник возьмёт для себя маленький участок этого обширного полотна. Посмотрите на эти красно – оранжевые ягоды: они все разные, потому что скрупулёзно, ниточка к ниточке, их выкладывали разные дети. Когда картина будет закончена и займёт место на выставке работ, кто-то из ребят обязательно подбежит и покажет пальчиком: "Смотри, мама, эта ягодка моя!"
Коллективное творчество, оказывается, нисколько не гасит индивидуальность художника, но закладывает в подрастающего человека великое ощущение – быть неотъемлемой частью творческого коллектива, не подвести товарищей, внести свою лепту в создание картины. Мария Сергеевна Романова, которая преподаёт ниткографию у старших учеников, говорит, что в этой технике рисования одинаково увлечённо работают как девочки, так и мальчики, причём мальчики зачатую проявляют себя более усидчивыми и аккуратными. Пряжу для создания больших картин в ДХШ закупают, в основном это шерсть, реже используют ирис, мулине: чем объёмнее нитки, тем интереснее смотрится рисунок.
Мария Сергеевна как педагог объясняет обучающие цели этого вида искусства. С его помощью развивается не только фантазия и творческий потенциал, но и координация движений, мелкая моторика, вырабатывается чувство формы и цвета, точность и концентрация внимания. Особенно выигрышно смотрятся выполненные в этой технике абстрактные картины: вот милый кот из разноцветной шерсти, которого так и хочется погладить, а вот экзотический пейзаж. Надо ещё отметить, что как бы ни был продуман образ, результат всегда будет непредсказуемым и оригинальным.
Из ниток можно выполнить и аппликацию: вместо выкладывания узора из нитей пряжа разрезается на мельчайшие кусочки и высыпается сверху на клей – получаются такие "махровые" картинки. Но это уже совсем другая история. А наша история про то, как из подручного материала вы можете создать изображение фактурное, объёмное и завораживающее взор.
Есть у этой техники рисования одна маленькая приятная деталь: если ниточка легла неровно, не подошла по цвету или толщине, ошибку легко поправить, убрав неподходящую нить и заменив её на более удачный вариант. Так что эта работа всегда выполняется с радостью, потому что здесь нет страха всё испортить одним неосторожным движением. Руководитель ДХШ Лариса Николаевна Носикова с удовлетворением отмечает, что в школе очень творческий и инициативный педагогический коллектив, который постоянно привносит в работу новые креативные идеи. Мне и самой вдруг захотелось достать коробку с клубочками из остатков пряжи… Уже подыскиваю подходящий листочек картона.