Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно - политическая газета города Горно - Алтайск Республики Алтай

649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 58
телефон: +7 (388-22) 2-13-37
e-mail: vestnikgor@yandex.ru

Давайте обсудим!

"Вестник" готов стать дискуссионной площадкой для обсуждения путей, возможностей и средств развития нашего любимого города. Приходите, звоните, пишите. Участвуйте в обсуждении проектов, которые предлагают реализовать горсовет и горадминистрация.

Предлагайте свои идеи и варианты развития Горно-Алтайска и комфортизации жизни в нём во всех сферах нашего бытия. Это могут быть и темы "с бородой", и новые прорывные идеи и проекты, и те, которые, на первый взгляд, кажутся невозможными...

Первым своё видение развития города вызвался высказать в интервью главному редактору "Вестника" Вере Байлагасовой депутат горсовета Игорь Яимов.

- Горно-Алтайск, на мой взгляд, не может эффективно развиваться из-за дефицита площадей. Давно пора расширить его границы. Вдумайтесь: последний раз это было сделано в... 1967 (!) году. Тогда постановлением облисполкома два поселка Майминского района - имени Чкалова и Трудовик - были включены в черту города.

Любой населенный пункт, как живой организм, или развивается, если есть для этого условия, или чахнет, если таких условий нет. И это часто зависит не от географического положения или особенностей климата, а от людей, в этом населённом пункте живущих. Напомню один исторический пример. Когда планировалось строительство величайшей железной дороги – Транссиба, предполагалось, что он пройдёт через Томск, в те времена – административно-деловой и прочий центр Сибири. Но томские купцы скинулись, и... главная "железка" прошла в стороне, а к Томску было сделано лишь её ответвление. И заштатный городишко Новониколаевск, оказавшийся рядом с железнодорожным мостом через Обь, благодаря Транссибу стал динамично развиваться, теперь город Новосибирск (бывший Новониколаевск) – всевозможный центр Сибири, а Томск – в тупиковой зоне. Горно-Алтайск расположен рядом с крупнейшей автомобильной магистралью Сибири – Чуйским трактом. Рядом, но всё же не "на нём". А мог бы быть. И тогда условия для его динамичного развития резко возрастут. И сделать для этого надо всего ничего: объединить Горно-Алтайск с Маймой, а также с Кызыл-Озёком и Алфёрово.

Де-факто это уже практически один населенный пункт. Но нужно объединить их и де-юре в агломерацию.

– Поясните для тех читателей "Вестника", которые не знают, что означает это понятие.

– Это когда несколько населенных пунктов имеют общую инфраструктуру: транспортную, социальную, ЖКХ и т.д. Например, мы закрыли свой полигон бытовых отходов, располагавшийся вверх по течению Улалушки, и теперь город обслуживает Майминский мусороперерабатывающий завод. А жидкие отходы города и Маймы перерабатывают очистные сооружения города. В 1990-х планировался большой и, на мой взгляд, очень правильный проект Катунского водозабора, который из-за отсутствия единой строительной политики не был доведён до конца. И сейчас Горно-Алтайск испытывает трудности с водоснабжением, ухудшается качество воды, есть места, где она вообще "ушла".

Затрачены огромные средства, но водовод до Горно-Алтайска не довели. Его трубы не вышли за пределы Маймы. И как-то потихоньку-потихоньку городские власти с этим смирились. А если всерьёз говорить о динамичном, "прорывном", как нацеливал Президент России, развитии - в нашем случае столицы Республики Алтай, то и Чуйский тракт, и Катунский водозабор должны быть в черте Горно-Алтайска.

- Насколько мне известно, вы эту идею уже высказывали, но она не реализуется. Почему? Есть, видимо, и контраргументы?

- Контраргументов у нас всегда воз и маленькая тележка. Особенно, когда речь идёт проектах, требующих проявления политической воли. Мне в качестве "важнейшего" контраргумента приводили такой: "Вы что, с ума сошли? Майма – это самое крупное село в России… Нельзя!"

Так и я не спорю с тем, что село Майма – это достояние республики. Ну и пусть оно им будет, но в черте Горно-Алтайска.

Ведь главная проблема в чём: город зажат в межгорной котловине. Его население постоянно растёт. И миграционно, и естественный прирост идёт, рождаемость у нас хорошая, смертность достаточно низкая. Словом, демографическая динамика, в отличие от многих городов России, радует. Но... огорчает то, что в городе уже фактически нет участков, пригодных для жилищного и прочего строительства… Уже "неудобицы" из-за массового переселения сельских жителей в Горно-Алтайск застроены, участки на таких верхотурах и склонах взяты, что возникают сомнения в соблюдении градостроительных норм. Но участки выделяли, ведь людям надо где-то жить, и они соглашались строиться на крутых склонах, в логах, где ни нормальных дорог, ни централизованного водоснабжения, испытывая серьёзные трудности. Понятно, что крутизной нас не удивишь. Но зачем такие жертвы и затраты, если есть другой путь?!

На сегодняшний день в городе ожидают земельные участки под жилищную застройку 4,5 тысячи человек. Официально зарегистрированных в администрации, а фактически, думаю, гораздо больше. Где мы в городе найдём 4,5 тысячи участков?!

В конце прошлого года на сессии городского Совета мы слушали новосибирскую компанию, которая выиграла тендер на разработку изменений в генплан развития Горно-Алтайска, который был принят в 2007 году и частично реализован. Разработчики "нарисовали" перспективу развития до 2027 года и далее до 2037 года. Но... в существующих (!) границах города. И это, на мой взгляд, делает документ абсолютно бесперспективным, потому что никаких прорывных решений невозможно принять без расширения этих границ.

- А юридически это возможно, есть какая-то законодательная база?

- В том-то и дело, что есть! Градостроительный кодекс предусматривает в случае необходимости (а у нас - острая необходимость), что в несколько муниципальных образований, в нашем случае – это МО "Город Горно-Алтайск" и МО "Майминский район" – и субъект РФ могут разработать совместный план территориального планирования, который определяет единую программу дальнейшего развития территории.

Отсутствие этого документа, считаю, очень серьёзно тормозит развитие. В разных аспектах.

Например, было принято решение о строительстве дороги вдоль подножия Тугаи, и активно взялись за дело. Формально всё соблюдено: провели общественные слушания, собрали людей, проголосовали "за"… И цель, вроде бы, благая: "разгрузить" центр города от автотранспорта. Но "разгрузку" это то ли даст, то ли нет, а вот большой снос жилых и нежилых построек неизбежен. Кроме того, придётся прокладывать заново теплотрассы, электролинии, выплачивать компенсации… Придётся тратить средства – и не малые – из городского бюджета. Только на проектирование ушло около восьми миллионов рублей.

Собственники, которым выслали уведомления о сносе, спрашивают: "Ну, и когда нас "выкупят", когда дадут земельный участок под застройку?" Ведь большинство привыкли жить "на земле" и в многоэтажки переселяться не хотят (даже если им предложат). Но, во-первых, в обозримом будущем нет таких средств на "выкуп"; во-вторых, в городе нет свободных участков; в-третьих (или наоборот, во-первых), эта дорога не решает проблему, ради которой всё затеяно. Ну, станет в узкой части города между Тугаёй и Комсомолкой три автотранспортных потока, а не два, и что это даст? Весь центр города будет забит транспортом. И всё.

Другое дело, если пойти по пути Москвы и других городов, в которых строят кольцевые дороги. Наши проектировщики кольцевую дорогу в обход города не планируют. А на мой взгляд, проблема так называемого Северного объезда уже перезрела! Например, чтобы попасть на Телецкий тракт, весь транзитный автотранспорт со стороны Новосибирска, а поток ежегодно увеличивается, должен проехать через Майму, Горно-Алтайск и Кызыл-Озёк.

Строительство Северного объезда автоматически снимает эту проблему. К тому же оно будет дешевле и более быстрым. И хотя этот объезд не на федеральной трассе, думаю, можно рассчитывать на федеральные деньги в свете недавнего Послания Владимира Владимировича Путина, который в числе приоритетных проектов назвал и сохранение нашего уникального Телецкого озера.

Построили же дорогу за счет федеральных средств до Урлу-Аспака.

Немаловажно и то, что вдоль Северного объезда можно будет выделять участки под строительство жилья и объектов придорожного сервиса.

- Как депутат горсовета вы предпринимали какие-то шаги по продвижению Северного объезда?

- Конечно. И уже есть обнадёживающая реакция. От идеи строительства дороги у подножия Тугаи отказались. На моё обращение в правительство Республики Алтай мне ответили, что объездная дорога будет проектироваться уже в 2018 году. При правительстве Республики Алтай формируется рабочая группа и разрабатывается план её работы. Меня как инициатора и депутата горсовета в состав этой группы включили. Если её строительство осуществится, то можно будет строить радиальную дорогу, чтобы из Чкаловского лога на развязку, которая будет между Маймой и городом, уходить. В том числе и из Кызыл-Озёка, не заезжая в город.

Считаю это хорошим поводом для оптимизма: наконец-то обозначен вектор работы по совместному территориальному планированию города и Маймы, по определению зон застройки. Почему, например, что ту же площадку, где "Алтайская долина", к городу не присоединить?

Следующий шаг, если смотреть в перспективу до 2027 или 2037 годов, - строительство развязки от Соузги в сторону Кызыл-Озёка. Там тоже есть проезд. И его можно превратить в хорошую дорогу.

Нужна, конечно, и автомагистраль от границы Кемеровской области до границы с Казахстаном. И этот транспортный коридор может получить статус федеральной автодороги с соответствующим финансированием на её обслуживание. Кстати, представители Казахстана на встречах по теме проекта "Наш общий дом - Алтай" всякий раз упрекают нас: мол, имейте совесть, Казахстан давно уже построил свою часть дороги до границы с Республикой Алтай. А мы начали строить от Черги в сторону Усть-Коксинского района и далее до Казахстана, но не сильно преуспели.

- А прецеденты объединения сельских поселений с городом есть?

- Да сколько угодно. В черте Новосибирска, Барнаула такие есть. И это достаточно отдаленные земельные участки, которые под коттеджные поселки выделяют. И они относятся к городу, их жители - горожане. А у нас наоборот: жители Горно-Алтайска превращаются поневоле в сельчан. Парадоксальная ситуация. С 2003 года строится поселок Северный в Кызыл-Озёке, там уже несколько сот жителей. Кто там построился? Жители Кызыл-Озека? Ничего подобного. Это жители Горно-Алтайска. Посёлок Алгаир-2, там тоже в основном бывшие горожане, автоматически ставшие жителями Майминского района.

Наши разработчики на полном серьёзе планируют развитие города до 2027 года. Возникает вопрос: исходя из какой численности? Сколько жителей Горно-Алтайска переедут в Майминский район? Только 4,5 тысячи ожидающих участки под жилищное строительство или гораздо больше?

В самом селе Майма ведь тоже свободной земли нет.

Допустим даже, что администрация города как-то договорится с администрацией Майминского района о выделении участков под жильё для горожан. Но эти "кусочки" по 10-20 га проблемы не решают. Нужны сотни, может быть, тысячи гектаров.

Совместное территориальное планирование необходимо и для определения промышленных зон. Это неправильно, когда какие-то мастерские, пилорамы и т.д. размещаются между жилыми домами, рядом с детскими садами...

Я смеюсь: "Представьте, что завтра придёт какой-нибудь международный инвестор и скажет: "Хочу создать у вас технопарк. У вас есть грамотные люди, давайте мы вам построим современное сборочное производство каких-нибудь телевизоров". А у нас даже под солидную торговую базу площадей в городе нет.

- С городской "колокольни" объединение с сёлами Майминского района видится как продуктивная идея. А если жители этих сёл будут против?

- Это более болезненный вопрос. На субъективном уровне. При объединении нужна оптимизация органов управления. Проще говоря, кто-то из чиновников останется без портфелей. Возможно, и часть жителей сельских поселений будет против.

Но на проблему ведь можно посмотреть и с государственной, как вы говорите, "колокольни". К примеру, депутаты Кызыл-Озёкского сельского поселения и Майминского сельского поселения могут принять соответствующее решение о том, что райсоветы не возражают против "перехода" в город. Плюс решение городского Совета депутатов, плюс принятие закона Республики Алтай о соответствующих территориально-административных изменениях. И всё! Жители этих сельских поселений становятся жителями столицы Республики Алтай. А бюджетные предпосылки уже созданы. Есть соответствующие рекомендации минфина РА. Я уже обсуждал это в правительстве Республики Алтай…

Финансисты говорят, что и тонкий вопрос с "сельскими" льготами для бюджетников в сельских поселениях можно решить. Например, заложить в бюджете Республики Алтай средства для компенсации, чтобы люди от перемены статуса населенного пункта ничего не потеряли. Поверьте, сумма не космическая. Такие деньги найти можно.

Нашли же 46 миллионов для строительства дома на улице Чаптынова, хотя там была "долевка". То есть инвесторами выступили будущие жильцы. Но депутаты нашли доводы, обосновали, проголосовали…

- А не получится так: чем больше будет разрастаться город, тем больше будет и всевозможных житейских проблем?

- Конечно, чем больше городское хозяйство, тем больше хлопот. Но и ресурс большого города будет в разы больше, экономика - в разы конкурентнее. Даже если мы просто будем иметь большие свободные площади, это уже потенциал для развития. Думаю, найдётся немало желающих купить участки, особенно, если мы построим дороги, инфраструктуру… И не только из числа жителей республики. Горный Алтай сейчас в положительном тренде, есть прямое авиасообщение с Москвой… И не надо бояться, что кто-то из состоятельных россиян будет покупать участки у нас, а не где-нибудь в Таиланде, Болгарии и других местах. Для нас это прямая выгода. Во-первых, средства от продажи участков сразу пойдут в городской бюджет; во-вторых, небедные люди будут строить недешёвые дома и коттеджи, за которые в бюджет пойдёт соответствующий налог на недвижимость. А сама недвижимость никуда не денется, её ведь в кармане не унесёшь.

- Так ведь вокруг дорогих коттеджей, как правило, такие высокие заборы, что за ними не увидишь, насколько шикарная недвижимость построена на участке...

- Никаких проблем. В Москве и в Московской области сейчас для оценки используют квадракоптеры, засняли сверху, посчитали квадратуру, этажи, выписали налоговое уведомление. Хочешь – плати, не хочешь – иди судись.

- А насколько широко Игорь Эжерович, по вашему мнению, целесо-образно расширить границы Горно-Алтайска?

- Я считаю, что все села Майминского района можно включить в состав городского округа. Они все будут в черте Горно-Алтайска, сохранив свои названия: Соузга, Манжерок, Барангол и так далее.

В федеральном законе о местном самоуправлении уже предусмотрен такой механизм: одно сельское поселение объединилось с городом, второе, третье… И если район остался без населённых пунктов, то прописана процедура прекращения деятельности этого муниципального образования. Нормативная база есть. По этому пути уже идут. Такие решения принимаются. Просто надо набраться государственной решимости, проявить политическую волю и решить этот застарелый вопрос, который является тормозящим фактором развития и Горно-Алтайска, и Майминского района, и Республики Алтай в целом.

Предпосылки для объединения государство уже создаёт. Здравоохранение, образование, различные направления социального обеспечения финансируются на уровне субъекта (из республиканского бюджета), а не на уровне муниципалитета...

А сейчас? Город планирует строить что-то своё, а на другой стороне улицы - Майма, у них свои начальники и планы. Отсюда несостыковки по газу, электричеству, водоснабжению, канализации…

Мы привыкли делать, как делалось из года в год, а надо меняться… Не может Горно-Алтайск существовать в границах 1967 года. Пятьдесят лет прошло, а мы всё строим город по старым меркам. Мы как зашоренные лошади. Вроде бы быстро мчимся, но не задумываемся: а в правильном ли направлении?

Конечно, это тема, которую надо обсуждать. Может быть, с моими рассуждениями ярого стороннего объединения кто-то и не согласится. Давайте спорить, доказывать, но с цифрами, расчётами, с видением и пониманием перспективы, а не на уровне: "Да зачем нам эта Майма? Зачем нам лишние хлопоты?" Это, извините, какой-то пещерный уровень.

Мы в целом субъект и полностью зависим от федерального бюджета. И город в бюджет республики тащит не так уж много. Майма - тем более. Мы живём как одно большое бюджетное учреждение. А надо учиться зарабатывать самим, выходить на уровень финансовой самодостаточности. Если Горно-Алтайск станет городской агломерацией, если мы его обустроим более логично и создадим условия для его развития, то в выигрыше будет вся Республика Алтай.

Я вижу наш город благоустроенным, динамично развивающимся на обоих берегах реки Катунь и объединяющим все близлежащие села Майминского района. У нас уже есть воздушные ворота, думаю, будут и железнодорожные… Контуры успешного будущего уже прорисовываются: начинается конкретная большая работа правительства республики и администраций Горно-Алтайска и Маймы по совместному территориальному планированию. Убеждён, что эта важная работа нам по силам.

Автор: Вера Байлагасова


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 700

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика