Школа больше чем жизнь
Недавно все мы, участники и зрители финала конкурса "Учитель года – 2017" районного масштаба, стали свидетелями замечательного события – вручения награды Министерства образования и науки Российской Федерации знака отличия "Почетный работник общего образования Российской Федерации" Наталье Юрьевне Рянзиной, директору основной школы поселка Центральная усадьба "совхоза 15 лет Октября". Мы встретились с этой удивительно интересной, неординарной женщиной, чтобы по горячим следам расспросить ее о пути, которым шла она к этой весомой награде. И о чем бы ни шел наш разговор, каких бы тем ни касался, незаметно он все равно перерастал в разговор о школе и о ее маленьких хозяевах – учениках. Практически сразу стало понятно: школа для Натальи Юрьевны не только учреждение, где она работает. Это – образ жизни.
Не женская профессия
Детство и юность Наташи пришлись на советские времена, когда и воспитание и образование еще не утратили лучших своих черт, когда были в приоритете высокая нравственность, добросовестность, верность слову, бескорыстный энтузиазм и желание помочь людям. Зрелость пришла к ней раньше, чем это сейчас принято. И не только в связи с получением серьезнейшей, ответственнейшей, необходимой во все времена на земле учительской профессии, началом самостоятельной жизни на новом месте, но и с перестройкой, научившей жизнестойкости, непотопляемости, умению быстро реагировать на изменения жизненной ситуации, креативности и, не побоюсь сказать, личному мужеству.
Современная наука, в полном согласии с народной мудростью: каким родился – таким и пригодился, считает, что человек не появляется на свет белым листом бумаги, что многие, если не все характеристики будущей личности заложены в ребенке изначально самой природой. Задача воспитания – отшлифовать драгоценные врожденные человеческие качества и сгладить, свести к минимуму то лишнее, что мешает личности проявить себя и прожить жизнь достойно. Девочка из военного городка Шиханы не лелеяла в детстве мечту стать учительницей. Она росла в семье, по нынешним понятиям, небогатой, вещами и одеждой никто в ней избалован не был, но дружной и уделявшей детям достойное внимание. Мама – воспитательница в детском саду, папа – мастер столяр. Старшая сестренка Лена (девочки были погодками) сразу же признала главенство и авторитет младшей Наташи. Не старшая, а младшая была выдумщицей и заводилой. Она же помогала старшей сестре, забиравшей ее для этого пораньше из детского сада, готовить уроки, потому что самостоятельно освоила чтение и многие первоклассные премудрости, еще будучи дошколенком. Училась читать не по букварю, а по книге Виктора Драгунского "Двадцать лет под кроватью". В ней мама, специально по просьбе младшей дочери, старательно расставила ударения, чтобы та могла правильно произносить незнакомые слова. Времени расторопной и собранной Наташе хватало на все: и на традиционные девчачьи "дочки-матери", и на спасение птичек и кузнечиков, прилипших к смоле на стройке, и на ежемесячные театральные постановки во дворе дома. Эти мини-спектакли собирали всех жильцов. Папы, мамы, бабушки, дедушки и малышня торжественно рассаживались на лавочках, становясь благодарными зрителями всамделишного детского театра, главным режиссером в котором была опять же Наташа. Девочка, день рождения которой пришелся на канун мужского праздника, 22 февраля, играть предпочитала с мальчишками. По словам Натальи Юрьевны, с ними не соскучишься, постоянно придумывалось что-то интересное и приходилось все время учиться новому.
Один из самых ярких эпизодов детства – прием в пионеры накануне дня рождения Ильича. Когда на груди заалел пионерский галстук, сами собой сложились первые стихотворные строки: "Ласточки стайками вьются, // Грач подлетел ко скворцу. // Песни тревожно поются, // Ленина имя в строю".
Чуть позже решилась послать свои стихи, к тому времени их накопилось немало, в московский журнал "Пионер". В редакции к присланным искренним, пусть и неумелым, строчкам отнеслись с пониманием. Однако посоветовали заниматься со специалистом-профессионалом. Обратиться к Николаю Палькину в "Зарю молодежи", как это делали целые поколения начинающих поэтов, Наташе в голову не пришло. Что и к лучшему: Николай Егорович традиционно советовал молодежи заниматься тем, чему обучены, а пустяки вроде виршеписания из головы выбросить. Многие после этого навсегда уходили в "завязку". А вот у Натальи Юрьевны ее увлечение до сих пор не прошло. Еще она неплохо рисовала и даже одно время мечтала стать художницей. Занималась в музыкальной школе по классу аккордеона, пела, танцевала.
В пятом классе Наташу единогласно выбрали председателем совета дружины. Учебу теперь приходилось сочетать с грудой общественных нагрузок: сбор макулатуры, спортивные соревнования, помощь ветеранам, инвалидам, октябрятам. Приходилось проводить планерки, активы, писать отчеты. От части личных увлечений пришлось отказаться. На посту председателя было трудно, но дело у Наташи спорилось. Чуть позже она стала зачитываться книгами о советской милиции, не пропускала ни одной серии "Следствие ведут знатоки", Глеб Жеглов, сыгранный Владимиром Высоцким, стал любимым киногероем. Так родилась мечта работать следователем. Да и основания к этому были. Например, аналитический склад ума позволил девочке уже в 8-м классе победить на областном шахматном турнире, а эрудицию и способность схватывать самое главное она нарабатывала на архивных дедушкиных вырезках из газет, которые предпочитала любым книгам и играм. Эти кропотливо подобранные ветераном и систематизированные по темам статьи и заметки составляли огромный архив и являлись своего рода уникальной энциклопедической коллекцией словесных "моментальных снимков"подлинной истории страны и народа. Кстати, впоследствии и сама Наталья Юрьевна, по дедушкиному примеру, стала собирать вырезки из газет, в частности из нашей районки. Дед жил в Новосибирске, откуда родом мама Натальи Рянзиной, воевал на фронте, потом работал прокурором, познал и темную, и светлую стороны жизни. Был человеком волевым, серьезным, бескомпромиссным. От признания внучки-семиклассницы, что та хочет заняться юриспруденцией и бороться с преступностью, в восторг не пришел. Говоря точнее, просто заявил любимой внучке, что следователь – профессия не женская. "Тогда стану учительницей", - в пику ему заявила Наташа. Этот выбор дедушка одобрил.
На дальней точке
При отличной школьной подготовке, разносторонних способностях и несомненных лидерских качествах девушка могла стать кем угодно, и на любом из выбранных путей ее, несомненно, ждал успех. Если бы не одно "но": в Вольскев то время было только три направления обучения, по которым можно было пойти учиться после восьмого класса, как с иронией выразилась Наталья Юрьевна, - "мед", "пед" и "муз".
В Вольском педагогическом училище Наталья получила специальность "учитель начальных классов" и перед окончанием учебы, как одна из лучших студенток, - право выбора лучших мест будущей работы: Аткарск, Петровск или Саратовский район. В школу, где училась, возвращаться не планировала, хотя ее и ждали, и звали. Хотелось самостоятельности, новизны, своего и только своего дела. В Аткарске и Петровске не было жилья, а приглашали на должность вожатой. К тому же Саратовский район, как тогда казалось, - это почти Саратов. Наталья планировала продолжать учебу в вузе, и хотелось ей, чтобы ездить на занятия далеко не пришлось. Не терпелось начать работу, увидеть свое будущее поле деятельности, место, где она будет жить. Уже в июле приехала в районо с твердым намерением ехать в совхоз "15 лет Октября". "Ждите до 15 августа", - сказали в районо. И почему-то добавили, сочувственно глядя на тоненькую, как тростинка, девушку в джинсах: "За Вами придет машина". Не знала тогда Наташа, что от ее места работы до областного центра расстояние более 60 километров, а езды - почти два часа. Ждать 15 августа?! Ну уж нет! Не в ее характере ждать и отступать. Решила ехать сама. Ей сказали, что самой никак не получится, если удастся добраться до трассы на попутках, то от нее еще тридцать километров по бездорожью. Не поверила, пошла на вокзал, долго искала, на чем уехать, но так и не нашла. Место действительно оказалось как заколдованным…
Ровно 15 августа, как и обещали, Наталью с вещами на грузовике доставили на элеватор в Синенькие, а уже оттуда – на новое место жительства - в совхоз "15 лет Октября". В последний раз она представилась водителю просто по имени. С этих пор Наташей она будет только для родных и близких. Для остальных - теперь и навсегда – Натальей Юрьевной.
Все было как в советских фильмах про молоденьких учительниц, приехавших из города в деревню. Подобно Тоне Глечиковой из "Дело было в Пенькове", оказалась она одна в туфельках на разбитой колесами грузовиков и тракторов деревенской дороге. Про брюки и высокий каблук пришлось забыть сразу же. Молодежные наряды достались сестре. Вскоре пошли дожди, дороги окончательно развезло, и Наталье Юрьевне впервые в жизни пришлось примерить галоши. Еще запомнился первый поход в деревенскую баню, посещать которую было принято со своим тазиком. Идти с тазиком через всю деревню наотрез отказалась, и этот громоздкий банный аксессуар везли отдельно сердобольные новые подруги.
Год работы пролетел незаметно. Как и планировала, поступила в Саратовский пединститут на филфак, познакомилась с местным парнем, вышла замуж. Мужа вскоре забрали в армию, а у Натальи появилась еще одна забота – родился малыш. Предаваться всецело семейным заботам пришлось недолго: в буквальном смысле позвала школа, пришли оттуда и сказали: работать без коллеги-специалиста остальные учителя не могут, в сельской школе каждый на счету. Десятимесячный малютка "отправился" в садик, а мама вышла на работу – ее с нетерпением ждали школа и все родители начальных классов (Наталья Юрьевна была единственным учителем-специалистом в селе), работала сразу в трех классах.
Если бы директором был не я…
На сайте Натальи Юрьевны можно увидеть такие строки: "Школа - это не просто часть моей жизни. Это больше, чем моя жизнь. В ней - моя душа, мои дела, мои мечты...". И это не красные слова. В 23 года, еще во время обучения в институте по специальности "учитель русского языка и литературы", Наталье Юрьевне предложили стать директором школы. Необыкновенно страшно было взвалить на себя такую громадную ответственность. Школа всегда была образцом культурной и духовной жизни села, точкой общего притяжения. "Кто же если не я?" – привычно подумала молодая учительница. И вступила в новую для нее должность.
Обывателя, привыкшего думать, что директор – это приятно и почетно, поспешу разочаровать. Директор - это прежде всего хозяйственник, который отвечает абсолютно за все: от перегоревшей лампочки до заболевшего работника - и на которого в случае чего валятся все шишки. При плохом финансировании, а кто вспомнит, когда оно было хорошим, директор школы половину своих личных средств тратит на нужды подведомственной ему организации. А если все происходит наоборот, то это не руководитель, а временщик, которому дела ни до чего нет.
"Ложусь спать – и думаю о школе, просыпаюсь – и первая мысль о ней", - улыбается Наталья Юрьевна, проработавшая в сельской малокомплектной школе Центральной усадьбы совхоза "15 лет Октября" на должности директора в общей сложности с небольшим перерывом 18 лет. А общий учительский стаж у Рянзиной – 33 года. Из них 2 года работала учителем начальных классов, 30 лет работает учителем русского языка и литературы, 10 лет - учителем краеведения, 3 года – преподает "Основы религиозных культур и светской этики". Периодически приходилось проводить также музыку, физкультуру, рисование. И все это от души, с огоньком. Так, рисование у Рянзиной не было просто изодеятельностью, а самовыражением, познанием мира через краски. Предмет не вмещался в тесные рамки урока: с утра до вечера рисовала вся школа. В ее ведении и теперь различные студии и кружки, замена недостающих педагогов, разработка авторских программ и методик. Плюс все остальное, что приходится делать руководителю любой организации. Спасибо, семья – муж и сын – понимают и разделяют ее заботы. Был такой момент, по словам Натальи Юрьевны, когда школу пришлось восстанавливать буквально из руин: "Директор все везет на себе". В начале девяностых, когда разваливалось село как хозяйство, возник вдруг вопрос: быть или не быть ее школе? И она снова, после девятилетнего вынужденного перерыва, вернулась на пост директора, встала у руля и повела накренившийся было школьный корабль сквозь бурю к берегу. И выстояла, выплыли вместе с педагогами, детьми и родителями… Помощи школе от государства и тогда, и сейчас крайне мало. Спасибо еще, что не очень мешают. Красивые с виду вышестоящие инициативы, вроде школьного автобуса, оборачиваются лишней головной болью для директора. Стало модным и престижным, как для учеников, так и для учителей, накопление портфолио – зафиксированного собрания личных достижений, в том числе участие в различных онлайн-олимпиадах и конкурсах. В многолюдной городской школе трудновато бывает разобраться в реальных "достижениях" того или иного ученика или учителя. В сельской же школе – любой как под микроскопом. Кто на что способен – знают про каждого. Поэтому портфолио с набранными баллами ("три очка за старичка") здесь считают просто профанацией, и поощряется подготовка и участие именно в местных конкурсах, фестивалях и олимпиадах. Мастерство и опыт не приходят ниоткуда – их, как мускулатуру, надо наращивать, от малого – к большому, от школьного уровня – к общероссийскому. На областной и даже общероссийский уровень школа совхоза "15 лет Октября" выходила не раз. Это, например, победа на конкурсе "Учитель года" Андрея Степанова, преподавателя математики и информатики, занявшего 2-е место в региональном конкурсе 2010 года, диплом 3-й степени Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии "За нравственный подвиг учителя" за методическую межпредметную разработку урок-занятие "Жизнь - это постоянная борьба добра со злом" в 2015 году, 1-е место на всероссийской площадке за сетевой проект о Великой Отечественной войне "Героями их сделала война" в 2014 году, диплом I степени и звание лауреата регионального конкурса "Социальные, культурные и образовательные проекты: инновационный контекст" в 2015 году за проект "Школьный музей национальных культур как средство создания бесконфликтной среды", многолетнее участие в межрегиональном проекте "Школа миротворчества" и многое другое. Об отдельных проектах, таких, например, как "Не дружи со своей обидой", в рамках которого дети вместе с учителем написали "Сказку о нравственности и дружбе", занявшую третье место на всероссийском литературном конкурсе в 2009 году, Наталья Юрьевна рассказала особо, вспоминая, как сама возила школьников в Москву, как искала и в конце концов нашла спонсоров для оплаты поездки.
Участие во многих сетевых конкурсах сейчас платное, затруднен процесс представления работ из-за сложности их выгрузки на сайт. У многих родителей просто нет лишних средств, чтобы оплатить участие своего ребенка в общероссийском конкурсе, а в случае его победы – поездку на мероприятия по награждению. Эти вопросы, считает Наталья Юрьевна, тоже в ее компетенции как директора школы. Она ищет конкурсы, участие в которых для школьников бесплатно, помогает детям, насколько это возможно, подавать заявки через Интернет. Но являясь одновременно учителем по ряду предметов, она должна постоянно совершенствовать учебный процесс, внедряя в него новые технологии обучения, современные формы организации и проведения занятий, постоянно поддерживая контакт с коллегами из других регионов. Школьное образование в последние годы претерпевает значительные изменения, взят курс на развитие индивидуальности каждого ребенка, воспитание креативной личности, которая будет адаптирована к жизни в обществе. Очень популярно сегодня в педагогической среде такое направление, как игровые технологии. После учебы на соответствующих курсах директор школы совхоза "15 лет Октября" привезла с собой целую папку методических разработок, по которым обучалась сама, делилась приобретенными навыками с другими учителями. Внедряла новую практику преподавания через интернет-игры по литературе, ОРКСЭ, русскому языку, затем распространяя это новшество, как и все другое, чему научилась, через методобъединение на учительских семинарах. Учиться новому приходится постоянно. Сейчас как раз она создает учительский блог для представления в сетевой среде одного из наиболее оригинальных авторских проектов –музея национальных культур.
"Школа миротворчества"
История этого проекта начинается издалека. В 90-е годы в село приехали на постоянное место жительства 15 семей беженцев из Чечни, примерно человек 50 чеченских татар из станицы Гребенской. Это очень интересная малочисленная этническая группа, перенявшая язык, одежду, привычки и обычаи местного населения, но тем не менее продолжающая идентифицировать себя с татарской нацией, сохранившая культуру, кухню, имена, особенности веры. Предки чеченских татар появились в Чечне в первой трети восемнадцатого века в качестве толмачей для обеспечения связей с местным населением. В регионе проживали тогда кумыки, ногайцы, карачаевцы - народы, родственных татарам тюркских национальностей. За триста лет прижились, вписались в окружающую среду. Разразившаяся внезапно война, бомбежки, грабежи, обстрелы, гибель родных и близких согнали этих людей с родных мест, заставив искать убежище в чужих краях.
Вначале, как вспоминает Наталья Юрьевна, проблемы с новыми односельчанами были большие. Они держались исключительно своей общиной. Вели себя вызывающе, считая себя обиженными, требовали материальных и моральных компенсаций. Дети их, пережившие ужасы войны, казалось, никогда о ней не забудут. Подростки из Чечни были озлобленными, неуживчивыми, конфликтными и в то же время закрытыми, необщительными, запуганными. Ребятишкам явно требовалась социальная реабилитация. Возник вопрос: как наладить контакт с приезжими, каким образом можно обеспечить взаимопонимание? Руководитель общины Арслан Нагуманов в рамках программы помощи переселенцам обратился в региональную организацию Красного Креста. Одним из направлений этого проекта было развитие коммуникаций. Представители организации подарили детям переселенцев компьютер, кинокамеру, цифровые фотоаппараты и другую новейшую технику, в то время невиданную в российской глубинке. Дети сначала учились работать на ней дома, а потом решили перенести технику в школу и заниматься с приезжими специалистами там. Проводились занятия по изучению деятельности Красного Креста, по социальной адаптации и реабилитационной помощи. Постепенно к занятиям с психологами, социальными работниками, компьютерщиками подключались все желающие, проводились конкурсы фотографий, совместные праздники. Проект распространился на все село. Первый грант под этот проект Красный Крест выиграл в 2005 году, в 2006 году в эту деятельность были включены уже три близлежащих школы. От тех лет у Натальи Рянзиной осталась на память медаль Красного Креста "За любовь и милосердие".
На одной из конференций Красного Креста в 2006 году, где она представляла свою школу, присутствовали представители международной благотворительной организации "Каритас". Они обратились к ней как к директору с предложением провести на базе школы совхоза "15 лет Октября" социальный проект "Школа миротворчества". Наталья Юрьевна с энтузиазмом согласилась участвовать в новом начинании.
Для реализации нового проекта "Каритас" пригласил специалистов-педагогов из Саратова. Сообразно заявленным школой интересам те начали проводить с детьми занятия в искусствоведческом направлении. Возникла потребность прежде всего в познании культуры представителей других национальностей. Так последовательно осуществлялся принцип зарождения поликультурных контактов: вначале протяни руку помощи, а потом познай другого как самого себя. Знай все о своем народе, своей культуре, но научись уважать соседа, его традиции и обычаи.
С детьми работали педагоги из областного Дома искусств и музея краеведения: Александр Боровский, его жена Анастасия Боровская, Наталья Ищенко, социальные работники и психологи. Проводились занятия по темам: "Народоведение", "Куклотерапия", "Искусствоведение". Занятия проходили примерно два раза в неделю по 2-2,5 часа, ребята под руководством учителей участвовали в собственных мини-проектах, созданных в рамках заданных направлений. За восемь лет осуществления этого проекта менялись формы и методы работы, шел поиск новых направлений, создавались оригинальные проекты. Например, был проект "Птицы моей мечты", дети под руководством Александра Боровского реализовывали видение себя через образ птицы. Детские работы потом участвовали в школьных выставках, презентациях. Были также индивидуальные проекты, в которых образ ребенка выражался посредством костюма. На занятиях по куклотерапии делали кукол в национальных костюмах и разыгрывали с их помощью игровые ситуации. Красочное панно с проекта "Дерево дружбы" до сих пор украшает школьную столовую. На предмете "Народоведение" через национальные игры Анастасия Боровская знакомила детей с культурой разных народов. Четвертым направлением работы "Каритаса" были тренинги по общению: занятия на темы "Мое видение мира", "Я и другой", "Мы вместе", во время которых дети учились познавать себя и окружающих, конструктивно общаться.
В результате приезжие успешно адаптировались к новым условиям проживания, ушла агрессия, возникло взаимопонимание между детьми, раскрылись новые способности и даже таланты. Появилась потребность в создании фольклорного ансамбля. Специалистов с музыкальным образованием в школе не было, и Наталия Юрьевна ездила в Саратов, посещала репетиции детского ансамбля "Забава", брала у них записи песен. Часто ее дети исполняли не только свои национальные, но и, нарядившись в костюмы других национальностей, пели их песни. Бывает забавно смотреть на то, как мальчик-чеченец сначала в русской вышитой рубашке задорно исполняет частушки, а потом, переодевшись в чеченский костюм, отплясывает лезгинку. Так проходило дальнейшее воспитание толерантности. Сегодня на межрегиональных мероприятиях в Саратове, Волгограде, Ростове-на-Дону школа, в отличие от других, всегда представляет несколько культур. В рамках "Школы миротворчества" большое внимание также уделяется краеведческой деятельности, истории Саратовского района в целом, который представляют, участвуя в межрегиональных мероприятиях. Наталья Рянзина в качестве участника проекта, специалиста, которому есть чем поделиться с другими, побывала также в Нальчике, Астрахани, на мастер-классах встречалась с представителями Германии. Теперь, несмотря на затишье в финансировании, "Школа миротворчества", как нужное и интересное всем дело, получила в школе совхоза "15 лет Октября" постоянную прописку. Проект полюбился и школьникам, и учителям, без него теперь школа себя не мыслит.
В 2009 году проводимый проект получил высокую оценку "Каритаса", в школу приезжали представители из Германии, щепетильно проверяли отчеты, присутствовали на занятиях, оценивали результаты и остались очень довольны увиденным. Проект благодаря успеху в местной школе распространился на шесть регионов юга России.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В № 10 БВ