Человек не районного масштаба
Глядя на эту яркую, подтянутую, стильно одетую женщину, ни за что не дашь ей более 56 лет. А тем не менее, как это ни удивительно, именно столько лет как раз и составляет стаж работы Джанетты Керобовны Саркисян в качестве хореографа, постановщика народных танцев с детьми. Постановка танца – процесс не только творческий (многие танцы приходили ей прямо во сне – главное подтверждение того, что балетмейстер она от Бога; пришедшие видения, ритмы и музыка, будили, настойчиво требуя воплощения в жизни), но и трудоемкий, в ходе него осуществляется координация музыки, движения и эмоционального настроя участников. Хореограф должен органично сочетать в себе педагога и постановщика, в его обязанности входит подбор музыки, костюма, создание танцевальной композиции. Мало кто знает, например, что рожденный в его воображении танец, как композитор - музыку или инженер – проект будущего здания, хореограф записывает на бумаге. Непременные качества человека этой профессии – оригинальность и креативность, природная артистичность, художественный вкус, умение работать с людьми, зажигая их своей увлеченностью. Без этого красота и гармония, рассказанная средствами пластики органичным живым языком телесности, просто не родится на свет. Эту работу вряд ли кто бы назвал скучной и рутинной, она требует постоянного саморазвития, поиска новых форм воплощения своих идей. Вот и Джанетта Керобовна сейчас просто не представляет себя в другом деле.
А увлечение танцем начиналось у нее с детства. С родного Баку. Мама привела большеглазую, похожую на стрекозку грациозную девчушку в кружок художественной гимнастики городского Дворца пионеров, а оттуда девочка перешла в кружок народного и классического танца. Формируя пластику движений с помощью огромных, уходящих в потолок зеркал, а гибкость и пластику оттачивая у балетного станка, Джанетточка решила, что хочет стать балериной и даже два года училась в бакинском хореографическом училище. А по ходу дела поняла: примой ей не стать, кордебалет же – это не для нее. Или все или ничего. И еще вдруг открылось свыше: ей нравится самой повелевать танцем, прозревать его мысленным зрением, продумывая все до мелочей, репетировать с коллективом. Значит, судьба ей - быть хореографом.
О том, что надо слушаться только веления собственной души, идти на огонь, который лишь для тебя зажжен во тьме Создателем, узнала чуть позже. Между тем отец, строгий, не терпящий возражений восточный мужчина, настоял на приличной для дочери, по его мнению, профессии экономиста. После гастролей танцевального коллектива в Югославии Джанетта без всякой охоты, но довольно легко поступила в нелюбимый экономический. Но танцевала, учась и там, в чужом для нее по профилю учебном заведении, удивляя подруг и преподавателей неадекватностью выбора. На втором курсе чуть было не сорвалась ехать в Ленинград, в Институт культуры имени Крупской, учиться на хореографа. Отец в чужой дальний город отпустить дочку не захотел. Не переча родительской воле видеть дочь на устроенном, спокойном месте, попутно окончила танцевальную студию, уже четко понимая, что грядущая бумажно-цифирная волокита совсем не для нее. Проучившись пять курсов, госэкзамены сдавать не стала, зная: что никогда не работать ей экономистом. Так и вышло – укрепив сердце благими намерениями, как прежде подъем ленточкой балетного пуанта, вышла на службу в одну из местных контор, но проработать сумела ровно один день. Не выдержала душа рутинных бумажных будней. Попросилась в свою стихию, в родной Дворец пионеров, который до конца проживания в Баку так никогда и не оставляла.
Вот так, 56 лет назад, в 1961 году, когда первый в мире советский космонавт показал всем на свете, что для человека нет ничего невозможного, с работы ассистентом хореографа в ансамбле народного и классического танца "Джуджалярим" ("Цыплята") бакинского Дворца пионеров имени Юрия Гагарина началась карьера хореографа от Бога – Джанетты Саркисян. В дальнейшем место работы, но не суть ее, пришлось менять довольно часто. Создавала детские ансамбли, растила учеников. Одно время работала с детским ансамблем народного танца "Дружба" в совхозе Подлесное Марксовского района, который также создала с нуля. Именно с этим ансамблем связано, пожалуй, самое яркое – прежде бывшее драматическим, а с годами ставшее лирическим - ее воспоминание. Девчачий ансамбль из Подлесного, впервые выступая на конкурсе в райцентре, в непривычной обстановке, на новой сцене, зеркально спутал рисунок танца и протанцевал всю композицию спиной к зрителям. Такое случилось с Джанеттой впервые. Слезы навернулись на глаза. Не смогла досмотреть тогда танец своей группы до конца, зашлось от обиды и стыда сердце. Когда девчушки-пятиклассницы робко спросили у своей руководительницы, приходить ли им завтра на занятия, как отрезала: "Нет. Не приходите".
Продолжение статьи читайте в № 11 от 24 марта 2017 года