Быть может, от того человек и является высшим творением природы, поскольку обладает замечательным свойством – путешествовать во времени, перебирая в своей голове давно ушедшие события. Время отступает, именно тогда рождается добро, справедливость, гордость за свои национальные корни.
Все эти качества прививает своим воспитанникам хранитель музея Обшиярского сельского поселения Людмила Михайловна Степанова.
Вот как она сама об этом говорит:
— 37 лет посвятила Общиярской школе, где работала учителем русского языка и литературы. Вышла на заслуженный отдых с одной мыслью: "Чем заниматься дальше?" Для меня это был очень важный вопрос, поскольку всю свою жизнь посвятив школе, была окружена делами и заботами учеников. За это время "примерила" на себя практически все педагогические должности: была завучем, пришлось поработать и директором. Что и говорить, в одночасье уйти из этого круговорота вопросов и даже проблем, было морально чрезвычайно нелегко.
На помощь мне неожиданно пришла моя мама, которая к этому времени довольно долго руководила сельским музеем боевой и трудовой славы. Она была основателем этого музея. Занималась этим вопросом с 1984 по 2009 год. Моя мама, Каменева Антонина Васильевна, так и сказала:
— Тебе хорошо знакомо то дело, которому я посвятила все эти годы, поэтому я думаю, у тебя получится продолжить его.
Допускаю то, что одним из условий уверенности моей мамы во мне было мое воспитание. Оно всегда отвечало требованием дочери заслуженного педагога. Во мне сочетались черты патриотизма с любовью к малой родине, где до сих пор много исторических загадок. В свою новую работу я влилась сразу и с оптимизмом, поскольку понимала то индивидуальное и особое значение музея в воспитании школьников. Я получала от этой деятельности настоящее удовлетворение, поскольку фактически продолжила свою педагогическую работу.
Спустя некоторое время поняла, насколько непроста эта работа. Кроме организационных мероприятий необходимо было выстроить экспозицию музея таким способом, чтоб она с порога заинтересовала школьников и взрослых, посетителей самого разного отношения к действительности и истории. Поняла, что главное состоит в том, чтоб посетитель проникнулся чувством гордости за свою малую родину, за историю и события своего Отечества. Быть может, именно отсюда пришла объемная программа Уроков Памяти, Уроков Мужества. Сразу же отметила про себя с каким неподдельным интересом разновозрастные школьники воспринимают подобные мероприятия. Для современных учащихся это настоящие уроки уважения к старшим, к народной памяти, порою – просто урок не формального, но глубокого человеческого общения. Вместе с ними мы стали образно окрашивать в памяти самые разные памятные даты России. Они начали понимать истинное историческое значение таких событий, как Сталинградская битва, Курская дуга, блокада Ленинграда, Парад Победы. Через эти великие события сегодняшние учащиеся начали понимать, в какой уникальной стране они живут.
В ходе подготовки подобных уроков истории начала задаваться вопросом: насколько эта информация может иметь отражение в предметах нашего сельского музея? Именно в то время осознала, что наш музей – не скопление антикварных вещей, а память народа в самых обыденных предметах, которые связывают нас с относительно недавними, по меркам истории, событиями, поскольку в экспонатах обозначены национальные вышивки, украшения, награды Великой Отечественной войны, бытовые вещи послевоенного периода и экспонаты наших дней. Приятно и то, что все они когда-то принадлежали нашим землякам, которые преподнесли их в свою очередь, нашему музею. Не думала о том, насколько важно молодежи увидеть вещи, некогда принадлежавшие своим далеким родственникам. Удостоверилась в этом, когда ощутила просто шквал вопросов о войне, о жизни своего населенного пункта. Детям все это интересно. Особая роль в этом направлении принадлежит фотографиям жителей нашего поселения, ушедших на войну. В экскурсионном рассказе непременно проходит нить того родства, представителями которого являются мальчишки и девчонки, пришедшие в музей. Думаю, и для местной газеты подобные материалы тоже не из разряда рядовых. Из них односельчане узнают о фактах, порою просто удивительных, из жизни людей, которые еще сравнительно недавно жили рядом. Предметом гордости для всех нас является экспозиция, посвященная землякам-фронтовикам. Она наиболее полная и подлинная, поскольку проводится до сих пор по документам родственников и рассказам живых очевидцев. Вспоминаю великие слова: "Война не окончена до тех пор, пока не похоронен последний боец". Для меня эта фраза звучит так: "Война не закончена до тех пор, пока не упомянут последний боец". А это в свою очередь означает только одно – как можно полнее рассказать о каждом нашем земляке. Только так, я думаю, будет по-настоящему справедливо.
Приятно, что в этой круглосуточной работе я не одна. Чувствую, как на мои насущные просьбы откликаются сельчане. Многие из них регулярно пополняют музей предметами, которые напоминают им о родных и близких, сквозь призму истории страны.
К сожалению, в настоящий момент музей не может представить наиболее полно свое собрание. Причина банальна – нет запасника для хранения исторических предметов. Сегодня все они в достаточно большом объеме хранятся в семейном гараже, на что мой муж иногда сетует: "Пора бы прибрать уже куда-нибудь этот, извините, хлам!". В свое время я несколько раз пыталась решить вопрос о хранении, однако он актуален для меня и по сей день.
Есть в арсенале музейного работника и еще один прием, который основывается на интересе юного человека к истории, прошлому своих родственников. В этом направлении у меня много помощников – актив музея, который постоянно находится в поиске, поскольку в каждой семье есть фронтовик или не вернувшийся с войны. Дети с удовольствием откликаются на подобную поисковую работу. Она проходит с обоюдным интересом. Ощутима помощь учащихся, которые "на ты" с компьютером. Одна из моих учениц совсем недавно провела просто огромную реставрационную работу над собранием старых фотографии. Я знаю, что подобные услуги – удовольствие не из дешевых, но нашему музею она была проведена безвозмездно. Подобные факты очень приятны, теперь портреты земляков внимательно и с интересом "смотрят" на нас.
Почти сразу поняла очень многое в общении с современной молодежью, среди которых на редкость – люди отзывчивые и тонко чувствующие. Некоторые из них очень серьезно понимают роль музея в настоящем и будущем, готовы помочь всегда.
Необходимо отметить, насколько полезно общение и обмен мнениями в музейном деле. Стараюсь не пропускать ни одной подобной встречи. Недавно побывала на коллегии в поселке Медведево. Очень интересно посмотреть и оценить работу городских музеев. Очень полезны семинары в краеведческом музее г. Йошкар-Ола им. Евсеева.
Изначально музей задумывался, как место памяти боевой и трудовой славы, а не краеведческого направления. Думаю, нам удалось сохранить и приумножить тот неповторимый стиль ушедшего славного времени. Он (музей) кажется идеологическим, но несомненно развивающий интерес к истории родного края и кругозор молодежи.
При всем разнообразии направлений поисковых, коллекционных работ есть и некоторые вопросы, касающиеся технического оснащения. На сегодня у музея нет компьютерной техники, сети Интернет и оборудования для визуального использования видео-материалов. Наше богатство по-прежнему находится в альбомах и тетрадях. Иногда за это просто становится обидно. Ребятам пока не доступны кадры подлинной военной и бытовой хроники. Но несмотря на все, я надеюсь, поисковая деятельность нашего музея не прекратится. Память не подвластна времени!