Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия

431670, Республика Мордовия, Большеигнатовский район, с Большое Игнатово, ул Советская, 38
телефон: +7 (83442) 2-10-70, 2-11-41
e-mail: woshodbi@moris.ru

Не повторяется такое никогда

Прошло более полувека с того времени, как я окончила школу. И вот уже ей предстоит отметить солидную дату – 80 лет.

Прошло более полувека с того времени, как я окончила школу. И вот уже ей предстоит отметить солидную дату – 80 лет. Часто обращаюсь к тому времени, когда мы были школьниками.

Школа наша была деревянная. Располагалась рядом со столовским прудом (когда мы учились, пруда не было, его вырыли гораздо позднее). А здесь, на пригорке располагалась пекарня, где пекли большие душистые буханки хлеба, запах которого дуновением ветра доносился до школы. Рядом магазин, а через дорогу – школа. Мы занимались в две смены. Учащихся было много. Электричества не было – вторая смена занималась при освещении десятилинейных ламп.

Технички приходили рано утром, топили голландки, тем самым согревая помещения, в которых проходили занятия.

Ученики приходили из всех близлежащих сел, больше всего из Андреевки, ее называли в народе "вторым Китаем" - из-за большого количества детей в семьях. Одевались бедно, роскошью считалось для девочек – плюшевая жакетка, резиновые калоши. В пальто ходили только дети секретарей райкома, директора школы. Даже ленточки, которые в то время были в моде, редко кто мог приобрести. Дети были между собой дружны.

В 9-й, 10-й классы шли те, кто хотел продолжить учиться. А остальные шли работать либо в колхоз, либо уходили учиться в училища, чтобы получить рабочую профессию. Обязательным считалось семилетнее образование. Учащиеся часто оставались на повторный год обучения в том же классе. Причина - отсутствие одежды, обуви, а иногда просто родители оставляли старших детей присматривать и ухаживать за младшими, а сами шли работать в колхоз, где за трудодень ставилась "палочка". Так, с нами обучались те, кто родился в 1938-39 гг., хотя наш основной поток был 1941-42 года рождения.

Об учителях

Учителя – это особая категория людей – интеллигенция. И они действительно таковыми были. Их уважали, ценили, здоровались с поклоном. Да и было за что. Учителя не только давали знания, но своим внешним видом, поведением были примером для всех. Давали прекрасные уроки, развивали мыслительную деятельность учащихся. Стремились использовать все "технические средства обучения", используя все, что могло послужить наглядностью.

Сергей Константинович Ульянин - учитель от Бога. Когда он шел на урок литературы, он перевоплощался в героя, о котором шла речь. Мы смотрели на него и видели – вот перед нами Чичиков, с прилизанными черными волосами. Выражение лица, интонация голоса – и вот она – наглядность.

А когда изучали "Молодую гвардию" А. Фадеева, Сергей Константинович так нам наглядно представлял каждого молодогвардейца, что нам хотелось быть и Ульяной Громовой, и Любой Шевцовой, и Олегом Кошевым…

"Гроза" А. Н. Островского стала для меня потрясением после его уроков. Сергей Константинович так довел до своих учеников трагизм главной героини Катерины, что я семь раз перечитывала драму, и каждый раз плакала.

Зная наш слабый кругозор, маленький запас слов, С.К. Ульянин находил время на уроке и знакомил с новыми словами и устойчивыми выражениями. Объяснял значение тех слов, которые мы слышали впервые. А потом, дома, выполняя домашнее задание, мы должны были использовать их в придуманных нами предложениях.

Каждый урок выходили к доске, чеканили правило, приводили примеры. А в придуманных предложениях расставляли знаки препинания.

Благодаря Сергею Константиновичу мы получили неплохой запас знаний. И только из нашего класса филологические факультеты окончили Надя Байтякова, Галя Ибраева, Рая Шанжаева и я. Все школьные знания нам очень пригодились в дальнейшей учебе. А в первые годы работы в школе мне помогали С.К. Ульянин и А.С. Дудоладова. Анна Сергеевна была директором школы, прекрасным наставником, защитником нашим.

Алексей Иванович Архипов учил нас математике до 9-го класса. Строгий, требовательный, он объяснял материал четко, ясно, доходчиво. К концу урока у нашего математика не только руки, но и лицо было в меле. Однажды помню, урок закончился, тему поняла, закрепили, задание получили, а задачу из домашнего задания никак решить не могу. Никак - и все тут. Легла спать и во сне пришло решение. Вскочила, зажгла лампу и записала решение в тетрадь. Видимо, настолько был задействован мозг, ночью дал решение.

В 9-м и 10-м классах математику и астрономию вели Екатерина Степановна и Борис Григорьевич Батяевы. Екатерина Степановна была очень строга. К ее предмету относились особенно серьезно. Она терпеть не могла, если кто-то приходил с неподготовленными уроками. Поэтому даже двоечники-троечники старались, чтобы задания были выполненными. Доходило до того, они не только просили списать, но сами вытаскивали из портфелей тетради у "хорошистов" и списывали. Но однажды случился курьез. Двое высоких мальчишек, приходивших к нам из Старого Чамзина, Алексей и Валера, взяли тетради у Борисова Коли (а он маленького роста), списали, а тетрадь положили на край топки голландки. Колю же посадили на самый верх голландки, оттуда он никак не мог спрыгнуть. Звенит звонок на урок, Екатерина Степановна в классе. Открывает журнал, смотрит и говорит: "Борисов - к доске, Ерзамаев – к доске". А тем временем тетради Коли загорелись, в классе дым. Коля кричит сверху: "Я не могу пойти, я на голландке!". Екатерина Степановна: "Сундуков, сними Колю, открой задвижку. Коля к доске. Вот задание".

И никому ни одного слова упрека, урок продолжается. Урок закончила, поблагодарила тех, кто хорошо справился с заданием. А инцидент был рассмотрен классным руководителем С.К. Ульяниным на классном часе. Екатерина Степановна ценила каждую минуту урока.

Борис Григорьевич Батяев вел тригонометрию и астрономию. Тригонометрия для него – любимое детище. Для него и звонок ничего не значил. В класс заходил уже другой учитель, а он весь в тригонометрии. Выпустив наш класс, он продолжил учебу в аспирантуре МГУ. Мы часто его встречали, когда учились в Саранске. Он был рад за нас.

Анна Михайловна Полякина – учитель физики, жена Кирилла Михайловича Полякина – учителя истории. Привез ее Кирилл Михайлович с Дальнего Востока, где служил в армии. Молодая, красивая, с мягким украинским выговором. Анна Михайловна была сама деликатность - никогда ни с кем не вступала в ненужные споры. И вела себя так, словно родилась в Игнатове. Пользовалась большим уважением, как в коллективе учителей, так и у односельчан.

Физика – предмет точный. Ни один урок у Анны Михайловны не проходил без наглядности. Доступно, просто она доводила до нас азы физики. А для того, чтобы наглядно показать, что такое электрический ток, она привела нас на почту. Там мы сцепились за руки, и через нашу цепочку был пропущен ток с меньшим напряжением. Но то, как мы вздрогнули, было ясно, насколько он опасен. Наши мальчишки были просто увлечены физикой.

Сложно в одном материале написать обо всех учителях. Но одно я скажу точно: у нас были прекрасные педагоги. А о И.Е. Юношеве стоит рассказать отдельно.

А сколько внеклассных мероприятий проводилось с нами! Ежегодно готовили смотр художественной самодеятельности. В районный центр приезжали из всех школ района. Добирались тогда на разнаряженных лошадях. Каждая школа показывала свою программу. Зал дома культуры с трудом вмещал всех желающих посмотреть эти концерты. Наиболее высоко жюри оценивало художественную самодеятельность Большеигнатовской, Горской, Барахманской школ.

Также ежегодно проводили смотр художественной самодеятельности учителей школ района. Навсегда запомнился дуэт Полякиных Анны Михайловны и Кирилла Михайловича "Ой, дивчина, шумит гай!", "Пшеница золотая" в исполнении А. С. Дудоладовой. А какой нежный заливистый голос был у Лидии Владимировны Антоновой! Любимым аккомпаниатором был Николай Иванович Антонов.

Поэтому школьные годы чудесные! Их ни с чем не сравнить. И только с годами с гордостью вспоминаешь о тех, кто сыграл в твоей жизни немаловажную роль!

Автор: Прасковья Бочкарева

По этой теме: школа

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 932

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика