Получила "районку". Я, признаюсь, всегда с удовольствием читаю ее с первой строчки до последней. А на сей раз я удивленно застыла: с первой страницы смотрел на меня Илья Семенович Куприянов! Неожиданно и приятно. Ведь с этим человеком у меня связано столько хороших воспоминаний! Он был для меня старшим другом, наставником, а зачастую и советчиком.
Но обо всем по порядку. Илья Семенович много лет проработал в сфере культуры, был директором Районного дома культуры, активно участвовал в художественной самодеятельности. Он всегда умел организовать, увлечь, заинтересовать всех, кто был с ним рядом. Наверное, потому, что характер у него был легкий. Я запомнила его веселым, улыбающимся, всегда готовым помочь.
Во время работы Ильи Семеновича в районном ДК был слаженный, сплоченный, работоспособный дружный коллектив художественной самодеятельности. Вместе с моей мамой Надеждой Павловной Бочкаревой, они создали в Большом Игнатове народный театр, где мама была режиссером.
Илья Семенович не только подбирал репертуар и играл в спектаклях, но и писал декорации, рисовал эскизы костюмов. Мама вместе с другими женщинами шила костюмы. Все вместе добывали реквизиты к спектаклям.
А еще Илья Семенович был замечательным эстрадным артистом. Мастерски исполнял сатирические куплеты на злобу дня. Где это уместно – пускался в пляс, заставлял до слез смеяться публику. Был он и прекрасным чтецом. Стихи, читаемые им со сцены, волновали зрителя, заставляли переживать то, что нес он своим искусством чтеца им.
Да и моя дружба с Ильей Семеновичем началась именно с художественного чтения. Обычно я на детских районных художественных олимпиадах вела программу и читала со сцены стихи или прозу. Репертуар мне подбирал Сергей Константинович Ульянин. Вот в роли ведущего и чтеца меня заметил Илья Семенович. Он пригласил меня в районную агитбригаду. Современной молодежи это слово, скорее всего, непонятно. А означает оно вот что: мобильный коллектив художественной самодеятельности. То есть мы ездили по всем колхозам, а часто и к ближайшим соседям по району. В составе бригады, кроме артистов, обязательно был лектор, который знакомил слушателей с современной обстановкой в мире и отвечал на различные вопросы.
Была у нас и специальная машина – "автоклуб", доставляющая самодеятельных артистов по адресу. Концерты ставились и на полевом стане, и на сенокосе в лугах, и на фермах. Словом, там, где трудились люди. Встречали нас тепло. Все любили и знали замечательный дуэт Екатерины Сонаевой (Левщановой) и Марии Нетяевой. Их спетые, слаженные голоса доставляли огромное удовольствие зрителям, нередко заставляя их петь вновь и вновь. Отличными исполнителями мордовских песен были Павел Чапурин и Николай Нетяев, чистый, приятный, необыкновенный тембр голоса Лидии Антоновой, безусловно также любили все. А уж о веселых сатирических куплетах, сочиненных самим Ильей Семеновичем и говорить нечего: его зрители обычно долго не отпускали, заставляя исполнять их снова и снова. И весь концерт обычно шел в сопровождении двух баянистов – виртуозов – Н.И. Антонова и М.В. Левщанова. Моя роль была скромная – вести программу и читать стихи.
Запомнился мне один из концертов в районном ДК. Ждали гостей из республики. Какого ранга – не знаю. Я была школьницей, и эти тонкости меня не волновали. Илья Семенович поручил мне к завтрашнему дню выучить отрывок из известной поэмы В. Маяковского "Партия и Ленин – близнецы-братья".
Было лето. Разгар сенокоса. Я уже пообещала в этот день помочь в уборке сена своим тетушкам, папиным сестрам. Сенокос их был за Протасовом. А концерт вечером. Отговариваюсь, прошу освободить. Илья Семенович говорит: "А ты работай и учи. А к вечеру я пришлю за тобой "автоклуб". Соглашаюсь.
Гребу сено, а сама смотрю в листок со стихами, собираем сено в копны. Я наверху принимаю сено, а сама декламирую Маяковского вслух на всю поляну. Выучила…
Машину прислали. Дома быстро переодеваюсь и бегом в ДК. Выхожу на сцену. Читаю с пафосом, с жестами, как учил меня Илья Семенович. Аплодисменты… Довольная иду за кулисы. А Илья Семенович хватает меня за плечи и неистово трясет: "Что ты там начитала?!" Как "Что", неужели не понятно – стихи Маяковского?!
Илья Семенович говорит: "Будем надеяться, что никто не заметил…" Я: "???!". Оказывается, я в спешке, переписывая стихи на листок, по-детски недопоняла и записала текст неправильно вместо слов "Партия – рука миллионопалая…" я отчеканила: "Партия – рука миллионополая…". Я растерянно бормочу, что ведь в партии были люди разного пола: и мужчины, и женщины. Илья Семенович хватается за голову, затем спрашивает, а это почему: "От нее лопались укрепления врага, как в канонаду от пушек винтовки…" Какие винтовки?! Бормочу: "Железные…". А Следовало сказать: "как в канонаду от пушек перепонки".
Но, "слово-то не воробей"! Уже вылетело. Илья Семенович видит, что я вот-вот разревусь. Успокаивает: "Может, не заметят. А если что, влетит мне. А с тебя чего взять – ты ребенок". И потом рассмеялся легко и весело. Подмигнул мне, мол, где наша не пропадала!
Не заметили… Не у всех такая эрудиция, как у Ильи Семеновича. Мы потом с улыбкой вспоминали этот мой почти провал.
Да, как давно, как недавно все это было. И вот отмечаем столетие этого замечательного человека, моего старшего друга и наставника. Склоняю голову перед его светлой памятью.
В самодеятельном театре репертуар был нешуточный. Ставились "Бедность не порок", "Не все коту масленица", "Свои люди – сочтемся", "Гроза" Островского, "На дне" и "Васса Железнова" Горького, "Русские люди" Симонова и др. О народном театре знали в республике.