Говорят, что у художников глаз особенный – они умеют видеть внутренний мир человека, его душу. Что бы ни изобразил мастер, пейзаж, портрет, натюрморт – во всем у него заметно размышление. Художник передает в своем произведении не только внешнее сходство своего героя, но и его характер. Для своей модели он выбирает человека, в котором видит его незаурядность.
Илья Семенович Куприянов создал серию портретов своих земляков, друзей и знакомых. Многие его полотна были подарены тем, с кого он их писал. Одно из его произведений – портрет жителя Старых Селищ Алексея Петровича Пронькина, хранится теперь в доме одной из его дочерей, как бесценная реликвия.
Чтобы побольше узнать о герое картины, я позвонила в Большое Болдино, где проживают две младшие дочери Алексея Петровича.
"Мне было 10 лет, когда отец ушёл из жизни, - начала свое повествование Валентина Алексеевна Мохрякова. – Отец родился в 1925 году в селе Ст.Селищи. Илья Семенович Куприянов был постарше отца, но проживали они почти по-соседству, их объединяло впоследствии и то, что оба они были участниками Великой Отечественной войны. Наш отец окончил только четыре класса Староселищинской начальной школы, возможности учиться дальше у него не было, и с детских лет он стал работать в колхозе. Проработав одно лето прицепщиком, он "заболел" техникой и с ненасытной любознательностью подростка готов был часами наблюдать, как разбирают, чистят и снова собирают трактористы потрепанные, старенькие трактора. Он и не помышлял, что придется расстаться с селом и уйти далеко, в дым и смерть. Но пришло такое время – началась война. В 1943 году он, как и многие его ровесники, ушёл на призывную комиссию".
Такие еще домашние, тихие, ничего не видевшие, кроме своего села, они уйдут на войну и многих из них матери не увидят больше никогда.
"Мимо их висков вихрастых,
Возле их мальчишьих глаз
Смерть в бою свистела часто
И минёт ли в этот раз?", написал о них А.Т. Твардовский.
Миновала смерть Алексея, хоть и не раз был солдат на волоске от неё. Был награжден за боевые действия. День Победы воин встретил в Берлине. Когда же отгремели последние залпы и в мире воцарилась долгожданная тишина, вернулся фронтовик в родное село. Через некоторое время женился, а потом закончил школу механизации в Ардатове и осуществил свою детскую мечту – стал трактористом.
Вспашка, посевная, уход за посевами, уборочная, подвоз кормов – ничего так не любил он, как крестьянский нескончаемый труд изо дня в день, из года в год, по раз и навсегда заведенному кругу. В самые трудные послевоенные годы, когда колхозники не получали зарплату и многие из села уезжали в город, Алексей Петрович был благодарен судьбе за то, что ему выпало счастье вернуться живым с войны, трудиться на родной земле и растить детей! Но в двери его дома постучала смерть. Не стало его жены Варвары. Двое детей – десятилетняя дочь и семилетний сынишка остались без матери. Алексей думал, что справится с детьми один, но мужчине, целыми днями занятому на работе, не по плечу оказалась такая ноша.
Вторая жена – Прасковья, окружила детей и его заботой и вниманием; у них родились еще две дочери. Чередой бежали годы. Привыкший к упорному труду, Алексей Петрович Пронькин умело и бережно относился к технике, в нем выработалась ответственность за каждое дело, порученное ему. Рокот трактора не мешал механизатору любоваться красотой родной земли, неизменной и вечно меняющейся с временами года.
"Земля… Если к ней с душой, с заботой и лаской – она откликнется щедрым урожаем" - говорил хлебороб. И то, что он не раз был награжден за свой труд медалями и Почетными грамотами, был победителем социалистического соревнования среди тружеников колхоза "Московский Кремль", это награды за немеряный труд на земле. Пахаря, равного ему в мастерстве, в хозяйстве в те годы не было. Почетом и уважением пользовался он в колхозе. Семья жила в достатке; полный двор скотины, хорошая зарплата – жизнь шла своим чередом.
"Отец был очень добрый, спокойный, никогда не отказывал в просьбах людям, ладил с соседями, - продолжала рассказывать Валентина Алексеевна, - всего себя отдавал работе. Уходил по утрам очень рано, а весной на своем дизельном тракторе работал на пахоте и ночами. "Я люблю весной видеть влажно блестящую отваленную плугом черную землю, - говорил он, - люблю смотреть на поле и думать, что сколько труда и соленого пота вбирает оно, чтобы наградить людей своими плодами; люблю ехать по полю, озаренному первыми лучами солнца и любоваться легким туманом, который еще льнет к пахотной земле".
Алексей Петрович любил все это заботливой и нежной любовью истинного труженика земли. Дочери помнят его заскорузлые, натруженные руки, всегда пахнущие соляркой, обветренное, худощавое, с доброй усмешкой, лицо. Им казалось, что он приносит в дом запахи обогретой весенним солнцем земли, скошенной травы и поспевающих хлебов…
Мартовское утро 1972 года было без солнца, но светлое, с нежным привкусом просыпающейся весны. Но кому весна, кому радость, а в дом к Пронькиным пришло большое горе – остановилось сердце Алексея Петровича. Он был на работе, ремонтировал свой трактор – готовил его к предстоящим полевым работам и упал возле него на холодную, припорошенную снегом землю…
"Было бы покрепче здоровье да подлиннее жизнь, - часто повторял Алексей Петрович, - я бы работал и работал".
"Когда мы потеряли навек нашего отца, то ясно ощутили, что нам его никто не заменит", - дрогнувшим голосом сказал его дочь. Вызванные моими вопросами воспоминания целиком завладели ею.
"Теперь всего и не вспомнишь, - продолжила она, - отец любил труд больше себя и своего покоя. У него было мало фотографий и его портрет, кисти Ильи Семеновича Куприянова, напоминает нам о нашем дорогом отце, честном и достойном труженике, солдате войны, патриоте своей Родины".