В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, объявленного президентом В.В. Путиным, актуальна реализация регионального компонента, в том числе и в детском саду. Организуя работу с детьми, мы направляем её на приобщение дошкольников к национальной культуре.
Такая систематическая работа с детьми по данному направлению способствует созданию этнокультурной среды в дошкольном учреждении и принятию малышами мира во всем его многообразии.
Формирование личности ребенка происходит с ранних лет: развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего, через ознакомление с традициями "своей", родной, культурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Известно, что именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающим на территории Республики Мордовия.
В нашем детском саду создана комната старинного быта, где мы расширяем представления об истории мордовского народа. В комнате выставлены самовар, старинный утюг, кувшины разного назначения, у печки стоят кочерга, ухват, горшки. В уголке краеведения у нас "живут" куклы в костюмах мордвы – эрзи, мокши. Здесь же мы знакомим дошкольников с национальной одеждой, с альбомами о Мордовии, о городе Саранске, с репродукциями картин Ф.В. Сычкова и современных мордовских художников, фотографиями скульптур С.Д. Эрьзи.
Важным средством в воспитании детей дошкольного возраста является устное народное творчество. Педагоги знакомят детей с мордовским фольклором. Проводится работа и с родителями – расширяем представления об истории семьи, родного края, а также советуем использовать произведения национального фольклора.
В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и обладания языком своего народа. Чувство Родины начинается у маленького ребенка с любви к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Малыш впервые открывает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина" именно в семье. Воспитание подрастающего поколения в России исторически осуществлялось в процессе приобщения к национальным сокровищам: языку, песне, сказке, поэзии и др. В своей совокупности это та основа, которая неизменно формирует гражданские чувства подрастающего поколения и сегодня.
Вся работа, проводимая нами по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, терпимого отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по-настоящему ценить свой край, если мы, педагоги, научим его этому.
Мы продолжаем себя в детях и хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. Буквально с первых проблесков сознания педагоги воспитывают в ребенке любовь к родной земле, на которой он родился и живет.
Ирина Приставкина