Организатором уникальной выставки стала мама художника, ветеран педагогического труда, почётный работник общего образования РФ и заслуженный учитель Мордовии Р.Д. Жегалина. А выставка получилась по-настоящему уникальной, ведь собрать работы Алексея для показа удалось впервые: большинство его картин находятся в частных коллекциях. Среди их обладателей – О.М. Полякина, Н.С. Сапарева, В.Г. Доронин, Т.А. Краснощёкова, М.П. Асманова и многие другие. Потому-то и открыта экспозиция была всего несколько часов. При этом экспозицию посмотрели более 80 зрителей.
Впервые видя картины Алексея Жегалина, думаешь, что живописью он занимался с детства – настолько филигранно они выполнены, настолько потрясающе реалистичны. На самом деле его талант раскрылся лишь во время учёбы в Ичалковском педагогическом колледже. Причём на художественно-графическое отделение парень поступил, имея за плечами профессию совсем не творческую – тракториста-машиниста. Впрочем, дядя и дедушка Алексея прекрасно рисовали, отец писал стихи... Волей-неволей задумаешься о том, что талант может передаваться по наследству!
Хотя талант – это полдела. По воспоминаниям педагогов и сокурсников, будущий художник очень много работал, оттачивая мастерство. Особенно любил акварельную живопись. Даже в армии картины не бросал. В непростые 2000-е живопись стала для него возможностью немного заработать. Много картин Алексей писал на заказ, но ещё больше – в подарок родным, друзьям, знакомым. "При этом, если у него не было вдохновения, заставить его сесть за мольберт, было невозможно, – подчёркивает Римма Дмитриевна. – Но уж если он увлекался работой, мог сидеть над картиной часами, забывая обо всём. Самым сложным всегда был последний этап – работа над деталями. Он скрупулёзно выписывал листочки, травинки, цветы".
Свидетелем создания некоторых представленных на выставке картин была сестра художника Марина Валерьевна Сидорова. "Я видела, как Лёша корпел над ними, – улыбается она. – Если хотела посмотреть, останавливал: "Подожди, тут ещё подумать надо!". Он часто работал под музыку – под Меладзе, Расторгуева. Брат оставил в нашей жизни и памяти большой и красивый след, и я очень ему за это благодарна".
А тётя Наталья Петровна Савельева вспоминает, как однажды спросила Алексея, как он пишет картины. "Ответ запомнила на всю жизнь: "Знаешь, у меня в голове как будто есть чёткая картинка, которую нужно перенести на холст".
За 18 лет, с 2001 по 2019 год, он создал более 40 работ, 32 из которых были собраны на выставке. Художник писал и натюрморты, и копии известных картин, но всё-таки его любимым жанром был именно пейзаж.
Многие работы Алексея посвящены лету. Оно у художника насыщенно-изумрудное, и почти всегда на картинах присутствуют река или озеро. Осенние и зимние пейзажи особенные: преисполненные светом, радостью... И жаждой жизни – вопреки самой природе двух этих времён года.
А вот весну живописец запечатлел только на одном полотне, созданном в 2001 году по заказу В.В. Микаева. "На картине изображена реальная берёзовая роща за селом Старое Чамзино, – рассказывает Василий Виссарионович. – С детства люблю это место: мы собирались там с пацанами именно ранней весной, когда начинало пригревать солнце и появлялись проталины. Когда я попросил Алексея изобразить эту рощу на картине, мы съездили туда, а уже потом он всё написал по памяти".
Алексей Жегалин был не только талантливым художником. Он занимался резьбой по дереву, выжиганием, четыре года преподавал школьникам декоративно-прикладное искусство в Доме творчества. Экспозицию резных изделий подготовил для выставки Николай Иванович Макаров – учитель рисования, многолетний друг и наставник живописца.
Интересовался Алексей и фотосъёмкой – может быть, эти фотографии позже стали бы картинами?.. Серьёзно увлекался историей и археологией. Среди его находок есть уникальные вещи – к примеру, боевой топор X-XIII века. Он и работу себе находил, так или иначе связанную со своими интересами: занимался строительным делом и ремонтом, сбором металлолома. "Купил машину, необходимую технику и был доволен тем, что у него есть", – добавляет Римма Дмитриевна.
Дата проведения выставки "Красота родного края" была выбрана неслучайно: 4 ноября Алексею исполнилось бы 45 лет. Он ушёл из жизни летом – в то время года, которому посвятил множество своих пейзажей. Видя его талантливые, поразительные работы, веришь, что человеческая душа бессмертна. И живёт она в том, что каждый из нас оставляет на этой земле после себя. Душа Алексея, сам он жив в своих картинах. А в душах тех, кто однажды соприкоснулся с его творчеством, и тех, кому это соприкосновение только предстоит, всегда будет жить светлая, добрая память о нём.
Слово – гостям выставки
Т.М. Киреева, заместитель главы района по социальным вопросам:
– Мы часто не замечаем красоты родной земли, привыкаем к ней. А рассматривая картины Алексея Валерьевича, вдруг осознаёшь её, осмысливаешь, понимаешь наконец, в каких красивых местах мы живём и работаем.
Е.А. Кокурина, преподаватель Ичалковского педагогического колледжа, классный руководитель Алексея:
– Одна Лёшина черта сформировала его творческое лицо – любовь к стабильности. Очень многие молодые художники уходят от реалистической живописи к различным "измам" – к тем направлениям, которые, можно сказать, искажают действительность. В работах Алексея мы этого не видим. При этом реалистичная школа усвоена им не формально. Может быть, грамотно написать пейзаж сможет любой художник, но понять душу природы дано не каждому. Лёша понимал её и показывал в своих работах.
С.А. Кошелев, однокурсник, владелец картины "Изумрудная зелень лета":
– В 2001 году, 19 января, у меня была свадьба. Из педколледжа я ушёл после 3 курса, никого из сокурсников на торжество не приглашал. Но именно в этот день на пороге моего дома появился Алексей: мы как-то договаривались, что, если он не сможет уехать домой, будет ночевать у меня. Через какое-то время после той январской ночёвки он передал мне в подарок эту прекрасную картину.
И.А. Адушева, владелица картины "Летний пейзаж"
– Картины Алексея мне кажутся очень интеллигентными, естественными. В них всё выписано до мелочей, до последнего листочка! Глядя на "Лето", чувствую подъём сил – как будто на природе отдохнула!
Т.Г. Сонаева, владелица картины "Закат на "БАМе"
– БАМом называется пруд недалеко от Вармазейки, а эту картину Алексей писал по фотографиям. Увидев её, одна женщина, не сильно разбиравшаяся в искусстве, сказала: "Слишком много неба!" А мне кажется, именно небо и отражает всю красоту этого места.
С.И. Ванькина, учитель русского языка и литературы
– Вспоминается один из уроков: мы разбирали поэзию Сергея Александровича Есенина и то, как он умел видеть красоту в чём-то простом, обыкновенном.
Шестиклассник Лёша слушал с открытым ртом, а потом подошёл, прижался ко мне и говорит: "Софья Ивановна, а я же крапиву каждый день вижу, и никогда не догадывался, как это: "...обрядилась ярким перламутром". Я дала ему задание - поискать в стихах Есенина другие краски, звуки, цветы. И он потом такое сочинение написал! Да, с кучей ошибок, но у меня рука не поднялась снизить за них оценку: поставила пять с плюсом.
В своих пейзажах он смог соединить твёрдость кисти Шишкина, лиризм Левитана и лёгкую благодатную грусть Васильева. А чувство прекрасного было заложено в нём с рождения.