Юрий Михайлович Яковлев – старший научный сотрудник Национального научного центра морской биологии Дальневосточного отделения Российской академии наук (до 2016 г. - Институт биологии моря), расположенного во Владивостоке.
Востпоминания Ю.М. Яковлева о Любимове
C Игорем Дмитриевичем Любимовым я познакомился в начале 80-х годов на биологической станции "Восток" Института биологии моря, расположенной на берегу одноименного залива. Эта станция с 1970 г. служит базой для различных лабораторий нашего центра. В силу специфики некоторых методов, которые применяют ученые, необходимо добывать живых обитателей и успешно содержать их в аквариумах. Для научных исследований также требуются самые разнообразные, порой крайне редкие или малоизвестные виды, поймать которых без участия опытных водолазов не представляется возможным. В этом аспекте станция успешно способствовала развитию знаний о жизни наших дальневосточных морей и вскоре стала известна не только в нашей стране, но и среди зарубежных морских биологов.
Помимо ученых, студентов и школьников на биостанцию в силу разных причин заезжали люди, которые интересовались сведениями о животных и водорослях Приморья, с которыми им приходилось встречаться ранее. Следует отметить, что жители прибрежных поселков в те времена довольно хорошо разбирались в массовых и промысловых рыбах и даже беспозвоночных. В этом не было ничего особенного, поскольку большинство населения было тесно связано с прибрежным любительским и, особенно, с коммерческим рыболовством. Что касается беспозвоночных животных, то в те времена возможности любительского подводного плавания были ограничены, как и его массовость, но после сильных штормов в береговых выбросах можно было встретить редких, а то и вовсе незнакомых животных.
Уже с первой встречи с Игорем Дмитриевичем стало понятно, что он, как никто другой, осведомлен об истории рыбопромысловой деятельности в крае. Мы посетовали, что, несмотря на большое разнообразие рыб российского сектора Японского моря, в крае нет доступных для населения хорошо иллюстрированных справочников и определителей. Через некоторое время меня вызвал директор института Алексей Викторович Жирмунский, тогда еще член-корреспондент Академии наук СССР. На столе были разложены листы разных форматов. Оказалось, что это были рисунки морских животных, принадлежащие Игорю Любимову. Некоторые из них были настолько реалистично выполнены, что сразу возникло желание увидеть их на страницах какого-нибудь издания.
Директор поручил мне изыскать возможность опубликования этих рисунков. Он сразу предупредил, что возникнет много сложностей. Дело в том, что Алексей Викторович был ответственным редактором книги "Животные и растения залива Петра Великого", которая была опубликована в Ленинграде в 1976 г. Она была хорошо иллюстрирована черно-белыми рисунками и фотографиями и имела даже вклейку цветных подводных фотографий. В доцифровую эпоху типографические возможности были ограничены и технически сложны, а издание качественных полноцветных иллюстраций требовало еще крайне дефицитной глянцевой бумаги. Тиражи почти любой книжной продукции в те времена были огромными. Типографии, "по полной" загруженные работой, имели множество заказов на много лет вперед. Переписка с Государственным комитетом СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли не добавила надежды.
Как-то сразу пришла мысль о почтовых открытках. Дело в том, что в описываемые времена издавались комплекты из 16 или 32 открыток, посвященные какой-то одной тематике. Особенно много таких наборов выпускало издательство "Изобразительное искусство" на Калининском полиграфическом комбинате. Темы были крайне разнообразными. Помимо репродукций картин, портретов, данное издательство бралось за красоты живой природы. Если другие издательства не рассматривали "цветочки - василёчки, букашки - таракашки" в качестве объектов своей продукции, то они публиковали растения, грибы, насекомых, птиц и другие объекты природы. Такие наборы стоили значительно дешевле книг, но качество иллюстраций было очень хорошим. К тому же их легче было купить. Некоторые комплекты, например "Бабочки", выходили в течение десятка лет, причем многими выпусками. Достать такие комплекты было непросто, поскольку "Изобразительное искусство" привлекало для работы чрезвычайно умелых иллюстраторов и талантливых художников. Немаловажным было и то, что на обратной стороне открыток печаталась аннотация к изображениям. К моменту принятия решения использовать форму открыток, это издательство уже произвело 4 выпуска открыток "У моря".
Игорь Дмитриевич согласился с формой продукции своих рисунков. Решили комплект назвать "Жизнь моря. Дальний Восток". Для начала было отобрано 16 животных из его коллекции. Текст по рыбам был написан Виктором Гомелюком (сейчас живет в Австралии), по остальным группам – мною. Предисловие к комплекту подготовил А.В. Жирмунский. Планировали издать как минимум 5 выпусков, что было не так уж и много, учитывая рекордное для СССР разнообразие видов в морях Дальнего Востока.
С самого начала проекта оказалось, что часть рисунков не приспособлено для их сдачи издательству. Игорь Дмитриевич мог рисовать в масштабе только "один к одному". Когда оригинал был небольшого размера, то получалось замечательно. А больших рыб не мог уменьшить. Я пытался сделать с них фотографии, но их уменьшение при фотопечати портило изображения и нарушало цветопередачу объектов. Кроме этого требовалось заполнить пространство вокруг объекта водой, участком дна, соседями и, что важно, другим ракурсом некоторых объектов. Редактор издательства Александр Иванович Лезин (ушел из жизни) и художник Павел Замиховский (живет в Германии) подготовили рисунки для печати.
Удалось подготовить два выпуска. Первый комплект "Жизнь моря. Дальний Восток" тиражом 200 000 экземпляров вышел из печати в 1986 г. Второй – в 1989 г. еще большим тиражом в 310 000 экз. Планировался очередной выпуск. Учитывая небольшую площадь открытки, изображение большинства животных приходилось сильно уменьшать. При этом зачастую визуально терялась уникальная, часто красивая фактура покровов беспозвоночных и рыб. С Александром Лезиным пришли к выводу, что двойной формат открыток, который применялся, в частности, для изготовления портретов передовиков производства для стендов в агитационных целях, наиболее точно и эффектно может передать суть и внешний вид животного. А не превысить прежние затраты производства из-за возросшей стоимости такого комплекта планировали за счет сокращения тиража. Однако нашим планам не суждено было сбыться. Шла перестройка. Экономика страны рушилась. Общество политизировалось. Популяризация знаний о море стала никому не нужной. Наступали времена, когда востребованы стали только те сведения о промысловых ресурсах, благодаря которым можно быстро их найти, выловить и также быстро продать.
Владивосток , 14.12.2017