Ирина ЕРМИЛОВА, хранитель музея "Залив Восток"
На разведку в музей: задание "Защитники Порт Артура"
Порт Артур. Легендарное имя в нашей истории. Место боевых событий, затронувших и наш народ. Еще одна битва. Еще одно сражение…
5 апреля в музее "Залив Восток" прошло мероприятие, посвященное защитникам Порт Артура.
В мероприятии приняли участие ученики 7-Б класса школы № 26 п.Ливадия, группа "Разведка", занимающаяся поиском участников тех памятных событий. Руководитель группы и классный руководитель – Н.Ю. Одиноченко. На встречу с учениками пришли дочери участников боевых действий в Порт Артуре во время Великой Отечественной войны Галина Григорьевна Кутина и Людмила Гавриловна Быкова (Березина).
Галина Григорьевна рассказала о своем отце, Георгии Мироновиче Шепорчуке, служившем в Порт-Артуре, участнике войны с Японией.
Дочь мичмана Гавриила Григорьевича Березина поделилась воспоминаниями о жизни в Порт Артуре, принесла фотографии и награды отца.
Музей "Залив Восток" предоставил группе "Разведка" сведения о шести наших земляках, принимавших участие в событиях того времени. Подготовлена презентация "Защитники Порт Артура".
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Порт-Артур — бывший портовый город (незамерзающий порт, военно-морская база) в Китае на Жёлтом море, был расположен на юго-восточной оконечности Ляодунского полуострова —Квантунском полуострове, под 38° 48’ северной широты и 121° 20’ восточной долготы. В настоящее время на месте бывшего города расположен район Люйшунькоу города Далянь Китайской Народной Республики.
Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ.). Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.
Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Ли Хунчжана, в 1880-е годы. Уже в 1884 г. для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля "Вэйюань" Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название "Вэйюань паотай" ("форт Вэйюань").
В ноябре 1897 года на заседании российского кабинета обсуждалась записка графа Муравьева (министра иностранных дел) с предложением занять Порт-Артур или рядом находящийся Да-лянь-ван — пользуясь в качестве удобного предлога тем, что немцы незадолго до того заняли китайский порт Циндао. На этом заседании Муравьев заявил, что считает это "весьма своевременным, так как для России было бы желательно иметь порт на Тихом океане на дальнем востоке, причем порты эти… по стратегическому своему положению являются местами, которые имеют громадное значение". Таким образом Россия разрешила проблему незамерзающей военно-морской базы, что было настоятельной необходимостью в военном противостоянии с Японией. В декабре 1897 года русская эскадра вошла в Порт-Артур. Переговоры о его занятии велись одновременно в Пекине (на дипломатическом уровне) и в самом Порт-Артуре. Здесь командующий эскадрой Тихого океана контр-адмирал Дубасов под "прикрытием" 12-дюймовых орудий броненосцев "Сисой Великий" и "Наварин" и пушек крейсера 1-го ранга "Россия" провел непродолжительные переговоры с начальством местного крепостного гарнизона генералами Сун Цином и Ма Юйкунем.
С прибывшего из Владивостока парохода Добровольного флота "Саратов" на берег сошли первые русские воинские части. Это были две сотни забайкальских казаков, дивизион полевой артиллерии и команда крепостной артиллерии.
Всероссийский император Николай II по такому случаю издал следующий приказ:
"Государь Император объявляет Высочайшую благодарность Командующему эскадрою в Тихом океане вице-адмиралу Дубасову и Монаршее благоволение — всем чинам вверенной ему эскадры и сухопутного отряда за отличное выполнение возложенных на него поручений по занятию Порт-Артура и Таллиенвана". В Петербурге намеревались превратить Порт-Артур во вторую, наряду с Владивостоком, военно-морскую базу тихоокеанского флота России. Строительство крепости было начато в 1901 году по проекту военного инженера К. Величко. 6 декабря 1902 командиром порта Артур назначен Н.Р. Греве, в 1904 его сменил И.К. Григорович.
К 1904 году было выполнено около 20 % общего объёма работ. В порту базировалась 1-я Тихоокеанская эскадра адмирала Старка (7 броненосцев, 9 крейсеров, 24 миноносца, 4 канонерские лодки и другие суда). В крепости был расквартирован Порт-Артурский крепостной пехотный полк под командованием вице-адмирала Евгения Ивановича Алексеева, сформированный 27 июня 1900 года в составе 4 батальонов из войск Европейской России.
Осада Порт-Артура:
Около Порт-Артура ночью на 27 января 1904 года начались первые боевые столкновения Русско-японской войны, когда японские корабли выпустили торпеды по русским военным кораблям, стоявшим на внешнем рейде Порт-Артура. При этом были серьёзно повреждены броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич", а также крейсер "Паллада". Оставшиеся корабли предприняли две попытки вырваться из порта, но обе оказались неудачными. Нападение японцев было совершено без объявления войны и было осуждено большинством стран мирового сообщества. В ходе войны японская армия под предводительством генерала Марэсукэ Ноги, при поддержке японского флота под командованием адмирала Того, начала осаду крепости Порт-Артура, которая длилась 11 месяцев, несмотря на то, что японцы использовали самые современные на то время гаубицы калибра 280 мм.
20 декабря 1904 (2 января 1905) года, после гибели генерала Р.И. Кондратенко, крепость была сдана японцам на 329-й день после начала войны генералом Стесселем вопреки решению Военного совета и желанию обороняющих крепость солдат.
Во время советско-японской войны 1945 года советские войска десантом очистили город от японских военных формирований 22 августа 1945 года. 14 августа 1945 года СССР и Китайская Республика подписали соглашение об использовании района Порт-Артура в качестве совместной военно-морской базы сроком на 30 лет.
Сталин считал договор, заключённый с Чан Кайши, неравноправным, и в конце 1940-х годов предлагал Мао Цзэдуну передать Порт-Артур, а равно Дальний и Чанчуньскую ЖД обратно Китаю, но Мао опасался, что вывод советских войск из Манчжурии поставит под угрозу позиции КПК на северо-западе Китая, и убедил Сталина отложить передачу.
14 февраля 1950 года одновременно с заключением договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР было заключено соглашение о Порт-Артуре, предусматривающее совместное использование указанной базы СССР и КНР до конца 1952 года.
В конце 1952 года правительство КНР, учитывая обострение обстановки на Дальнем Востоке, обратилось к Советскому правительству с предложением продлить срок пребывания советских войск в Порт-Артуре. Соглашение по этому вопросу было оформлено 15 сентября 1952 года.
12 октября 1954 года правительство СССР и правительство КНР заключили соглашение о том, что советские воинские части выводятся из Порт-Артура. Вывод советских войск и передача сооружений правительству КНР были завершены в мае 1955 года.
Вот такая история…И, конечно же, не обошлось без наших…
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Порт-Артур