Александр ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
ШКОЛА. ПУТЬ К МЕДАЛЯМ
Начинается учебный год. Его встречают дети, родители и учителя. Одни говорят: "Школа! Я тебя люблю!". Другие говорят: "Школа! Я тебя ненавижу!". А ещё говорят третьи, четвёртые, пятые и другие. Целый букет разных мнений встречает школа.
В период учёбы предстоит испытать радость и горе, триумф и печаль, поиски и открытия. Начальный период учёбы всегда труден. Он связан с изменением баланса между рассеянным вниманием, которое преобладало в период каникул, и сосредоточенным вниманием, которое должно преобладать в период учёбы.
Каникулы были отданы играм. Игровой метод в учёбе стал актуальным с введением компьютера в учебный процесс. А к чему стремятся все игры? Их цель - победа! В учёбе стремление побеждать быстро реализуется через короткие тренировки. В младших классах активность детей высока, учителя встречает "лес рук" для ответа на вопросы. Но уже примерно к третьему классу активность детей угасает, т.к. учебный процесс становится не интересным, методические подходы теряют эффективность.
Для исправления ситуации необходимо включить тренировочный процесс, как в спорте, музыке, балете. Это короткие письменные тесты на оценку в начале каждого урока для создания навыка быстрых решений и ответов.
Глупо пользоваться готовыми ответами. Это не тот метод, который приведёт к знаниям и победным результатам. В реальной жизни на проблемные ситуации готовых ответов нет. Выход можно найти на основе полученных знаний и умения принимать решение.
Знаменитый учитель Волков активизировал интерес детей к учёбе, предоставив им возможность получать много отличных оценок. Перед уроком он давал небольшие задания. Эти многочисленные тренировки выработали у детей навык не только быстро решать, но и спокойное, естественное отношение к тестам. Многие из его учеников стали докторами и кандидатами наук, приобрели профессии, отвечающие их природным интересам.
Когда русские школьники по русскому языку учатся на двойки, то возникает вопрос к учителям и составителям учебников: учили детей много лет, а научили ненависти к чтению! Список рекомендованной литературы не соответствует возрасту обучаемых и реальному времени обучения. Дети его ненавидят вместе с предметами русского языка и литературы.
Слаба методика перехода от предметного мышления к абстрактному, то есть превращения задачи в пример, а не наоборот.
Школа - это учебно-воспитательный процесс. Обучение без воспитания равно вождению автомобиля без правил. Это путь, ведущий к гибели. Именно воспитание создаёт результат в обучении.
Труднейшей и важнейшей задачей школы является обучение ученика самостоятельной работе по добыванию знаний, когда не учитель излагает, а ученик сам на уроке изучает по учебнику новую тему, а учитель только даёт комментарии и дополняет. В создании этого умения самостоятельно добывать знания главная заслуга каждого учителя.
Любой американский фильм, обращённый к детям, учит стремлению побеждать и быть готовым добыть эту победу в борьбе. Победы добываются в соревнованиях. Любой урок может быть соревнованием с объявлением победителя. Это ещё один стимул.
Использование любой техники в учёбе связано с умением быстро читать, считать и печатать. Эти навыки начинаются с умения выговаривать слова из терминологии изучаемого предмета. Этим тренировкам следует выделять хотя бы пять минут систематически. Скороговорки, шутки и прочие фрагменты активного восприятия остаются в памяти ученика на всю жизнь.
К чему готовит ученика школа? К умению работать и зарабатывать. Для этого термин "учиться" следует заменить терминами "работать" и "зарабатывать": работать над получением знаний, зарабатывать оценки.
Учитель – ключевая фигура в образовательном процессе. Если в центре внимания учителя лежит психология восприятия, а не самовыражение, то такой учитель обречён на успех и уважение, а если между учителем и родителями есть взаимопонимание и уважение, то это дополнительный шанс на успешное обучение детей. Чаще всего родители слышат своих детей и не слышат учителей.
Родители должны знать, что большинство детей болеют за свои неудачи в школе, их защитной реакцией перед родителями становится обман. С этим "обманом" родители часто приходят на родительские собрания и конфликтуют с учителями. Ничего хорошего из этого не получается. Лучшим "лекарством" для этих родителей является посещение уроков, где они могут всё увидеть своими глазами и разобраться в ситуации. Часто школа противится посещению занятий родителями, но проходит время, и школа умоляет родителей посетить уроки… Залог решения проблемы, своевременное её устранение, т.е. взаимодействие учителя и родителей. Я в этом убедился на собственном примере.
Однажды, вернувшись из плавания, я узнал, что сын плохо учится. Я пошёл в школу, посидел на уроках и дома поучил уроки вместе с сыном. Слёз было много, но через неделю оценки значительно улучшились. Позже на родительском собрании я помог другим родителям разобраться с обманом своих детей.
В моём выпуске многие ребята получили медали. Все пришли к медалям по-разному. Одним учёба давалась легко, благодаря природным данным в усвоении материалов и умению работать самостоятельно. Мой путь к медали был трудным. Стремление получать пятёрки изо дня в день означало заставлять себя всегда принимать учёбу, как горькое лекарство, через волевые усилия. Этот метод сопровождал мою учёбу всю жизнь.
Желаю успеха школам, педагогам, ученикам и их родителям.