Анна ГИЛАН, студентка Дальневосточного государственного технического
рыбохозяйственного университета, г. Владивосток
ПРИЧИНЫ АВАРИЙНОСТИ МОРСКИХ СУДОВ И ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ
К началу текущего десятилетия морской транспорт представляет собой прибыльную отрасль народного хозяйства. Аварийность является важным фактором, оказывающим отрицательное воздействие на производительность морского флота. Борьба с ней требует постоянного внимания плавсостава судов и работников морской отрасли. Обеспечение безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море являются главными задачами государства.
В настоящее время наблюдается активное развитие морской транспортной индустрии. Современные суда решают важные логистические задачи пассажирских перевозок и транспортировки грузов, их габариты и скоростные возможности в последние годы увеличились в разы, в разы улучшились и качественные характеристики мореходности судов. Однако сложные климатические и метрологические условия, а также человеческий фактор способствуют возникновению чрезвычайных ситуаций в сфере мореплавания. К таким последствиям относятся посадка на мель, поломка оборудования, столкновение с судами, берегом и айсбергами. [1]
На основании изучения статистических данных по возникновению морских аварийных ситуаций можно сделать вывод, что на долю всех происшествий, возникших по причине нарушения правил судовождения, недисциплинированности, безответственного отношения к работе, нежелание соблюдать предписания и инструкции пребывания в море, приходится 47% от общего количества аварий на морском транспорте.
За последние семь лет статистический анализ показывает, что 29% чрезвычайных ситуаций связаны с навигационными авариями — с неудовлетворительным контролем курса и местоположением судна, а 24% обусловлены ошибками в навигационных расчётах, что приводит к возникновению навалов — соприкосновению кораблей. [2]
Так, второго февраля 2022 года в Приморском крае произошла серьёзная авария —краболовное судно "Акванавт" практически полностью затонуло у причала порта Зарубино, только небольшая часть судна видна над водой. В результате аварии один член экипажа погиб, 14 человек были эвакуированы с судна. По данным транспортной прокуратуры, на борту краболова находилось 16 тонн топлива, разлива не произошло. Было установлено, что причиной аварии явился крен судна из-за нарушения расчётов остойчивости плавательного средства.
Следовательно, аварийность морских судов обусловлена рядом субъективных факторов, к которым относятся уровень квалификации персонала и профессиональная компетентность членов экипажа в процессе эксплуатации судна, а также организация комфортных условий труда и жизнедеятельности мореплавателей. Немаловажную роль в обеспечении безопасности имеет место общее техническое состояние судна, исправность механизмов и оборудования, крепость корпуса. [3]
Благодаря российскому и международному правовому регулированию безопасности мореплавания разрабатываются и внедряются в практику организационные и технические мероприятия. Эти комплексные меры ориентированы на предотвращение аварийных ситуаций, приводящих к гибели участников морской экспедиции, к эмоциональному потрясению членом экипажа, материальному ущербу компаний, к экологическим катастрофам и загрязнению окружающей среды, в результате утечки токсичных грузов (твёрдых, жидких, газообразных, радиоактивных и др. опасных материалов). Основная цель этих мероприятий — создание благоприятных условий работы и рост производительности труда моряков и рыбаков.
Таким образом, нарушения требований безопасности мореплавания, возможные ошибки и небрежность в эксплуатации судового оборудования ведут к внештатным ситуациям, снижению эффективной эксплуатации судна, повышают риск сбоя работы судовых устройств, что может снизить живучесть судна, привести к аварийной ситуации, подвергнуть опасности жизнь экипажа и сохранность груза. Решение проблемы заключается в соблюдении мер безопасности мореплавания, разработке комплекса организационных мер, включающих в себя улучшение технических характеристик морских судов, внедрение новых эффективных средств навигации, модернизация технических средств судовождения, совершенствование системы судового аварийного оповещения, устранение вероятности воспламенения на борту судна и прочих рисков, а также повышение квалификации судового экипажа. Немаловажным является требование ответственного отношения к должностным обязанностям, соблюдение норм эксплуатационно-технических характеристик оборудования, при аварийных обстоятельствах умение экипажа своими силами устранить неполадки и обеспечить ходовые качества судна. [4]
Библиографический список
1. Аварийность морского флота // Морской флот. – 2009. – № 3, № 4. – С. 59-63.
2. Песков Ю. А. Система управления безопасностью в международном судоходстве: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новороссийск: НГМА. – 2001. – 320 с.
3. Прусс В. М., Боёвич В. Международно-правовые аспекты безопасности мореплавания. – Одесса: Латстар. – 2001. – 132 с.
4. Чистяков В. Безопасность на море и ответственность капитанов // Судоходство. – 2001. – № 8–9. – С. 37–38.