Поздравляем Любовь Семёновну СОРОКИНУ с юбилеем!!
13 октября Любовь Семёновна Сорокина отметила солидный юбилей, но несмотря на это она остаётся активным членом сообщества Ливадийского микрорайона, является членом инициативной группы "Алькор", волонтёром музея "Залив Восток". В общей сложности 26 лет возглавляла Дом культуры судоремонтников (Ливадийский ДК). Долгие годы руководила вокальной группой "Ретро", без которой не обходилось ни одно культурное мероприятие. Группа продолжает радовать зрителей своими песнями и сейчас, но уже под руководством Анны Мельниковой.
Любовь Семёновна — творческая натура. Она не только замечательно поёт, но и создаёт своими руками поделки из ракушек. Необычные, сказочные изделия не повторяются, каждое из них шедевр полёта фантазии.
От души поздравляем Любовь Семёновну с юбилеем! Долгих лет жизни! Оставаться такой же молодой, красивой, энергичной и активной.
Ниже представляем рассказ Любови Семёновны о Ливадийском доме культуры, которому она посвятила всю свою жизнь. Вместе вспомним, как это было…
Валентина Варавва
___//__________//____________//____________
Юбилейные воспоминания Любови СОРОКИНОЙ
Дом культуры судоремонтников в Ливадии был сдан в эксплуатацию 15 августа 1957 года, в день юбилея Гайдамакского судоремонтного завода (ГСРЗ)! Свой 10-летний юбилей заводчане праздновали в новом заводском Доме культуры (ДК). Директором был назначен Гаврилович Людвиг Иванович — бывший председатель завкома Гайдамакского СРЗ.
В ДК был зрительный зал с балконом на 370 мест, где регулярно демонстрировались кинофильмы. Танцевальные вечера проходили в фойе. На втором этаже была оборудована радиорубка, откуда транслировалась танцевальная музыка в фойе. Аппаратура была установлена судовая, очень мощная. Когда трансляцию включали на посёлок, то слышно было в самых удалённых местах посёлка. Библиотека на втором этаже занимала три комнаты: абонемент, читальный зал и книгохранилище.
В помещении, где сейчас танцевальный зал — был буфет. Отапливался ДК собственной котельной, которая находилась в подвальном помещении, поэтому в ДК всегда было тепло. Работала гардеробная, и на второй этаж в верхней одежде не пускали.
Заведовала библиотекой Мария Дмитриевна Илларионова, а в 1969 году стала заведующей Анна Ивановна Сметанина, библиотекарем Тамара Вениаминовна Васютина. Перевели библиотеку в другое помещение уже в 1980 году, так как не хватало места для занятий творческих коллективов.
Ещё до сдачи клуба в эксплуатацию в посёлке уже была художественная самодеятельность. Гармонист и балалаечник — Иван Матвеевич Исаченко, баянисты — Иван Курдюков и Иван Рязанцев, местные артисты — Тамара Тарасова (Панова), Валентина Карпова, Борис Карасёв, а также другие ребята и девчата той поры. Когда строился Дом культуры, они по лесам взбирались на 2-й этаж и там репетировали. Иван Матвеевич Исаченко вспоминает, как они ходили выступать в п. Анна. Вот именно, х о д и л и пешком. Каждый нёс свой реквизит. После концерта проделывали обратный путь.
Когда в 1961 году первый директор клуба Гаврилович ушёл на пенсию, на его место назначили Бориса Карасёва, который трудился в этой должности до 1968 года. Он создал драматический кружок, которым сам и руководил. Говорят, что был в те годы и хор. Но кто им руководил, сейчас уже неизвестно.
В 1965 году Виктор Фильен, заводской токарь, организовал вокально-инструментальный ансамбль. Талантливый парень был. Сам партитуру для каждого инструмента расписывал. Тогда Интернета не было, песни разучивали с нот или пластинок. После выхода песни в кино или по радио Виктор Иосифович записывал песню на ленточный магнитофон, потом перекладывал на ноты и писал партитуру для каждого инструмента. Благодаря его труду на сцене ДК всегда звучали новые песни.
Были у ВИА свои солисты и солистки: Герман Губанов — баритон, Вячеслав Березовский — тенор, Зоя Голофаева (Закирова), Людмила Фильен, Лариса Налимова, сёстры Нина и Вера Ивантей. Этот ансамбль неоднократно занимал призовые места в городских и краевых конкурсах художественной самоде¬ятельности.
Кроме того, Виктор Иосифович со¬здал духовой оркестр. Правда, неболь¬шой, но на торжественных заводских вечерах всегда звучали Гимн СССР, туш, марши. Участвовал оркестр и в празд¬ничных демонстрациях.
Когда в декабре 1968 года я была принята на должность директора Дома культуры, то встретила меня именно эта дружная команда. Больше никаких кружков не было. Но с этим коллекти¬вом мы выступали на всех празднич¬ных мероприятиях, ездили с концерта-ми в ближние и дальние сёла и посёлки, даже в Смоляниново.
Завод тогда шефствовал над воинс¬кой танковой частью, и в день танкиста ежегодно мы поздравляли воинов с их праздником. С нами, как полагалось, ездили начальник отдела кадров завода Владимир Трофимович Шаров и началь¬ник второго отдела Виктор Петрович Махонин.
Директором Гайдамакского судо¬ремонтного завода в те годы был Иван Петрович Мартыненко. Не могу сказать, что Дому культуры не оказывалось ни¬какой помощи, конечно, проводились косметические ремонты здания, но всё-таки часто приходилось слышать фразу: "Для меня самое главное — производс¬тво". Со своей стороны он был прав, но тот, кто работает в культуре знает, как трудно обходиться без помощи ад-министрации.
Тем не менее, в ДК стали создаваться кружки художественной самодеятель¬ности. В 1969 году я организовала во¬кальную группу из 8 девушек: Зоя Голо¬фаева, Раиса Торопкова, Людмила Фи¬льен, Мария Гончарова, Зоя Терещенко, Алевтина Пак, Антонина Курдюкова, Екатерина Тарасова. А в 1970 году мы заняли второе место в краевом смот¬ре в г. Владивостоке.
В 1970 году Владлен Зак, балетмей¬стер из Ленинграда, волею судьбы ока¬завшийся в нашем посёлке на строитель¬стве нового завода, организовал студию бального танца. Этот коллектив имел потрясающий успех в посёлке и за его пределами. В краевом смотре художес¬твенной самодеятельности 1972 году этот коллектив получил диплом I сте¬пени и право принять участие в смотре коллективов зоны Дальнего Востока и Сибири в г. Хабаровске. К сожалению, администрация ГСРЗ не выделила денег на эту поездку.
В 1973 году вокальный дуэт Нонна Щербинина и Любовь Доколенко, полу¬чили диплом I степени на краевом кон¬курсе за исполнение песни Раймонда Паулса "Синий лён". Так что, наш ДК почти ежегодно заявлял о себе в крае.
Необходимо сказать и о детской работе. Нина Николаевна Ермолаева, заведующая детским сектором, была в одном лице и ба¬янистом-аккомпаниатором, и балетмейсте¬ром, и хормейстером. А также ставила с де¬тьми сценки, пьески, ходила в походы. В то время не принято было проводить детские смотры с выездом в Находку или Владивос¬ток. Бывало, приезжало жюри, и смотр проходил на местах. Наши детские кол¬лективы неоднократно получали почёт¬ные грамоты и призы.
Был кружок балалаечников, который вёл Юзеф Полец, детский кукольный театр вела Людмила Николаевна Чекушкина.
В те же 70-е годы сформировался хор. Основу составили работницы се¬тепосадочного цеха рыболовецкого кол¬хоза "Тихий Океан". Руководила хором я сама, аккомпанировал на аккордеоне Олег Петрович Рыжков.
В 1976 году директором Гайдамакс¬кого СРЗ стал Олег Яковлевич Киселёв. Прежде он был лидером профсоюзной организации на Приморском судоремон¬тном заводе.
По долгу службы он контролировал все сферы жизнедеятельности предпри¬ятия, а также культурно-просветитель¬ную работу. Помню, мы готовились к ве¬черу чествования победителей соцсорев¬нования заводчан по итогам года. Я, как всегда, написала сценарий, и вдруг мне звонит секретарь, явиться со сценарием к директору.
Я о-очень удивилась. Такого никогда прежде не было. С тех пор так и пове¬лось: все сценарии директор прочитывал и корректировал сам. При этом не только проверял правильность сведений о лю¬дях, достижениях завода, но и мог под¬сказать что-то новое, ценное, что могло сделать вечер более интересным.
Постепенно стало увеличиваться ко¬личество заводских мероприятий. Чест¬вовали людей не только по итогам года, но и юбиляров, трудовые династии заво¬да, проводить конкурсы на звание спе¬циалиста "Золотые руки". В выходные дни проводить старты "Папа, мама, я — спортивная семья". Был организован клуб выходного дня. Выезжали на приро¬ду семьями, коллективами, и там прово¬дили соревнования то по рыбной ловле, то по стрельбе, то лыжные забеги устра¬ивали, то старые русские игры проводи¬ли (городки, лапта, 3-й лишний).
Параллельно развивалась и художес¬твенная самодеятельность. Когда про¬фсоюзную организацию возглавила Та¬мара Михайловна Панова, то они с Оле¬гом Яковлевичем ввели в соцобязательс¬тва пункт, обязательный для всех цехов и отделов — участие в художественной самодеятельности. И стали проводить цеховые конкурсы. Вот тогда-то и появи¬лись у нас хоры в каждом цехе, в каждом отделе, в детских садах.
Этот всплеск пришёлся на 80-е годы. После выступлений в цеховой само¬деятельности многие "заражались" творчеством и оставались в клубных кружках. Вот тогда и появился у нас театр эстрадных миниатюр, в котором занималось десять заводских мужчин и пять женщин. Это дало возможность проводить вечера юмора "Первый ап¬рель — никому не верь", ставить спек¬такли. В них принимали участие самые активные и талантливые наши артисты: Алексей Городилов, Александр Шаля¬гин, Сергей Налимов, Александр Алек-сандрович, Александр Баукин и другие. Все артисты обладали несомненным та¬лантом и природным чувством юмора.
В эти же годы начинают активно внедряться новые праздники и обряды: праздники улиц, торжественные брако¬сочетания и регистрация новорождён¬ных, торжественные проводы молодых рабочих завода в армию, вручение пас¬портов и др. А тут ещё объявили борьбу за трезвый образ жизни. Вот и провели мы вечер "Суд над злодейкой сороког-радусной", даже трезвую свадьбу про¬вели. Правда, говорят, что после тор¬жества, все участники всё-таки продол¬жили празднество по русскому обычаю в другом месте.
Вот так кипела и бурлила жизнь посёлка, а в роли авангарда были за¬водчане.
Правда, некоторые заводчане вор¬чали, когда их вытаскивали на сцену ради выполнения соцобязательств, но таких было меньшинство, да и они теперь вспоминают то время, как самое интересное.
Надо сказать о руководителях твор¬ческих коллективов того времени.
Александр Никитович Баукин — сле¬сарь ГСРЗ, руководитель духового ор¬кестра. В нём занималось 22–25 человек, от мала до велика. Одни уходили в ар¬мию, другие возвращались со службы и снова приходили в оркестр. Оркестр был участником всех наших мероприя¬тий. Он звучал в посёлке на субботни¬ках, на праздничных демонстрациях, на праздниках улиц, на встречах рыбаков из путины, на агитплощадке и просто на крыльце Дома культуры. Ему была посвящена передача краевого телевиде¬ния. Кроме того А. Н. Баукин органи¬зовал шумовой оркестр, который занял первое место в краевом конкурсе.
Зинаида Семёновна Климовская, ин¬женер-технолог ГСРЗ, руководила тан¬цевальным коллективом "Радуга", ста¬вила танцы народов мира, которые явля¬лись украшением концертных программ и занимали призовые места в городских и краевых конкурсах.
Евгения Михайловна Ширяева, худо¬жественный руководитель Дома культу¬ры, организовала агитбригаду, которая выступала как на сцене ДК, так и в бли¬жайших посёлках и сёлах, летом выез¬жала на полевые станы.
В 1986 году у нас появился постоян¬ный руководитель хора — Ирина Влади¬мировна Калинина. Она и дала хору имя "Русская песня". Они неразлучны до сих пор. Хор — участник всех мероприя¬тий ДК, поют на ярмарках, праздниках русской Зимы, на праздниках в честь Дня Победы и др.
Борис Иванович Карасёв — киномеха¬ник. За 22 года совместной работы с ним не могу вспомнить случая недобросо¬вестного отношения к своим обязаннос¬тям. Это обеспечивало качественную ра¬боту киноустановки. Финансовый план выполнялся регулярно. Киноустановка всегда выходила на одно из 3-х призовых мест среди киноустановок г. Находки. А ещё Борис Иванович с большим увлечением занимался в инструментальном ансамбле, играл на бас-гитаре.
Благодаря таким увлечённым работ¬никам, Дом культуры в 1986 году по ито¬гам работы вышел на 1-е место в крае.