В биографии каждого человека есть люди, которые оказывали заметное, подчас решающее, влияние на формирование его характера и мировоззрения. Для многих жителей с. Булгакова таким человеком является Л.П. Русяйкина – учитель истории и обществознания
Родилась Лариса Петровна в Саратове, там окончила школу, затем технический авиационный техникум, но вскоре поняла, что ее призвание - быть педагогом. После окончания педагогического института вышла замуж и приехала с мужем в с. Булгаково. Здесь в течение пяти лет преподавала ученикам русский язык и литературу, а потом, в связи с производственной необходимостью, стала работать учителем истории и обществознания.
- Историю я всегда любила, – говорит Лариса Петровна. – Я считаю, что это важный предмет: без знания истории своего Отечества не вырастишь ни гражданина России, ни патриота. Именно история формирует любовь к родине!
На своих уроках Лариса Петровна старается сформировать у детей умение ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения возникающих проблем, чтобы они имели возможность найти свое место в жизни. Она учит школьников самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, обучает грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения задачи факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы). Решению данных педагогических задач способствует применение на уроках элементов сюжетных игр. К примеру, при изучении истории Средних веков ребята могут выступить в роли судей или защитников Яна Гуса. В старших классах практикуются деловые игры "Выборы в Государственную думу", "Власть и общество" (в форме съезда) и другие.
Важное место на уроках Л.П. Русяйкиной отводится проектной деятельности учащихся: дети самостоятельно выбирают тему, исторический материал, форму представления.
- Не так давно мои ученики готовили проекты по темам "Елизавета Петровна – достойная дочь своего отца...", "Брестский мир – позор или спасение?", "Петр I – гений или злодей?", - рассказывает Лариса Петровна. - Было интересно. Подобный вид обучения формирует у детей умение формулировать цель работы, планировать ее и претворять в жизнь, готовить и предъявлять результаты на уроке.
На уроках истории и обществознания учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, работают по проблемным заданиям с диаграммами, картами, таблицами.
Вне уроков ученики старших классов выполняют исследовательскую работу "История Великой Отечественной войны в истории моей семьи". Дети 5-8 классов с большим удовольствием пишут мини-сочинения "Летопись моей семьи", "Современная школа и школа моих родителей".
А еще Л.П. Русяйкина руководит школьным музеем боевой и трудовой славы:
- Школьной комнатой боевой и трудовой славы я руковожу с 2009 года. В результате бесед учеников с родственниками участников и очевидцев исторических событий собран интересный материал: фотографии, благодарственные письма и грамоты, награды (ордена и медали), фляжки, красноармейская книжка и другое. Основным направлением нашей поисковой деятельности является сбор данных о наших земляках: ветеранах войны и труда, знаменитых булгаковцах и людях труда, живущих рядом с нами.
Ученики Л.П. Русяйкиной принимают участие в предметных олимпиадах, различных конкурсах по истории. Часто занимают призовые места.
Не просто вложить в детей премудрости наук. Еще труднее научить их учиться – впитывать знания с желанием, любознательно добывать их из книг и из жизни. А ведь открывая ребенку мир, учитель учит его жить в этом мире. К этому и стремится педагог Л.П. Русяйкина.