В системе воспитания и образования подрастающего поколения ее роль особая. Ведь главная цель школьной библиотеки – научить детей рациональным приёмам работы с книгой, поиску и анализу материала. Работа эта не так уж проста. Накануне Международного дня школьных библиотек нам хочется рассказать о профессионале своего дела, библиотекаре Семилейской средней школы Раисе Владимировне Косовой.
Р.В. Косова работает в школьной библиотеке с 1988 года. Главной ее задачей является хранение и выдача учебной и художественной литературы, помощь в подборке материалов учащимся и учителям. "Фонд классической и детской литературы для читателей находится в открытом доступе, – говорит библиотекарь. – Несмотря на то, что он очень давно не обновлялся, стараюсь подобрать нужный материал, хотя делать это с каждым годом становится все труднее. У нас имеются и научно-популярные, и справочные издания. Выписываем периодику - журналы "Чилисема", "Сятко", есть подшивки районной газеты "Заря", "Известий Мордовии".
Немаловажной частью деятельности школьного библиотекаря является пропаганда книжного чтения. Для того чтобы привлечь учащихся в школьную библиотеку, Раиса Владимировна использует разные формы работы. Среди них оформление книжных выставок к юбилейным и знаменательным датам. "Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу, побеседовать с ребятами, - делится опытом Раиса Владимировна. - Особое внимание - знаменательным датам, писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, изображения памятных мест. Потом эти материалы собираются в отдельные папки и занимают свое место на полке".
Школьная библиотека часто оказывается участником школьных мероприятий, ведь за помощью в их организации сюда обращаются учителя-предметники, классные руководители. Библиотекарь подбирает ученикам литературу для подготовки домашних заданий и внеурочной деятельности, выполняет запросы читателей по подготовке тематических, фактографических и краеведческих справок. Проводит Раиса Владимировна и уроки по формированию библиотечно-библиографических знаний у учеников, чтобы ребята для поиска нужной информации могли пользоваться библиотекой и книгой с минимальной потерей времени. Содержание таких уроков с каждым годом усложняется, тематика расширяется. Так, например, в начальной школе учащиеся знакомятся с элементами книги и правилами выбора книг в библиотеке, а школьники среднего звена изучают структуру книги, учатся пользоваться каталогами и словарями.
С особым удовольствием помогает Раиса Владимировна ученикам в проектной работе.
– Перед тем, как начать работу по проекту необходимо подготовить ребят к восприятию новой информации, заинтересовать их, настроить на принятие нестандартных решений. Ведь, именно этим определяется цель изучения материала. Только собственное желание, заинтересованность в конечном результате делает работу нетягостной, интересной, творческой и, следовательно – эффективной, - рассказывает библиотекарь. - Если не проводить такую работу, ученикам трудно будет реализовать свой проект. Бывает, что детям нужно помочь сформировать отношение к изучаемому материалу, предоставить дополнительную литературу и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. Эта работа нужна для того, чтобы ребята научились оценивать свой труд. Когда ребенок видит результат своего труда, повышается его самооценка, и это вызывает желание развиваться дальше.
Запомнилась Раисе Владимировне встреча с Ю.П. Седовой – внучкой А.У. Эскина, которая передала в дар школьной библиотеке сборники стихов поэта и неизвестные фотографии земляка.
В коллективе школы о Р.В. Косовой отзываются как о хорошем специалисте. Учитель английского языка Н.А. Макарян отмечает: "Человек она ответственный. Там, где Раиса Владимировна, дети всегда чему-то учатся. Она много читает, охотно помогает ребятам, немало ведет и дополнительной работы…" А.А. Фатькина - … продолжает: "Человек она очень хороший. Много работает. Если к ней обратишься, всегда найдет нужный материал. Даже если нет отдельного издания, как например, бывает по родной литературе, найдет произведение в сборнике или альманахе. Очень отзывчивый человек".
Мы поздравляем всех школьных библиотекарей нашего района и желаем успехов в их нелегком труде.