– На окопы! – подумала она, и сердце ее захолодело от предчувствия и ожидания тяжелой работы, от которой все тело слабело, а мышцы не успевали отдохнуть за ночь. Мария вздохнула и поспешила из хаты.
На улице ждал председатель колхоза Иван Самойлов:
– Понимаешь, – сказал он, глядя прямо в глаза Марии, – тут такое дело, дочка, трактора стоят, и некому их даже завести. Ты ведь работала прицепщицей, у тебя получится...
Еще двенадцатилетней девчонкой она пришла в тракторную бригаду. Ее посадили на лошадь, запряженную в косилку, и сказали: "Езжай, с Богом. Лошадь веди прямо, у тебя получится!".
И сейчас председатель настаивал:
– Выручай, Мария! Будешь вместо своего Ивана пахать...
Ивана, мужа своего, Мария проводила на фронт несколько дней назад, едва успев стать ему женой. Из хаты вышла свекровь.
– Что мне делать, маманя? Зовут на трактор, а я боюсь – не получится.
– А ты не терзайся, тут решаться надо!
И Мария решилась. С вечера загадала: если приснится, что что-то дадут, значит, повезет, а если заберут или отнимут – не повезет. Приснился Марии сон: подходит к ней женщина и подает ей каравай хлеба – пышного, румяного. Наутро со спокойной душой отправилась в поле.
Уходящий на фронт тракторист только и успел показать Марии, как заводить трактор и как переключать скорости.
Так всю войну и проработала Мария Стефановна за себя и своего мужа".
В одном из рассказов о Великой Отечественной войне мы прочитали о сельской женщине, которая, заменив ушедшего на фронт мужа, волей судьбы стала трактористкой. Но литературные персонажи – это лишь зеркальные отражения реальных людей, их характеров, поступков. В Кочкуровском районе тоже были женщины, не побоявшиеся взвалить на свои хрупкие плечи мужскую работу.
…4 и 5 июля 1941 г. на всех предприятиях, колхозах, МТС, совхозе и в учреждениях Кочкуровского района проходили митинги и собрания. На митинге в селе Новая Пырма колхозники заявили: "Зарвавшийся враг будет разгромлен нашей Красной Армией, нашим народом. Мы, колхозники, ни один колосок не оставим в поле не подобранным, дадим в первую очередь высококачественное зерно нашему государству…"
Вся тяжесть колхозного труда легла на женщин, стариков и подростков. "Из нашего колхоза "Якстере теште", – вспоминал бывший в годы войны председателем Сергей Иванович Оськин, – на фронт было отправлено 123 лошади. Из тягла на месте оставалось все самое худшее. Но и в такой обстановке надо было управляться со всеми делами: и пахать, и сеять, и убирать".
1 июля 1941 г. бюро Кочкуровского райкома ВКП (б) после проверки вынуждено было констатировать, что в связи с уходом по мобилизации в ряды Красной Армии и Военно-Морского Флота некоторых трактористов, комбайнеров, шоферов и других специалистов сельского хозяйства, МТС механизаторскими кадрами полностью не обеспечена, из 15 комбайнеров имелось только 13, а шоферов не было совсем. До войны дирекция МТС почти не занималась вопросом подготовки кадров из числа женщин, а из 7 обученных женщин-трактористок на тракторе ни одна не работала. Поэтому бюро РК ВКП(б) постановило: "1. Обязать тт. Спиридонова (секретарь парторганизации), Наумкина (директор МТС) и зав. райЗо тов. Суркова немедленно устранить недостатки в подготовке механизаторских кадров МТС и до 4 июля сего года полностью укомплектовать МТС трактористами и комбайнерами, выделив недостающее количество комбайнеров из числа лучших трактористов. Одновременно укомплектовать курсы трактористов МТС в количестве 50 человек – на 90% из числа женщин… 2. Обязать секретарей первичных парторганизаций и председателей колхозов немедленно выполнить разнарядку МТС по подбору и посылке на курсы по подготовке трактористов, комбайнеров и других специалистов женщин и девушек и обеспечить их продуктами питания".
Вместо ушедших на фронт мужчин на трактора сели женщины. За годы войны они доказали, что женщина-эрзянка работает не хуже мужчины, а иногда даже лучше. К примеру, в 1943 году М.А. Барашкина, из Кочкуровской МТС, на тракторе СХТЗ при норме 157 га план перевыполнила на 206 га и сумела сэкономить 200 кг горючего.
- Я работала на колесном тракторе ХТЗ. Трактор этот был без кабины, с железным сиденьем и с большими железными колесами, – рассказывала М.С. Кудашкина, также трудившаяся в годы войны трактористкой. – И ремонтировали технику сами, без всякой помощи. Заводили вручную. Порой крутишь-крутишь, а он не заводится, хоть плачь! Мы же молодыми женщинами были, а выполняли мужскую работу. Работать приходилось по 15-16 часов. Если трактор выйдет из строя, наказывали. При поломке трактора детали до МТС носили в мешках на себе, иногда за 12-15 километров, а зачастую и в Рузаевку за ними сами ездили. Трактора были без фар, а на них пахали днем и ночью. Было указание, что техника должна работать круглосуточно, поэтому работали в две смены, каждая - по 12 часов. Едешь и не знаешь, в какую яму, овраг попадешь в темноте. За работу с нас строго спрашивали: линейкой измеряли глубину вспашки, а если что не так, заставляли перепахивать. Если случалось, что поля были вспаханы неглубоко, в силу отсутствия регулировки плуга, тогда у некоторых трактористок снижали расход горючего. Заставляли заново перепахивать эти поля, а за потраченное на эту работу горючее взимали плату с трактористок. В случае повторения нарушений, а также за самовольный уход с работы трактористку могли привлечь к ответственности. Плугарем со мной работал брат Федор. Работали, а деньги не получали. Лапти не на что было даже купить. Зерно молотишь-молотишь, а хлеба не дадут. Приходилось в разных селах работать, в некоторых кормили хорошо...
О тяжелом труде в военное время сохранились воспоминания А.М. Жулюбкиной:
– На гусеничном тракторе я начала работать в 1941 году. Было трудно, но мне нравилось... Когда училась, экзамены лучше всех сдавала. Тогда у меня были волосы длинные. Однажды косы закрутило в карданный вал и вырвало с корнем. Они потом очень долго не росли. Так как трактора часто ломались, приходилось ездить на поезде за нужными деталями в Рузаевку или в Саранск. В основном, ехали на подножке поезда. Сырые портянки примерзали к ногам, а потом приходилось отдирать их с ног. Почему на подножке? Потому что денег не было, не на что было купить билет. А чтобы контролеры не оштрафовали нас, часто мы вынуждены были от них убегать.
Война показала характер, духовную силу советских людей. В суровое военное время они готовы были на любые жертвы и лишения во имя Победы, во имя Жизни...
ФОТО
Весенняя вспашка земли.
Ремонт трактора своими силами.