Когда весна придет - не знаю,
Пройдут дожди, сойдут снега,
Но ты мне улица родная
И в непогоду дорога…
Это история поколений семей, живущих там, это люди – разные, непохожие и в то же время обладающие духовным единством. Сегодня наш рассказ об улице Нагорная села Семилей и ее замечательных жителях.
Из истории улицы
Семилейское поселение возникло в позднее средневековье как земледельческо-скотоводческий поселок. Отсутствие каких-либо свидетельств и археологических раскопок не позволяет в точности обрисовать то, что тогда представляло собой это селение. Чуть больше сведений о нем в исторических документах второй половины XVIII века. Так, по карте 1789 года легко угадываются очертания нынешнего села, к тому же к этому времени оно уже имело уличную систему. По плану видно, что улица Нагорная в то время существовала и ограничивалась западной частью современной улицы (по "четной" стороне, примерно, до дома №56 и по "нечетной" - до №33). Планировка улицы диктовалась указом Петра I от 7 августа 1722 г., в котором во избежание пожаров рекомендуется "дворы отмеряй не по прежнему обыкновению – узкими и тесными, но сделай их шириною сажен по 8-и или по 10-и. Вместе строй только по два двора, гнездами. Потом, отступя от тех дворов сажен 12 или и больше, поставь другие два двора и паки и от тех дворов такое же число отступя, поставь два двора". Таким образом, на одной стороне улицы были избы, а напротив них, через неширокий проезд, стояли амбары и подвалы-землянки, служащие для хранения хлеба и всевозможного добра.
К середине XIX в., судя по карте Мендэ, которая составлялась с 1849 по 1866 гг., улица Нагорная приросла несколькими домами в восточном направлении: промежуток между домами под №№ 56-64 чётного ряда и тремя-четырьмя домами нечётного ряда.
Когда улица была достроена до современных пределов – доподлинно неизвестно. Можно лишь предположить, что вторая часть двусторонней улицы застраивалась в течение первой четверти ХХ в., что связано с участившимися разделами больших семей с выделением женатых сыновей со строительством на окраинах селений новых жилищ.
Сельская школа
Именно на Нагорной улице расположена сельская школа. Ее здание, рассчитанное на 464 ученика, было воздвигнуто в 1979 году. Строение кирпичное, имеется индивидуальная газовая котельная. Школа входит в число лучших общеобразовательных учреждений республики. Высокую оценку ее работе дал Дмитрий Анатольевич Медведев, побывавший здесь во время своего визита в 2006 году. Вице-премьер присутствовал на уроке эрзянского языка в одном из младших классов, затем посетил компьютерный класс, где проходил урок информатики. Занятие вел Александр Васильевич Кудашкин, личное хозяйство которого вице-премьер посетил ранее.
Современное материально-техническое обеспечение школы позволяет в полной мере реализовывать образовательные программы. В школе оборудовано 12 учебных кабинетов (4 из них оснащены современной мультимедийной техникой), в том числе: лаборатории по физике и химии, компьютерный класс, мастерская, а также сенсорная комната для психологической разгрузки детей. На первом этаже школы оборудован спортивный зал, столовая и пищеблок. На втором этаже – актовый зал.
В настоящее время в Семилейской школе обучаются 150 учеников, большинство из которых проживают на территории Семилейского сельского поселения, остальные - в близлежащих селах: Старые и Новые Турдаки, Воеводское, пос. Красномайский.
Призвание учить детей
Среди жителей Нагорной улицы много хороших, трудолюбивых людей. Более 25 лет учит семилейских ребятишек Наталья Ивановна Позднякова, сочетающая в своей педагогической практике знания по филологии и по-настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников. Про таких людей говорят, что они работают "с огоньком", отдавая делу всего себя…
– Стать учителем русского языка и литературы я решила еще в старших классах школы, – говорит Наталья Ивановна. – Это решение я приняла благодаря моей учительнице Валентине Васильевне Буровой, которая открыла для меня удивительный мир художественной литературы, привила любовь к русскому языку. После окончания Кочелаевской средней школы Ковылкинского района я, не задумываясь, поступила на филологический факультет педагогического института имени Макара Евсевьева. В августе 1993 года пришла работать в Семилейскую школу заместителем директора по воспитательной работе. Мне дали четыре часа русского языка и два – литературы. Филология для меня всё, и в иной профессии я себя не вижу. А еще мне очень нравится школьная жизнь, общение с детьми.
Максим Горький как-то сказал, что в душе каждого ребенка есть невидимые струны, и если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Эти струны умеет находить Н.И. Позднякова в каждом ребенке. Она отдает им свою душу и сердце, не жалея для работы с ними сил и времени. Замечательный педагог, подлинный мастер своего дела, она помогает ученикам найти свое место в жизни. Так, ее ученица Татьяна Селигина закончила филологический факультет педагогического института, Александра Хаперскова закончила факультет журналистики и работает по профессии, Вера Ульянкина - студентка мордовского отделения филологического факультета.
У учителя Поздняковой есть увлечение, которому она готова отдавать все свое свободное время. Она очень любит цветы. Но не срезанные, в букетах, а живые, радующие глаз своей неповторимой красотой. Ее дом украшают комнатные цветы: герани, фиалки, глоксинии, а едва первые весенние лучи солнца прогревают землю, на приусадебном участке распускаются цветы садовые.
Интеллигентность, интеллект, способность тонко чувствовать человека и ситуацию, уважение к личности, умение самый маленький росточек способностей превратить в урожай успеха – разве этого мало, для хорошего учителя?
Водитель школьного автобуса
С тех пор, как в школах стали учиться ребята из соседних сел, появилась новая профессия - водитель школьного автобуса. Его задача - каждое утро в любую погоду доставить школьников в школу.
К водителю школьного автобуса особые требования: стаж не менее трех лет и ни одного "залета" в течение года. Если нарушил ПДД даже на личном авто, считай, лишился работы.
…С Сергеем Николаевичем Литяйкиным мы встретились утром. Перед выходом в рейс он тщательно осматривает всю машину:
– Каждый выезд с этого начинается. Вожу детей, поэтому внимание к техническому состоянию автобуса самое пристальное, все должно работать, как часы.
На часах 8.00 утра. "Сергей Николаевич, можем трогаться", – произносит сопровождающий педагог Р.В. Косова, и школьный автобус едет по маршруту Новые Турдаки – пос. Ст. Воеводское.
– Мне очень нравится моя работа, - говорит С.Н. Литяйкин. - Конечно, возить детей большая ответственность. Трудности чаще всего возникают зимой, когда из-за мороза трудно заводится двигатель, разряжается за ночь аккумулятор, а метель и гололёд требуют особой осторожности и внимания. Свой маршрут знаю назубок – каждую ямку и ухаб. Но бдительность, при этом, ни в коем случае терять нельзя.
В Семилейской школе водителя С.Н. Литяйкина ценят за профессионализм, а дети от него просто в восторге. Все уверены, что каждое утро школьный автобус вовремя будет на остановке, и ни один ребенок в школу не опоздает.
Многодетная семья Митякиных
Дом семьи Митякиных ни чем не отличается от всех остальных домов по улице Нагорная. Лишь войдя внутрь и увидев вешалку, понимаешь, что в доме живет многодетная семья: в строгом порядке здесь разместилась верхняя одежда от детского комбинезона до "папиной" куртки.
Екатерина Митякина – многодетная мама: спокойная и улыбчивая, на проказничающих малышей голос не повышает и не ссылается на катастрофическую нехватку времени. Она - хозяйка, на которой держится дом, и, безусловно, центр семьи.
Знакомимся с Митякиными-младшими. Старший Максим учится в четвертом классе. Он любит математику, русский язык, физкультуру, посещает туристический клуб "Кеды". Средняя дочь Василиса - второклассница. Обожает рисовать, делать поделки, а еще - первая мамина помощница, присматривает за неугомонным трехлетним младшим братом Антоном, который с присущим его возрасту любопытством активно изучает окружающий мир: ему все интересно и до всего есть дело. В общем, дети как дети, у каждого свой характер, свои интересы. Они такие разные, но каждому хочется материнского тепла и ласки.
Скучать Екатерине некогда. Ежедневно надо переделать уйму дел, а дети нуждаются в непрерывном внимании. Каждого нужно накормить, одеть, помочь с уроками, спать уложить. Но для мамы нет большего счастья, чем заботиться о детях. И профессия Екатерины тоже связана с детьми – она работает помощником воспитателя в Семилейском детском саду "Цягадайка". У ее мужа Андрея не менее благородная профессия. Трудится он в ООО "Норовстрой" строителем.
В повседневной жизни Андрей и Екатерина Митякины привыкли рассчитывать на собственные силы. Они не ждут помощи со стороны, привыкли сами обеспечивать своим детям достойную жизнь. Рядом с домом солидный огород, а собственноручно выращенный урожай – хорошее подспорье для семьи. Да и дети привыкают к тому, что труд – важная часть человеческой жизни, путь к достатку и самоуважению.
Быть многодетными родителями – редкий дар. Разве что-нибудь сравнится с ощущением счастья, которое возникает, когда тебя обнимают сразу три пары детских рук? Мама троих детей уверена, что быть счастливой без детей невозможно. Себя она считает счастливым человеком.
История улицы Нагорная села Семилей чрезвычайно интересна. Пройдитесь по ней, вглядитесь в их облик домов, которые с каждым годом преображаются, всмотритесь в лица сельчан, своим трудом преумножающих богатство, славу родного края и вы поймете, что рядом с вами дышит само время.