Маленькая девочка Рая лежит под теплым тулупом на печке и слушает, как бабушка рассказывает сказки. Воображение ребенка рисует дальние страны, девушек-красавиц и могучих богатырей, замысловатые картинки к старинным легендам. Сказок бабушка Наталья, или как дети ее звали – Наталь баба, знала много...
Прошло время, девочка выросла и стала известным человеком. Раису Борисовну Щанкину - писателя, руководителя колоритного фольклорно-этнографического ансамбля "Ламзурь" и общественной организации "Союз эрзянских женщин "Литова" - знают во всех уголках Мордовии. В своих книгах на эрзянском языке она рассказывает о родном селе Сабаево, о земляках и о ней, любимой бабушке Наталье (рассказ "Ёвкс, кона прядовсь").
Как упоительно гулять по родным и до боли знакомым окрестностям и слушать голоса родной природы, шелест листьев, птичьи песни, звонкий бег широкой Суры и мелодичность быстроводной речушки Сеняш. Героиня нашей статьи любит свою малую родину, страну детства, где полноводная Сура – река отцов и дедов, река-кормилица, шумом волн живительной воды воскрешает в памяти задушевные, с самого детства знакомые эрзянские мелодии, а чернеющий вековой лес, который окружает старинное село Сабаево, пробуждает в памяти давно ушедшие в прошлое события. Здесь, по берегам рек, по лесным неприметным тропинкам, по широким улицам Сабаева бежало детство Раисы Щанкиной.
– Беззаботными мое детство и юность не назовешь, – вспоминает Раиса Борисовна. – Мы жили очень бедно. Наша большая семья жила в доме с одной избой и соломенной крышей. Детям, а нас было пятеро, приходилось спать на печи и на полатях. Взрослые вставали рано. Летом свист пастушеского хлыста в половине пятого утра созывал стадо на пастбище, чтобы до появления слепней коровы успели насытиться росной травой. С утра пораньше спешили в луга косцы. Нам тоже не давали залеживаться в постели: до жары надо было набрать ягод и грибов в лесу. Детей вообще не баловали, считались с нами, как со взрослыми. Труд для нас не считался наказаньем, это было нормой жизни. Денег никогда ни на что мы у родителей не клянчили, потому что знали, какой ценой они им доставались. Мы были участниками трудовых будней: пололи, ворошили и сгребали сено. У каждого были обязанности по дому: натаскать из колодца воды, дров для печи, летом еще и огород полить, грядки прополоть… Да мало ли дел в селе? Кроме этого, успевали еще делать уроки. Самостоятельность в детях воспитывалась с малолетства, поэтому и в учебе нас никто не контролировал, родители доверяли нам, знали, что мы их не подведем. И мы старались, чтобы им не было стыдно за нас на родительских собраниях.
Большое удовольствие юной Раисе доставляло слушать свою бабушку Наталью. Лежа на теплой печи, внимала она завораживающую своей мелодичностью родную эрзянскую речь. Бабушка рассказывала мудрые сказки, поучительные легенды о стародавней жизни сабаевцев, об обрядах, уходящих в прошлое, пела. Раиса как-то стразу поняла, что жизнь ее навсегда связана с эрзянской речью, мордовской культурой. Но тогда она была обычной девочкой, отличницей из Сабаевской школы.
– Любовь к учебе мне привили учителя, - продолжает свой рассказ Раиса Щанкина. – Особенно благодарна учительнице русского языка и литературы Софье Ивановне Супониной. Для меня она была второй матерью. Помогала во всем. И не только в учебе, но и в трудные моменты жизни. Это она настояла, чтобы меня направили во Всероссийский лагерь "Орленок". Желающих туда поехать было много, многие - дети "больших" начальников, но Софье Ивановне удалось добиться своего. Для меня это было счастьем. После лагеря я словно переродилась: стала активной участницей общественной жизни школы. Меня даже избрали секретарем комсомольской организации.
После школы Раиса решила поступать на филологический факультет Мордовского государственного университета.
– Из-за сложного финансового положения учиться я стала на заочном отделении, - продолжает Раиса Борисовна. - Денег не было даже на оплату проживания на квартире во время сдачи экзаменов. Мне пришлось уехать в Куйбышев (ныне Самара), где я проработала на авиационном заводе несколько месяцев, надеясь, что заработаю деньги и буду учиться очно. Увы, больших денег я не заработала, а потому продолжила учебу в вузе заочно.
В это же время Р.Б. Щанкина стала работать машинисткой в республиканской газете "Эрзянь правда". Набор текстов репортажей, статей, очерков способствовал практическому освоению публицистического стиля. Постепенно Раиса Щанкина и сама начала публиковаться в газете. Важную роль в становлении молодого журналиста сыграл народный писатель и поэт Мордовии В.К. Радаев.
– По желанию Василия Кузьмича Радаева подстрочники моих произведений были направлены в Московский литературный институт, - говорит Раиса Борисовна. - Я прошла творческий конкурс, который считался самым основным, получила письменный вызов. Но семейные обстоятельства не дали мне поехать учиться в Москву.
В те годы в газете действовало литературное объединение молодых авторов. Сотрудники редакции не раз видели, что, улучив свободную минутку, она писала рассказы на краю рабочего стола, большую часть которого занимала неподъемная печатная машинка. Кто-то убегал в обеденный перерыв по магазинам, а она писала рассказы, в основу которых ложились судьбы сабаевских жителей, красота и мощь родной природы, неувядающая культура эрзян… Через некоторое время была издана книжка с публикациями участников объединения, были там и сочинения Раисы Борисовны.
В 2008 году вышла ее книга "Эрьванть эсензэ тештезэ" ("У каждого своя звезда"), в который в числе прочих были опубликованы и первые рассказы.
Ничего в жизни даром не проходит, и годы, проведенные в "Эрзянь правде", сформировали хорошего журналиста со своей тематикой публикаций, со страстным словом, присущим ее горячему характеру. Тридцать лет она посвятила газете "Эрзянь правда"…
Однако творческие интересы Раисы Борисовны не ограничиваются только журналистикой. Было это в начале 1990-х годов. В одном из районов проводился семинар национальной направленности. И когда разговор зашел об эрзянских песнях, оказалось, что молодежь совершенно их не знает, да и старые люди стали забывать. И тогда Раиса Борисовна горячо взялась за создание общественной организации, которая бы вела культурно-просветительную работу во всех районах Мордовии, а также в местах компактного проживания мордовской диаспоры. Так в 1997 году появился "Союз эрзянских женщин "Литова", который Р.Б. Щанкина возглавляет вот уже 21 год.
В 2007 году Раиса Борисовна стала работать в Поволжском центре культур финно-угорских народов, она - начальник отдела сохранения культурного наследия финно-угорских народов. Но работа в Центре не помешала творчеству. В 2012 году у Р.Б. Щанкиной вышли замечательные книги о родном языке. За свои заслуги в национальном движении и за активное творчество она удостоена звания "Заслуженный работник культуры Республики Мордовия"
Еще одна "пламенная страсть" Раисы Щанкиной - народный коллектив художественной самодеятельности, фольклорно-этнографический ансамбль "Ламзурь". Основан он был в марте 1994 года известной эрзянской поэтессой Раисой Степановной Кемайкиной. В 1996 году руководителем коллектива стала Раиса Борисовна. Участницы ансамбля занимаются собиранием не только эрзянского, мокшанского фольклора, но и песен других финно-угорских народов. Женщины с большим удовольствием исполняют национальные песни перед горожанами и сельчанами на всевозможных мероприятиях разного уровня, разыгрывают перед зрителями сценические постановки мордовских обрядов, игр, за что заслуженно награждаются бурными аплодисментами.
Репертуар ансамбля широкий. Звонкими и красивыми голосами участницы коллектива исполняют как старинные, так и современные песни. Завоевав широкую популярность, ансамбль "Ламзурь" на лаврах не почивает – женщины разучивают новые песни, ищут этнографический материал для сценических постановок, для чего постоянно выезжают в села Мордовии, Пензенской, Ульяновской, Самарской, Саратовской областей, в Татарстан, Башкортостан и в другие регионы. Они проводят праздники, посвященные календарно-земледельческим датам, многие из мероприятий стали традиционными: "Норовавань чи" ("День урожая"), "Тундонь ильтямот" ("Проводы весны"), "Роштовань кудо" ("Рождественский дом"), "Ведявань налксемат" ("Игры Ведявы"), "Прякань чи" ("Праздник пирога"), "Пангонь чи" ("Праздник грибов") и др.
Особо следует отметить, что в составе ансамбля "Ламзурь" присутствуют женщины разных возрастов и профессий, не имеющие музыкального образования. Вместе их объединяет любовь к национальной мордовский культуре, песне, родному языку.
Раиса Борисовна Щанкина в выборе своего жизненного пути не ошиблась и верна ему по сегодняшний день. Она полна планов, задумок, идей по сохранению и популяризации культуры мордовского народа.
На фото ансамбль "Ламзурь". 2015 год.