Историк-краевед Иван Потапкин известен нашему читателю очерками, в которых он обращается к жизни эрзян, начиная от средних веков и до наших дней, рассказывает об истории создания сёл нынешнего Кочкуровского района.
Свои изыскания о распространении на территории района православия автор систематизировал в книге "Православная церковь в Кочкуровском районе Республики Мордовия", изданной в 2018 году. На минувшей неделе увидела свет вторая книга автора "Обряды жизненного цикла эрзян Кочкуровского района Республики Мордовия".
Монография, посвященная семейным обрядам эрзян Кочкуровского района, сразу же вызвала большой интерес у любителей истории родного края.
– Так уж случилось, что моя первая книга заканчивается разбором мордовских традиций православных праздников нашего района. Было очевидно, что рассказ необходимо продолжить, ведь без описания семейных обрядов образ кочкуровских эрзян будет далеко не полон. Однако на начальном этапе работы фактического и сравнительного материала было мало, так как необходимо не просто описать обряд, а проследить его развитие и, в идеале, датировать его появление. Положение изменилось, когда в Центральном государственном архиве Республики Мордовия мне попались черновые записи известного ученого Макара Евсевьевича Евсевьева. В семи толстых тетрадях он подробно описал форму обрядов, совершаемых нашими предками при рождении ребенка, браке и смерти человека, датируемых концом XIX – началом ХХ века.
Мне хотелось рассказать читателю о том, какой смысл вкладывали наши предки в семейные обряды, показать их духовный мир. Если сейчас в силу нашей консервативности, приверженности традиционному укладу мы совершаем те или иные обряды, не зная их содержания, то, скажем, в XIX веке это была важная часть жизненного уклада общества. За соблюдением традиций тщательно следили односельчане, так как по религиозным представлениям мордвы от неправильно совершенного обряда могло пострадать всё село.
Исследование некоторых обрядов принесло немало "сюрпризов". Оказалось, что обряды имеют разную структуру: если обряды, связанные с рождением ребенка, представляют собой целостную структуру, то обряды брака и похоронно-поминальный культ представляют собой, своего рода, слоеный "пирог". Чем ниже "корж", тем он древнее. Каждый из "слоев" сложился в определенную историческую эпоху, и отражает чаяния и веру наших предков. Новые верования и традиции не вытесняли старые, а дополняли их, в чем-то даже усложняя. В результате выяснилось, что одни обряды сложились в XVIII-XIX веке, другие в средние века, когда в обществе происходили кардинальные перемены в социально-политической сфере, а третьи имеют корни даже в позднем каменном веке.
Конечно, существует немало исследований по культуре эрзи, в особенности семейных обрядов, но моя книга отличается тем, что в ее основу положен этнографический материал, собранный в селах современного Кочкуровского района. Со свадебными обрядами таких населенных пунктов, как Качелай, Мордовское Давыдово, Сабаево и Новая Пырма, записанными Макаром Евсевьевым, читатели могут ознакомиться только в моей книге.
Думаю, что каждый читатель найдет в моей книге что-то интересное для себя: рядовой читатель узнает об обрядах, которые ныне уже не совершаются, интересующимся историей увлекательной покажется эволюция семейных обрядов на протяжении длительного времени. Открытий и увлекательных путешествий в мир эрзянских обрядов хватит каждому.