Владимир Викторович родился в городе Краснослободске. Едва успел поступить в первый класс, как отца направили в Кострому работать механиком на заводе "Техмаш". Спустя некоторое время семья вернулась в Мордовию.
– В 1964 году, когда мне было двенадцать лет, обменяли мы квартиру в Костроме на квартиру в Саранске. Жили на Светотехстрое, – вспоминает Владимир Викторович. – В этом районе тогда было всего около восемнадцати домов. Бывало, идем с товарищем от Гражданской (ныне проспект Ленина) к железнодорожному вокзалу и заключим спор: грузовая машина проедет - я тебе щелбан, легковая - ты мне. Но пока до вокзала дойдем, так ни разу друг друга по лбу и не щелкнем. Пройдет один автобус "тройка", да один "единичка". Вот такое движение было в то время.
Действительно, автомобилей в то время было совсем мало, а люди передвигались по городу, в основном, на общественном транспорте и пешком. А о тех самых "пробках" на дорогах, так знакомых современных автомобилистам, даже не слышали…
– В шестьдесят пятом году с родителями вернулись в родной город. В Краснослободской школе окончил семь классов, а с восьмого по десятый класс учился в школе №5 Саранска. В марте 1970 года окончил Лямбирскую автошколу, получил права. Так и начался мой профессиональный путь. Восьмого июня мне исполнилось восемнадцать лет, и я устроился в грузовое АТП №2, а четвертого июля уже выехал в дальний рейс. В то время отец на предприятии работал завгаром. Он меня доверил опытным водителям Виктору Степановичу Сорокину и Алексею Манжукникову. На трех грузовых автомобилях "ЗИЛ" мы должны были везти ремни на комбайны с завода "Резинотехника" в Баку. Попутно завозили продукцию в Краснодар, Ростов-на-Дону. Когда доехали до Тбилиси, выяснилось, что отец наказал старшим товарищам оставить меня на несколько дней у тетки в соседнем городе Рустави. Остатки товара с моего автомобиля перегрузили в те две машины, и они уехали. Никто и подумать не мог, что "гостить" я там буду пять месяцев. Началась эпидемия холеры, и ни один поезд, ни один самолет, машина или автобус границу Грузии покинуть не мог. Вот такой случай.
В 1971 году Владимира Рыжова призвали в армию - в Одесский военный округ в воздушно-десантные войска. Демобилизовавшись из армии, молодой человек поступил учиться в Краснослободский аграрный техникум на техника-механика. После окончания техникума пятнадцать лет проработал водителем в Саранской гидромелиоративной партии. А потом наступили девяностые годы - время перемен.
– В 1991 году я стал учредителем кооператива, – продолжает В.В. Рыжов. – Занимались деревообработкой, производили деревообрабатывающие станки, а когда появилась возможность устроиться в недавно организованный Фонд развития села, ушел туда водителем. По всей Мордовии в магазины развозил продукты питания и хозяйственные товары. Работал там до 2000 года, затем уехал в Москву, был водителем у одной состоятельной семьи, проживавшей в Звёздном городке. Там я познакомился с нашими космонавтами Александром Александровичем Серебровым, Мусой Хирамановичем Манаровым, Игорем Петровичем Волком. Они мне много интересных историй рассказывали. Через восемь лет вернулся в Саранск, три года работал на такси.
В 2011 году Владимир Викторович поступил работать в автошколу Саранского Дома науки и техники инструктором по вождению - новая страница жизни и грань профмастерства. В этой работе требуется не только отличное знание техники и правил дорожного движения, но и навыки общения, способности преподавателя, который должен научить безопасному вождению людей разного возраста.
– Работа нервная, но благородная, – говорит В.В. Рыжов. – Представьте, приходит ученик, который даже не знает, как дверь правильно закрыть. А ведь из него нужно сделать настоящего водителя, которого на дорогу было бы не страшно выпустить. Случаев, конечно, много разных было, особенно курьезных. К примеру, однажды моя ученица половину ключа в замок зажигания засунула и повернула - руль заклинило. Машину пришлось эвакуировать на станцию техобслуживания, а работники станции меня и спрашивают: "Это как такое могло получиться?" А я им отвечаю: "А вы умудритесь"… И ведь не всегда ученики становились причиной нештатной ситуации. Как-то мы с ученицей стоим возле поста ГАИ в своем ряду, ждем, пока зеленый свет загорится, я ей в это время говорю: "Всегда двигайся не спеша". Вдруг со встречной полосы в нас летит "Нива" и прямо в передний бампер врезалась. Из машины выскакивает водитель и говорит нам: "Я на зеленый сигнал светофора выехал". Я ему отвечаю: "Да хоть на синий сигнал, но ты выехал на встречную полосу"... Да, всякое бывало. Но своим ученикам, которые впервые садились за руль и очень боялись, говорил: "Проконтролирую любую ситуацию, ведь у меня вторые педали, руль. Я смотрю на полсекунды вперед". И могу с гордостью сказать, что все мои ученики экзамены на права всегда сдавали с первого раза. С некоторыми из них мы до сих пор общаемся, они мне звонят, поздравляют с праздниками и днем рождения.
Сегодня В.В. Рыжов трудится на заводе "Медоборудование" - на дежурной "Газели" развозит медицинское оборудование и рабочих.
Работники, садясь в машину, всецело доверяют ему свои жизни, зная, за рулем опытный водитель, на которого можно положиться.
– Очень обидно, что на дорогах сейчас много неопытных водителей, – говорит Владимир Рыжов. – Почему-то едва сев за руль они начинают считать себя центом Вселенной, и не видят тех, кто рядом с ними. А еще не чтут главного правила водителей – на дороге должна быть взаимопомощь. Несколько лет тому назад мы ехали по центральной трассе Саранск-Москва. Видим, стоит "Газель", рядом ребята голосуют - у них колесо в колею забросило. Мы с сыном помогли им, а они несут пятитысячную купюру. Естественно, мы отказались и удивились такому "вознаграждению". Оказалось, что они уже сутки "загорали" на обочине, и никто, кроме нас, им не помог. И это на федеральной трассе, где проезжают тысячи машин! Раньше, если машина стоит на обочине, любой водитель останавливался, помогал, потому что без поддержки и взаимопомощи на трассе нельзя.
Для Владимира Викторовича управлять транспортным средством - это не просто работа, а любимое дело, без которого он не представляет свою жизнь. "Если я несколько дней не сажусь за руль, у меня начинается беспокойство, мне не хватает ощущения движения, вибрации двигателя", - делился Владимир Викторович. А еще добавил, что если бы была возможность, он всё равно не поменял бы свою профессию на другую.