Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Кочкуровского района Республики Мордовия

431580, Республика Мордовия, Кочкуровский район, с.Кочкурово, ул. Советская, 5.
телефон: +7 (83439) 2-13-29, +7 (83439) 2-19-19
e-mail: zarja@moris.ru

Глубинка

"Нас мало, но станция все же жива"

В Кочкуровском районе, впрочем, как и везде, есть населенные пункты, которые находятся достаточно далеко от районного центра. Чаще всего, в них совсем мало жителей, да и сама жизнь там течет размеренно и неспешно. В этот раз мы побывали на станции Качелай.

Небольшой населенный пункт под названием "Станция Качелай" – это промежуточная железнодорожная станция Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги. Располагается всего в полутора километрах от села Качелай и около тридцати с половиной километров от районного центра. Бескрайние степные просторы украшают березы и клены, которые растут вдоль железной дороги. Летом и зимой это все завораживает.

Станция была построена в далеком 1898 году, при ней и возникло небольшое поселение. Его жителями стали выходцы из близлежащих сел, жизнь которых, по большей части, так или иначе связана с железной дорогой. Так, в 1930 году здесь было всего шесть домов, где проживало 24 человека. В последующие года численность населения тоже не увеличилась. Несмотря на то, что на 1 января 2020 года здесь зарегистрировано 18 человек, фактически проживают всего две семьи – четыре человека.

…И вот мы на месте. Супругов Биктимировых дома не оказалось, что нас особо и не удивило – рабочий день в самом разгаре. А так как они работают на железной дороге, то именно туда (на станцию) мы и направились.

Галина Ивановна на станции работает вот уже тридцатый год. В 1991 году они приехали с супругом в этот небольшой поселок, да так и остались насовсем.

– Начала работать дежурным по станции, – говорит Галина Ивановна. – Так как люди мы приезжие, выделили служебное жилье. В 2008 году назначали меня начальником. Должность крайне ответственная, человек, ее занимающий, в ответе и за безопасность движения, и за оборудование, и за жизнь пассажиров, за их комфортное и удобное перемещение по железной дороге.

Кабинет Галины Биктимировой выглядит почти нереально: почти все рабочее пространство занимает внушительный пульт управления. На нем – масса кнопок, лампочек, под которыми на черных табличках видны непонятные непосвященному сокращения. Но Галина Ивановна управляется со всем этим хозяйством легко и непринужденно. За плечами у нее огромный опыт. Ее руки буквально порхают по кнопкам и переключателям. Видно, что дело свое она любит.

– Вот, например, на железнодорожных путях у нас находятся светофоры, на пульте – их "повторители": разрешающий или запрещающий, – поясняет Галина Биктимирова. – Я все их здесь вижу. А вот и кнопки стрелочных переводов. Я каждую стрелочку перевожу отсюда сама. Лампочки, выстроившиеся в линии в верхней части пульта, – это отображение путей станции. Белый цвет – свободны, красный – заняты.

Мы разговариваем, но Галина Ивановна ни на миг не выпускает из виду пульт управления. Все должно быть под контролем!

А в это время станция Качелай живет своей жизнью: прибывают электрички, проносятся пассажирские и товарные поезда, идут маневровые работы. Обо всех действиях доклад принимает начальник по станции, и может показаться, что нет ей ни минуты покоя. Но оказывается, что это обычный, спокойный день.

Супруг Галины Ивановны - Рушан Алиевич - работает на станции 20 лет, он монтер пути. Его основная задача – текущее обслуживание и профилактический ремонт железнодорожных путей. Несмотря на широкую механизацию многих сфер нашей жизни, труд монтера пути по-прежнему остается ручным. При плановом ремонте он орудует в основном ручным инструментом: кувалдой, ломом, лопатой.

– Нас все с супругой устраивает, – продолжает Рушан Алиевич. – Работа в двух шагах от дома. Зарплата достойная. Поездов почти не слышно, особенно зимой, когда окна закрыты. С другой стороны, привыкли, может быть.

Попрощавшись с семейной парой железнодорожников, мы пошли к Н.Н. Балаеву. Он - коренной житель станции Качелай.

– В 1988 году я окончил Качелайскую школу, – говорит Николай Николаевич, – поступил в Качелайское профессиональное училище. В 1989 году его окончил и пошел служить в армию. После демобилизации начал работать дежурным станции Качелай, а в 1997 году стал начальником станции. Через два года перевели исполняющим обязанности начальника станции Чаис, которая располагается в селе Павловка Никольского района Пензенской области. На железной дороге проработал до 2000 года. Затем трудился вахтовым методом в Москве – сварщиком, охранником.

Николай Николаевич - постоянный участник мероприятий села Качелай. Под гитару он исполняет песни различных жанров. Принимал участие в фестивале солдатской и патриотической песни "Афганское эхо".

Конечно, в населенном пункте нет торговой точки, но это нисколько не смущает его жителей – до Качелая, что называется, рукой подать. Хотя, конечно, иногда и хотелось бы, чтобы людей здесь было чуточку больше. Но это теперь уже вряд ли когда-нибудь сбудется…

Автор: М. СТАРКОВА.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 338

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика