В Кочкуровском районе, впрочем, как и везде, есть населенные пункты, которые находятся достаточно далеко от районного центра. Чаще всего, в них совсем мало жителей, да и сама жизнь там течет размеренно и неспешно. В этот раз мы побывали на станции Качелай.
Небольшой населенный пункт под названием "Станция Качелай" – это промежуточная железнодорожная станция Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги. Располагается всего в полутора километрах от села Качелай и около тридцати с половиной километров от районного центра. Бескрайние степные просторы украшают березы и клены, которые растут вдоль железной дороги. Летом и зимой это все завораживает.
Станция была построена в далеком 1898 году, при ней и возникло небольшое поселение. Его жителями стали выходцы из близлежащих сел, жизнь которых, по большей части, так или иначе связана с железной дорогой. Так, в 1930 году здесь было всего шесть домов, где проживало 24 человека. В последующие года численность населения тоже не увеличилась. Несмотря на то, что на 1 января 2020 года здесь зарегистрировано 18 человек, фактически проживают всего две семьи – четыре человека.
…И вот мы на месте. Супругов Биктимировых дома не оказалось, что нас особо и не удивило – рабочий день в самом разгаре. А так как они работают на железной дороге, то именно туда (на станцию) мы и направились.
Галина Ивановна на станции работает вот уже тридцатый год. В 1991 году они приехали с супругом в этот небольшой поселок, да так и остались насовсем.
– Начала работать дежурным по станции, – говорит Галина Ивановна. – Так как люди мы приезжие, выделили служебное жилье. В 2008 году назначали меня начальником. Должность крайне ответственная, человек, ее занимающий, в ответе и за безопасность движения, и за оборудование, и за жизнь пассажиров, за их комфортное и удобное перемещение по железной дороге.
Кабинет Галины Биктимировой выглядит почти нереально: почти все рабочее пространство занимает внушительный пульт управления. На нем – масса кнопок, лампочек, под которыми на черных табличках видны непонятные непосвященному сокращения. Но Галина Ивановна управляется со всем этим хозяйством легко и непринужденно. За плечами у нее огромный опыт. Ее руки буквально порхают по кнопкам и переключателям. Видно, что дело свое она любит.
– Вот, например, на железнодорожных путях у нас находятся светофоры, на пульте – их "повторители": разрешающий или запрещающий, – поясняет Галина Биктимирова. – Я все их здесь вижу. А вот и кнопки стрелочных переводов. Я каждую стрелочку перевожу отсюда сама. Лампочки, выстроившиеся в линии в верхней части пульта, – это отображение путей станции. Белый цвет – свободны, красный – заняты.
Мы разговариваем, но Галина Ивановна ни на миг не выпускает из виду пульт управления. Все должно быть под контролем!
А в это время станция Качелай живет своей жизнью: прибывают электрички, проносятся пассажирские и товарные поезда, идут маневровые работы. Обо всех действиях доклад принимает начальник по станции, и может показаться, что нет ей ни минуты покоя. Но оказывается, что это обычный, спокойный день.
Супруг Галины Ивановны - Рушан Алиевич - работает на станции 20 лет, он монтер пути. Его основная задача – текущее обслуживание и профилактический ремонт железнодорожных путей. Несмотря на широкую механизацию многих сфер нашей жизни, труд монтера пути по-прежнему остается ручным. При плановом ремонте он орудует в основном ручным инструментом: кувалдой, ломом, лопатой.
– Нас все с супругой устраивает, – продолжает Рушан Алиевич. – Работа в двух шагах от дома. Зарплата достойная. Поездов почти не слышно, особенно зимой, когда окна закрыты. С другой стороны, привыкли, может быть.
Попрощавшись с семейной парой железнодорожников, мы пошли к Н.Н. Балаеву. Он - коренной житель станции Качелай.
– В 1988 году я окончил Качелайскую школу, – говорит Николай Николаевич, – поступил в Качелайское профессиональное училище. В 1989 году его окончил и пошел служить в армию. После демобилизации начал работать дежурным станции Качелай, а в 1997 году стал начальником станции. Через два года перевели исполняющим обязанности начальника станции Чаис, которая располагается в селе Павловка Никольского района Пензенской области. На железной дороге проработал до 2000 года. Затем трудился вахтовым методом в Москве – сварщиком, охранником.
Николай Николаевич - постоянный участник мероприятий села Качелай. Под гитару он исполняет песни различных жанров. Принимал участие в фестивале солдатской и патриотической песни "Афганское эхо".
Конечно, в населенном пункте нет торговой точки, но это нисколько не смущает его жителей – до Качелая, что называется, рукой подать. Хотя, конечно, иногда и хотелось бы, чтобы людей здесь было чуточку больше. Но это теперь уже вряд ли когда-нибудь сбудется…